«У наших зрителей, которые смотрят итальянские фильмы, создается нередко впечатление, что итальянское кино в целом делает только жизненные, реалистические ленты. Но большинство картин, выпускаемых итальянскими киностудиями, совсем иного рода"
Итак, читаем фрагменты старой статьи киноведа В. Баскакова (1921-1999), опубликованной в 1966 году:
«У наших зрителей, которые смотрят итальянские фильмы, создается нередко впечатление, что итальянское кино в целом делает только жизненные, реалистические ленты. Но большинство картин, выпускаемых итальянскими киностудиями, совсем иного рода.
Что, например, вышло на экран за последние два года? «Тайна индийского храма», «Тото и Клеопатра», «Д’Артаньян против трех мушкетеров», «Зоро и три мушкетера», «Библейские патриархи», «Падение Рима», «Монах из Монцы», «Прелюбодей он... прелюбодейка она», «Великолепный авантюрист», «Самсон против пиратов», «Зверь Сайгона»…
В этом потоке одиноко стоят «Бум» и «Вчера, сегодня, завтра» Витторио Де Сики, «Девушка Бубы» Луиджи Коменчини и несколько других реалистических лент, правдиво, смело и талантливо раскрывающих проблемы жизни современной Италии.
Поэтому картина развития итальянского кино была бы неполной, если не сказать об этом действительно прогрессивном течении, которое и определяет подлинное лицо этой кинематографии.
Многие режиссеры, ставшие известными миру в 40-х годах как неореалисты, а также некоторые молодые режиссеры, выдвинувшиеся за последние годы, не дрогнули перед ударами кинематографического кризиса, под натиском клерикальной цензуры, под нажимом продюсеров.
И хотя часть из тех художников, которые ставили фильмы о жизни итальянского народа, в обстановке бойкота прогрессивного искусства, в обстановке шумихи об «экономическом чуде» перешла на рельсы буржуазного киноискусства с его псевдоисторическими фильмами, се***альными драмами и модернистскими лентами, — все же прогрессивное итальянское искусство живет и развивается. …
Фильм Нанни Лоя «Четыре дня Неаполя» — народная эпопея о борьбе с фашизмом, и картина «Трудная жизнь» Дино Ризи — о судьбе журналиста, не пожелавшего служить сильным мира сего, и фильм-памфлет Франческо Рози «Руки над городом» — рассказ о жгучих противоречиях жизни страны, и драма Луиджи Коменчини «Девушка Бубы», и трагикомедии Пьетро Джерми «Развод по-итальянски» и «Соблазненная и покинутая», и последние работы Де Сики, — достаточно вспомнить эти картины, чтобы убедиться, что подлинное искусство не чурается прямого и ясного суждения о явлениях действительности, не уходит от проблем жизни своего народа в мир знаков, предчувствий и ассоциаций.
Эти художники не стали создавать киноленты о всеобщем благоденствии, не переключились на библейские суперколоссы, не пошли и по пути эпигонов неореализма, взявших внешние приметы этого течения и выбросивших за борт его суть.
Авторы этих лент с разным уровнем критического взгляда на жизнь, с разной степенью таланта, но одинаково честно стремились отразить существенные процессы и явления современной Италии.
И если картины режиссеров-декадентов, поднятых буржуазной критикой на пьедестал в качестве пророков и пролагателей новых дорог в искусстве, пронизывает мысль о тщетности любого действия, любого проявления активности, тщетности борьбы за счастье человека, то в фильмах прогрессивных режиссеров бьется пульс жизни, а в отдельных случаях и пульс борьбы за лучшее будущее человека и общества. …
Фильм Де Сики — «Бум». Казалось бы, как непохожа внешне Италия нынешняя на Италию послевоенных лет. Меньше стало знаменитых примет неореализма — грязных улиц, веревок с бельем. Выросли огромные доходные дома самой современной формы, ленты асфальтовых магистралей пересекли страну, стали поговаривать об «экономической чуде». Но, что интересно, большой художник сумел под этой вполне респектабельной внешностью, за этим самоуверенным строительным бумом разглядеть нечто важное.
Герой фильма, буржуазный интеллигент — его талантливо играет Альберто Сорди, — тоже как будто бы вовлечен в этот бум: крутится, вертится, занят каким-то делом. Он живет вместе с молодой женой в новом доме, в прекрасной квартире, с огромным балконом, обвитым зеленью. У него друзья — такие же на вид преуспевающие люди в добротных модных костюмах.
