«Славное море — священный Байкал», — поется в популярном русском романсе, написанном на стихи Дмитрия Давыдова. Уникальный, загадочный, суровый, как характер настоящего сибиряка, и окутывающий своим теплом, словно руки любящей матери. Такой разный Байкал. Какие тайны хранит в себе самое глубокое озеро планеты, как задобрить духов, чтобы путешествие к берегам было удачным, и что такое иглы Байкала — во втором материале KazanFirst о путешествиях татар в Бурятии.
Будда на Лысой горе
После первого дня, наполненного и переполненного впечатлениями от пятичасового перелета прямым рейсом Nordwind Казань — Улан-Удэ, посещения Дацана и Языка Тролля, второй день нашего путешествия оказался еще более активным. Пытаясь справиться с разницей во времени (в столице Бурятии оно бежит вперед на пять часов впереди московского) и акклиматизацией, морем эмоций и впечатлений, мы отправились снова в путь. Первой точкой нового дня стал дацан Ринпоче Багша на Лысой горе. Это один из самых известных буддистских храмов Бурятии. Храм совсем молодой: его строительство началось в 2000 году, а открыли его спустя четыре года. Возведение дацана благословил сам Далай-лама.
KazanFirst
Комплекс расположен на холме, откуда открывается фантастический вид на город, будто разрезанный извилистой рекой Селенга. Вход в храмовый комплекс охраняют два животных-демона. Суровые, пугающие своими оскалами, они будто безмолвно предупреждают туристов о том, что в дацан можно идти лишь с добрыми помыслами и благими намерениями.
По периметру комплекса проходит пешеходная дорога длиной более километра. Вдоль нее расположены беседки, установленные в честь 12 символов года. Параллельно идет еще одна тропа, увешанная цветными хий-моринами (конями ветра) — платками на удачу, цвет которых зависит от года рождения. «Кони» привязаны к специальным конструкциям и развеваются на ветру, создавая яркую арку из тысяч разноцветных лоскутов.
KazanFirst
Завязав свой хий-морин и налюбовавшись видами, проходим в храм. Заходить внутрь нужно по правилам: вход слева, а выход только в правую дверь. Проход по центру используют исключительно священнослужители при больших религиозных церемониях. Нам повезло — мы попали в самый разгар хурала — буддистского молебна. В центре храма установлена самая большая статуя Будды в России. Шестиметровое изображение Будды Шакьямуни покрыто сусальным золотом, а изготовлено оно было в Пекине именитым мастером Гу Шиюанем. Статую в Улан-Удэ привезли в разобранном виде. Внутрь вложили драгоценности и молитвы, а освятил ее 22 февраля 2004 года сам Далай-лама.
Побыв еще немного в монастырском комплексе, отправляемся дальше — на свидание с Байкалом.
Небо, нерпа и Байкал
От дацана до Байкала путь лежал неблизкий — около 240 километров. Часть дороги проходила через тайгу, в это время года усыпанную яркими сиреневыми цветами багульника. В середине пути — внезапная остановка. На наш немой вопрос, в чем же причина, гид Дарина с хитрой улыбкой отвечает: «Пора бурханить». Но тут же сбивает наш пыл — «бурханить» означает давать жертвоприношение духам. Путешественники, которые держат путь к батюшке-Байкалу, должны остановиться у специальных беседок или возле столбов сэргэ, на которых повязаны цветные ленты. Здесь и проходит обряд задабривания.
Духам необходимо отдать верхнюю часть блюда или напитка в качестве подаяния. Считается, что в этом случае дорога будет легкой, а Байкал примет путешественника в добром расположении духа. Чтобы «бурханить», берется молоко или алкоголь и разбрызгивается. Вначале вверх – Отцу-небу, затем вниз – Матери-земле и после – по четырем сторонам света по часовой стрелке. После приношения можно ехать и быть уверенным, что духи вам благоволят. Сделав подношение эжинам, отправились дальше.
KazanFirst
Каких-то полтора часа и вот оно — священное озеро Байкал. Сказать, что он красив, — не сказать ничего. Лазурные воды видны издалека. Несмотря на середину мая, на озере еще сохранился ледяной покров. Небольшие льдины, толкаясь, рассыпаются на тысячи острых игл, которые, как в таинственном хороводе, смещают друг друга вниз, освобождая лазурь воды. На берегу, где была сделана наша остановка, возвышается маяк. Практического смысла он не несет и является излюбленным местом туристов. Поднявшись наверх, можно увидеть необъятную мощь и красоту озера.
KazanFirst
У камней нас уже ожидает аэролодка, на которой продолжилось путешествие. На наш вопрос, есть ли шанс увидеть нерп, Дарина отвечает, что он совсем невелик. Животные пугливы, и громкий звук мотора спугнет байкальского обитателя. Но надежды не теряем и направляемся к самым большим льдинам. Именно там можно увидеть пресноводных тюленей. По дороге гид рассказывает об очаровательных эндемиках — нерпа водится лишь в Байкале. Нерпа — очень умный и пытливый зверь. Огромные бездонные глаза тюленя не оставят равнодушным никого. Несмотря на схожесть, самца от самки нерп легко отличить. Самки — улыбчивые и большеглазые, с довольным выражением мордочки. Самцы — полная им противоположность. Как и положено настоящим сибирякам, выражение нерпы-самца сурово. Лодка чуть замедляет ход, и мы видим вдали темный силуэт на льдине.
KazanFirst
«Нерпа, это же нерпа», — перебивая другу друга, закричали мы.
Вначале кажется, что это лишь гладкий большой камень. Но вот «камень» поднимает голову, несколько секунд смотрит в нашу сторону и плюхается в воду. Катер окончательно останавливается, вокруг царит глубокая мистическая тишина. И тут мы начинаем слышать шепот Байкала — это тонкие и острые, как иглы, льдинки, сталкиваясь между собой, будто здороваются с нами, едва слышно рассказывая самые сокровенные тайны древнего озера. Магический танец и шепот льдин и необъятное лазурное небо делают все происходящее вокруг нереальным, наполняя изнутри абсолютным счастьем.
KazanFirst
Побыв еще немного на катере, возвращаемся на берег. Здесь нас ждет традиционная уха из Байкальского омуля (вкусной и жирной рыбы, обитающей так же только на Байкале). Говорить не хочется. Состояние бесконечной свободы и умиротворения еще долго не покидает, переполняя разум и душу, оставляя множество вопросов и непреодолимое желание снова вернуться на берег «Сибирского моря»…
Напомним, что первый прямой рейс авиакомпании Nordwind, соединивший столицы двух республик — Татарстана и Бурятии, стартовал в начале мая. Улететь в Улан-Удэ можно дважды в неделю на комфортабельных современных лайнерах. Время в пути — пять часов.