Найти в Дзене
Mash Room

Григорий Остер: как научить детей постмодернизму

Оглавление
Григорий Остер: как научить детей постмодернизму
Григорий Остер: как научить детей постмодернизму

Если вашу злую книжку
Изымают с книжных полок,
То задумайтесь, быть может,
Адольф Гитлер — это вы.

"Вредные советы" Григория Остера вчера потребовала изъять с книжных полок и уничтожить Прокуратура Каратузского района Красноярского края.

За "описания жестокости и антиобщественных действий, вызывающих у детей страх, ужас или панику… в виде изображения, унижающего человеческое достоинство".

Всему виной — иллюстрации в издании 2022 года с виселицами, ножами, оружием и прочими антинравственными предметами.

А пока весь тираж не убрали с полок, мы решили вспомнить, что Остер — классик отечественного постмодернизма. Но, в отличие от Мамлеева, Пелевина и Сорокина, деконструировал он другое сакральное поле: советскую традицию детской литературы.

Рассказываем, как отучить ребёнка от модернизма и научить постмодернизму, в свежей статье!

Что такое постмодернизм?

Если очень кратко — то направление в философии и искусстве, которое отрицает: а) большие цели и смыслы; б) границы жанров; в) любое новаторство; г) вечный или вневременной характер каких-либо ценностей.

Всё остальное — следствие. Постмодернистами считают и Умберто Эко, и Виктора Пелевина.

Детская литература

Основная технология постмодернистского автора — деконструкция какой-то важной традиции.

А в СССР детская литература занимала особое место на пьедестале культур. Была отдушиной для внутренних эмигрантов (там же сказка, крамолу можно аккуратно спрятать), способом соревноваться в фантазии совершенно легально.

И тут пришёл Григорий Остер.

Лошади лучше советских детей

Пример его деконструкции — "Сказка с подробностями".

В этом произведении рассказчик — директор карусели. Он рассказывает игрушечным лошадкам сказку на ночь, но они не унимаются и требуют деталей.

В итоге повествование делится на целых три блока: основной с лошадками, мир сюжета сказки и мир деталей, который постепенно разрастается. Поэтому роман можно читать с любого места и ничего от этого не потерять. Настолько нелинейное повествование.

Разрушитель мифов

Детская литература СССР генерировала обязательные для будущего нового человека мифы. О героических тимуровцах, справедливых милиционерах и о ком только не.

А Остер взял и лишил эти мифы героического начала. В книге, где слово "миф" есть в названии, Остер рассказывает о мальчике настолько грязном, что ему всю жизнь пришлось жить на дереве. Или девочке, ставшей настолько лёгкой, что её спокойно снесло ветром.

Автор немножко умер

Ещё один излюбленный постмодернистский приём — взаимодействие с читателем. Остер, например, сам просит детей придумать финалы некоторых своих рассказов.

В истории "Чудовищный ремонт" директор школы знает, что в подвале живёт чудовище, но никому про это не говорит. Потом спускается туда и...

Просьба домыслить уважаемых читателей!

"Вредные советы"

"Вредные советы", по признанию самого Остера, были прививкой от глупости и "педагогикой от противного".

Первые "советы" Остер публиковал ещё в Советском Союзе. И тогда у них ещё мог быть моральный пафос.

Но в девяностые, когда кругом царил идеологический и моральный вакуум, эти стишки стали метафизическим манифестом сродни "Чапаеву и пустоте". И ни взрослый, ни ребёнок уже не мог понять: а точно ли это вредно?

В целом и страна тоже не могла. Настоящий постмодерн — нет окончательных выводов.

Читайте также:
· Как Хантер Томпсон изменил американскую журналистику
·
Shrek is love? Как Dream Works испортили любимого огра
·
55 лет Гамоверу: за что мы любим легенду отечественной игрожурналистики