Но на самом деле герой глубоко несчастен. Его преуспевание — это лишь зыбкая внешняя личина, сегодняшний день, случайный выигрыш, а завтра... завтра крах, катастрофа, безденежье.
И эта квартира с многометровыми туалетными комнатами, и спокойная, безмятежная жизнь жены, привыкшей вращаться «в обществе», — все полетит в трубу. Никто из вчерашних друзей даже не обещает помощи — мы сами, дескать, чуть держимся, время-то какое... Работы, которая бы позволяла «прилично» содержать семью,— нет.
Но вот появился единственный шанс: жене руководителя фирмы но производству унитазов (с огромной сатирической силой изображен деятельный одноглазый человек, утверждающий проекты новых, наиболее современных и удобных унитазов, необходимых для строительного бума) приглянулся глаз нашего героя.
Этот глаз показался ей наиболее подходящим для ее предприимчивого, преуспевающего и энергичного мужа. И вот ради зыбкого завтра, ради того, чтобы его жена жила в квартире с окнами во всю стену и с огромным балконом, ради того, чтобы иметь возможность в своей квартире под свой радиокомбайн хороводом танцевать твист с «друзьями дома», ради этого человек готов пойти на крайность — продать свой глаз...
Этот вексель в виде человеческого глаза и есть плата за бум, за призрачное и зыбкое преуспевание.
Фильм «Бум», исполненный трагикомической силы, — интересное и талантливое произведение критического реализма. В нем, как и в некоторых других итальянских фильмах, содержится заряд отрицания буржуазной морали.
И именно в этом их различие с картинами, которые внешне тоже как будто бы рассматривают те же явления, а по существу глубоко буржуазны. …
Французские кинематографисты создали немало фильмов, правдиво отражающих социальные конфликты, проблемы жизни общества. Но за последнее время таких фильмов стало выходить меньше. После всплеска «новой волны» (явления весьма пестрого) экраны стала захватывать чисто буржуазная продукция.
Режиссеры-реалисты, лишенные материальной поддержки, не так часто имеют возможность делать картины, построенные на жизненных, а не на вымышленных ситуациях. И в результате на первый план стали выходить фильмы, рассчитанные на невзыскательный вкус, или откровенно модернистские ленты, или слегка подкрепленные социальным фоном, но довольно пустоватые комедии.
Труд замечательных актеров, высокопрофессиональных режиссеров — а их во Франции немало — очень часто оказывается истраченным для целей, далеких от подлинного искусства.
Во французском кино все больше и больше стали чувствоваться комформистские веяния. Фильмы стали какими-то весьма благообразными, причесанными, не только «не беспокоящими», но, наоборот, услаждающими глаз и слух обывателя то красотами городских и сельских пейзажей и туалетов героинь, то изображением головокружительных и сдобренных юмором, но, однако же, весьма неправдоподобных приключений знаменитых французских кинозвезд и граммофонных «идолов».
Кстати, об «идолах». С недавней поры короли и королевы твиста — и знаменитый Джонни Холидей, на концертах которого восторженная молодежь доходит до экстаза, и Эдди Митчел, и Сильвия Вартан, и другие стали рекламироваться наравне с кинозвездами. Теперь ни одно массовое кинематографическое издание не обходится без их ярких фотографий, где они то танцуют твист с электрогитарой в руках, то управляют автомобилем новейшей марки, то купаются на Лазурном берегу Средиземного моря.
Происходит и своеобразная диффузия — «идолы» стали сниматься в кино, в специальных музыкальных фильмах с нехитрым сюжетом, а кинозвезды — петь и записываться на пластинки.
В марте 1965 года в Москве проходила Неделя французского кино. На эту Неделю официальные французские киноорганизации и продюсеры прислали фильмы по своему выбору, желая представить все, по их мнению, значительное, что есть в современном французском кино.
Здесь были и претенциозные модернистские ленты вроде фильма-балета «Любовники из Терюэля». Были не без постановочного блеска и юмора сделанные приключенческие боевики вроде «Фантомаса».
Здесь были представлены и «Шербурские зонтики» Жака Деми — фильм, премированный на Каннском фестивале. (О справедливости этого решения жюри, как известно, спорила кинематографическая общественность и пресса, противопоставляя этой музыкальной картине полную сарказма и критической силы картину Пьетро Джерми «Соблазненная и покинутая».)
Что же касается «Шербурских зонтиков», то мне представляется этот фильм интересным поиском в области использования цвета и музыки в кино, где есть и выходы — правда, намеченные пунктиром — к определенного рода социальным конфликтам.
