«Семь ключей к современному искусству» — это книга британского художника, дизайнера и критика Саймона Морли. Она рассказывает о семи способах взглянуть на произведение, чтобы составить о нём полноценное представление.
Как устроена книга
Автор книги предлагает зрителю семь «призм», через которые можно смотреть на произведения искусства. Этим «призмам» или «ключам» посвящено введение книги: автор описывает каждый из них, рассказывает, как они взаимодействуют, почему именно эти семь параметров он посчитал важными и так далее. Подробнее об этих ключах я расскажу ниже.
Остальная часть книги — это разбор различных произведений современного искусства — от Матисса до Билла Виолы — через эти самые семь «призм». Всего в книге описаны и проанализированы 20 произведений. В конце каждой главы — рекомендации «что почитать» и «где посмотреть» об авторе и его творении.
Также издание включает в себя иллюстрации — цветные и черно-белые, примечания, источники иллюстраций и довольно подробный указатель с ключевыми словами.
Семь ключей к искусству
Итак, о каких ключах говорит автор в книге, и в чем их суть — очень коротко:
Исторический ключ
Рассмотрение произведения в рамках непрерывного диалога с темами и стилями прошлого. Так произведение становится не просто предметом материальной культуры, а символом более широких социокультурных процессов и стилистических обычаев.
Биографический ключ
Встраивает произведение в биографию автора. Анализ личный и локальных обстоятельств, которые могли повлиять на художника, а следовательно и на произведение.
Эстетический ключ
Произведение рассматривается как визуальный артефакт, обладающий конкретными пластическими, формальными свойствами, вызывающими эмоциональный и интеллектуальный отклик.
Эмпирический ключ
Исследует то, как произведение влияет на зрителя или — как зритель реагирует на произведение. Здесь важен как субъективный и феноменологический отклик на опыт, так и исследования психологии и нейробиологии восприятия. Этот ключ про то, как (через что) произведение обращается к зрителю.
Теоретический ключ
Про то, о чем говорит искусство. Не про эмоции и опыт, а про идею. Этот ключ про изучение теоретических положений, манифестов и высказываний художников. А также про социальные и политические предпосылки возникновения произведения, про следы предрассудков общества, в котором оно было создано.
Скептический ключ
Про то, что не нужно воспринимать культурное признание как должное. Если что-то считается шедевром, не факт что оно таковым является. Этот ключ предлагает нам занять позицию «адвоката дьявола», искать другие мнения и рассуждать критически.
Рыночный ключ
Этот ключ рассматривает произведение искусства как товар в капиталистической экономике, как символический и политический актив.
Мои впечатления от книги
Скажу сразу, мои ожидания были обмануты. Книга продавалась в запечатанном виде, заранее о её содержании я ничего не выясняла, отзывы не читала, и делала выводы только по названию и цитате автора на обороте. Цитату прикреплю ниже, чтобы вы могли оценить, насколько она содержательна и репрезентативна.
Так вот. Я ждала от книги двух вещей: во-первых, большого теоретического труда; во-вторых, «волшебной таблетки», которая научит меня понимать произведение здесь и сейчас, стоя прямо перед ним в музее.
Оба ожидания были обмануты. Большого теоретического труда, каким я его представляла, не случилось. «Теория» тут только во введении, а далее — разбор конкретных произведений, то есть, в моем понимании, практика.
«Волшебной таблетки» тоже не случилось, потому что приведенные автором семь ключей — это семь разных исследований одного и того же произведения, немалая работа, которая не даёт никаких ответов здесь и сейчас (конечно, такого и не бывает, но так хотелось бы).
В целом, от книги у меня смешанные впечатления. Она точно не плоха, но и ничего нового как будто не дает. То, что в искусствоведении есть разные подходы, и на произведения можно смотреть с разных сторон, для меня что-то из разряда очевидного. Какого-то открытия мне здесь не хватило.
Но разбор современных произведений искусства, разносторонний и подробный, — это классно. В отличии от произведений старой школы, такой информации в сети об актуальном искусстве не так уж много. Поэтому, ценное и интересное я в книге для себя тоже нашла.