Найти тему
Mash Room

Без родной гавани: Судьба Черноморского флота в 90-е

Оглавление

После распада СССР между Россией и Украиной возник спор о том, кому достанется Черноморский флот и где он будет базироваться. 28 мая 1997 года обе страны достигли соглашения о параметрах раздела ЧФ. Тогда условились на том, что наш флот будет стоять в Севастополе, численность военных, техники и кораблей сократится, а Москва должна будет Киеву выплачивать ежегодно значительные суммы за так называемую аренду.

Но что предшествовало этим соглашениям и через какие сложности пришлось пройти до подписания соглашения? "Палки в колёса" от украинских чиновников, проблемы с финансированием ЧФ со стороны России, контрабанда оружия через Чёрное море и нескончаемые правовые нюансы — читайте, как это было, в нашей статье.

Делёжка

В начале 1990-х годов раздел военного имущества СССР чаще всего проходил безболезненно. Бывшие республики согласились на предложения Москвы, которая после распада Союза сохранила контроль над крупнейшими складами военной техники и боеприпасов.

Однако вопросы, связанные с имуществом и инфраструктурой Черноморского флота, сразу вызвали острый спор между Россией и Украиной. Москва не хотела терять базы в Крыму, которые оказались под юрисдикцией Киева. На стратегически важном полуострове остались удобные бухты, аэродромы, склады, части береговой обороны и ПВО.

Стратегическая ценность

Во времена холодной войны и до распада СССР Черноморский флот был важнейшим звеном на южном фланге европейского направления. Приоритетной задачей флота было обеспечение действий в Средиземном море 5-й оперативной эскадры ВМФ, состоявшей в основном из кораблей Черноморского флота.

Задача эскадры была сорвать (как минимум ослабить) ядерный удар по нашей территории из Средиземного моря, где находились стратегические ракетоносцы и авианосцы США. Неизбежная гибель советских кораблей в случае подобного столкновения в Средиземноморье рассматривалась как цена за несколько сотен ядерных блоков, которые были бы вычеркнуты из первой атаки США.

Экономический вопрос

С распадом СССР и изменением геополитической обстановки Черноморский флот попал в ситуацию неопределённости. Вопрос кому и что достанется затянулся Москвой и Киевом на шесть лет. Проблемы ЧФ тогда решались за счёт налаженного взаимодействия между штабом ЧФ и Лужковской администрацией города Москвы. Всё благодаря наличию в составе флота корабля, названного в честь столицы РФ.

Московская мэрия могла решить бытовые проблемы флота, отладить культурную жизнь, поддержать Черноморский филиал МГУ и сохранить "частичку России" в регионе, ставшим частью Украины. Однако обеспечить полноценный функционал флота с сотнями кораблей, береговой инфраструктурой, аэродромами и т. п. в условиях сокращения военных расходов федерального бюджета — Москве было не под силу.

Нагнетание

Украина агрессивно жаждала инфраструктуру и собственность Черноморского флота — отчего изначально вела себя агрессивно. 5 апреля 1992 года президент Незалежной Кравчук объявил ЧФ СССР собственностью его страны. Через два дня Ельцин пошёл на аналогичный шаг.

Летом состоялись переговоры, где оба президента подписали соглашение о выводе флота из состава стратегических сил СНГ. В сентябре этого же года Ельцин и Кравчук достигли предварительного соглашения о разделе ЧФ поровну и совместном использовании инфраструктуры. Но Кравчука обвинили в госизмене, и под давлением оппозиции он отказался от соглашения. Всё вернулось к ситуации до переговоров.

Как быть?

В апреле 1994-го украинские десантники штурмовали военно-морскую базу в Одессе. Также было зафиксировано несколько других попыток Украины переподчинить военные объекты, где служили российские офицеры.

В этом же году ЧФ начал испытывать нехватку горючего, и патрулировать акваторию было сложно. С того времени активизировалась контрабанда оружия и боеприпасов для боевиков на Северном Кавказе.

Ситуацию усугубляла неразбериха во внутренней политике РФ. В Москве не хотели тратить средства на флот, который непонятно кому принадлежит, а иного решения, как исправить ситуацию, в тот момент не было.

Конкретные договорённости

В июне 1995 года Москва уступила Киеву и отказалась от Севастополя как от главной базы ЧФ. Ельцин и Кравчук договорились о раздельном базировании. При этом РФ получала право оставить в Севастополе штаб и поднять Андреевский флаг над 81,7% кораблей.

28 мая 1997 года в Киеве подписали соглашения, закрепляющие достигнутые договорённости на правах аренды, где детально прописывали статус и условия пребывания ЧФ России в Крыму. РФ получила почти 400 кораблей и 161 единицу авиационной техники. Однако Украина ограничивала численность военнослужащих РФ в Крыму до 25 тысяч человек.

А им всё мало

За аренду военной инфраструктуры Крыма Россия должна была выплатить $98 млн за срок до 28 мая 2017 года. В 2010 году президент Янукович согласился продлить аренду до 2042 года, но оппозиция раскритиковала его и вывела тысячи людей к Верховной раде.

Прозападный украинский истеблишмент отрицательно относился к пребыванию российского флота в Крыму. В период президентства Ющенко из-за агрессивной риторики Киева в России неоднократно поднимался вопрос о переносе базы в Новороссийск и серьёзной модернизации его инфраструктуры.

В родную гавань

Вопрос с Черноморским флотом окончательно закрыли в марте 2014 года. Жители Крыма отказались признавать итоги февральского госпереворота в Киеве и проголосовали за вхождение в состав России на референдуме. На верность ВМФ РФ тогда присягнула часть офицеров ВСУ и ВМС Украины.

Читайте также:

· Операция "Богомол": 36 лет спустя
·
Боевые маги от античности до наших дней
·
Джордж Блейк: как советский "нелегал" обманул разведку США, а затем сбежал из британской тюрьмы