Но если рассматривать всю панораму французского кино сегодня, то все же этот изящный, милый музыкальный фильм с трогательным сюжетом не может восполнить пробела в картинах, раскрывающих реальные проблемы жизни французского общества.
Не восполняет этого пробела и такой безусловно серьезный реалистический фильм, как «Супружеская жизнь» Андре Кайятта, также присланный на Неделю в Москву. Он интересен по форме.
В «Супружеской жизни» одни и те же события показаны с разных точек зрения.
Правда, это не новый прием. Его применял еще Орсон Уэллс, его использовал Куросава в «Расёмоне».
У Кайятта одна серия фильма — это рассказ о семейной жизни устами жены, вторая серия — устами мужа.
Из первой серии создается впечатление, что Жан-Марк (так зовут мужа) — скучный, бездарный человек, не сумевший сделать карьеру адвоката и прозябающий в провинции в скромной и неинтересной должности судебного следователя по делам несовершеннолетних. А она — деятельная натура, неудовлетворенная своим невнимательным и недалеким мужем, желающая большого дела, способная бунтовать против провинциального мещанства — с ружьем в руках она разгоняет «общество» маленького городка.
Во второй серии мы увидели иную картину. Оказывается, Жан-Марк уехал в провинцию лишь потому, что не пошел на сделку со своей совестью, отказавшись от участия в нечестных делах известного адвоката. А в провинции он искренне увлечен своим делом — исправлением несчастных ребят, вставших на путь преступности. Жена его, пустая и вздорная, учиняет скандал в благородном собрании не из протеста, а просто в нетрезвом состоянии, желая поскорее выбраться из этой провинции. И в Париже она очень далека от Жан-Марка — у нее поклонники, занятия в рекламной фирме, — она чужда его идеалистическим устремлениям.
Итак, два взгляда, две оценки. Кто же прав: он или она? Каковы герои на самом деле? Кто он — инертный неудачник или человек с принципами?
Кто она — пошлая мещанка, или жертва среды, или просто эмансипированная женщина?
Ведь в фильме показаны, по существу, те же события. Или, может быть, невозможно установить объективную истину в отношениях мужа и жены.
Пожалуй, допустима и такая трактовка фильма: нет и не может быть абсолютной правды, все относительно, правы, дескать, и он, и она, каждый по-своему.
Режиссер-модернист обязательно склонился бы к такому толкованию.
Нельзя сказать, что и Кайятт совсем не допускает такой трактовки. Но как художник-реалист он все же не может совсем уйти от оценки явлений. Поэтому идеалист Жан-Марк показан, пожалуй, с большей симпатией.
Как видим, в картине есть социальная проблематика. И все же она уступает лучшим фильмам французского критического реализма, фильмам того же Кайятта и других режиссеров, смело бравших и талантливо разрабатывающих в недавнем прошлом сложные проблемы современности, выносивших свой приговор уродству, лицемерию и лжи общества.
Сейчас в зарубежной печати много пишут и о кризисных явлениях в английском кино, совсем недавно выпустившем ряд интересных фильмов («Путь в высшее общество», «Субботний вечер — воскресное утро», «Оглянись во гневе», «Спортивная жизнь»).
Английское кино сегодня — это засилие американских фирм, острая и, конечно, неравная борьба между монополиями и мелкими независимыми кинопрокатными компаниями. …
Что касается англо-американских фильмов, то и здесь есть интересные постановочные картины с хорошо подобранными актерами, например «Том Джонс» — экранизация известного романа Филдинга.
Но есть и серии бульварных фильмов — похождений супершпиона Джеймса Бонда и иные подобного рода ленты. …
Можно, пожалуй, сказать, что имена итальянца Антониони, французов Годара и Трюффо в известной степени символизируют кинематографическое лицо современного Запада.
Точнее, правда, было бы заметить — лицо буржуазного кино. …
Разве у нас много серьезных статей, где бы глубоко, с правильных позиций разбиралась философия фильмов Годара или Антониони?
Встречались иные статьи, где эти художники выдавались за вершину прогрессивного искусства. Вспомним, например, статьи, в которых утверждалось, что неореалисты, по существу, только лишь подготовили почву для появления Антониони.
Но это же неправда. Итальянские художники-реалисты сделали великое дело, они познакомили мир с жизнью, социальной структурой, если хотите, душой своего народа. Они пытались разобраться в противоречиях, раздирающих итальянское общество. Они сделали серьезные художественные открытия. Да и стоит ли сравнивать столь принципиально различные явления? …
А что касается «идейного оружия» — так в них заключены ведущие, наимоднейшие буржуазные идеи. Идеи тщетности социального прогресса, идеи бессилия человека перед обществом, идеи порочности и неисправимости человеческой природы и многие другие политические, нравственные и философские идеи из арсенала современных буржуазных теоретиков. …
Думается, что вообще мы неверно полагаем, что если фильм некоммерческий, то обязательно прогрессивный, а если коммерческий, то реакционный.
Но разве фильмы Чаплина и Рене Клера — не коммерческие фильмы? А «Сладкая жизнь», а «Развод по-итальянски», а фильмы Де Сики, а лучшие американские фильмы 30-х годов, а картины Стенли Креймера?
Все эти фильмы собрали немалое число зрителей, имели большой коммерческий успех. Значит, здесь дело обстоит не так просто.
В нашей же кинокритике распространена одна своеобразная концепция развития мирового кино. Она сводится к следующему — в буржуазном киноискусстве имеется только два потока: один поток — коммерческое кино и другой — некоммерческое и, по логике авторов концепции, обязательно прогрессивное кино, с различными отклонениями вправо и влево.
Это отчасти правильно, но сводить все дело лишь к такому делению — значит уходить от сложности проблемы.
Действительно существует мощный и не очень хорошо пахнущий поток коммерческого буржуазного кино, и он захлестывает экраны Западной Европы и Америки.
Если вы приедете сейчас в Париж и пройдетесь по Елисейским полям, вы не увидите там на рекламных плакатах названий фильмов тех талантливых режиссеров, о которых так много пишут в специальной кинопрессе. В глаза вам бросятся совсем иные афиши: «55 дней в Пекине», «Покорение Дальнего Запада», «Человек из Рио», «Клеопатра» и прочие и прочие весьма дорогие и пышные поделки американского и европейского кино.
Вот и кажется, что этот поток фильмов, призванных отвлечь внимание зрителя от жизни, от реального мира, и есть то, против чего мы должны выступать. А прочие, так называемые «некоммерческие», фильмы не должны поддерживать. Но дело, повторяю, обстоит не так просто.
На Западе существует кино, которое по видимости некоммерческое — там не скачет Юл Бриннер в костюме запорожца по аргентинским прериям, там не резвятся ковбои и не раздевается Шехеразада, в них не действуют гладиаторы, вожди варварских племен, русские цари или современные американцы, занимающиеся подводной охотой у берегов Капри.
Это именно те фильмы, которые прессой провозглашены прогрессивными, — фильмы, усложненные по форме, наполненные различного рода новомодными эстетическими и философскими буржуазными идеями.
Ныне буржуазному кинопромышленнику не просто. Обычный кинобоевик со скачкой и стрельбой не может устроить зрителя, который пользуется услугами телевизора, в обилии передающего старые ковбойские ленты. Поэтому возникли грандиозные кинозрелища — на семидесятимиллиметровой пленке «истменколор», с тысячами статистов и сюжетами из времен древнего Рима или из Библии.
Голливуд ежегодно выпускает на экраны мира четыре-пять таких кинозрелищ, которых не увидишь по телевизору. Это и «Бен Гур» с его колесницами и боями, это и «Клеопатра» с Элизабет Тейлор и другими известными американскими актерами, это, наконец, фильм «Падение Римской империи», которым открывался Каннский фестиваль 1964 года.
Сейчас в Италии американский режиссер Хьюстон ставит грандиозный фильм «Библия». Мне довелось под Римом видеть огромные декорации Вавилонской башни и Ноева ковчега.
Продолжают еще вырабатываться «фильмы-ужасы».
Хичкок ежегодно выдает на экраны по новому букету ужасов — то страшное раздвоение личности, то фантастические галлюцинации, то нападение птиц на людей, то еще какой-нибудь сверхстрашный кошмар. Последний его фильм посвящен женщине- клептоманке.
Поменьше стало картин о ковбоях и гангстерах, но и эти «герои» не забыты. Правда, теперь уже нельзя делать картину, в которой лишь стрельба и погони. Здесь много зрителей не соберешь. Нужна хотя бы видимость искусства, социальный фон, какие-то намеки на жизненные конфликты.
И вот начинают ковбойский и гангстерский фильм гримировать «под жизнь». Создаются вполне натуральный фон, жизненно достоверные детали, иногда намечается социальный конфликт, возникают даже некоторые правдивые ситуации. Привлекается в качестве постановщика уже не поделыцик, не ремесленник, а вполне квалифицированный мастер.
В результате рождается и «Великолепная семерка» и другие современные ковбойские фильмы, где заняты очень хорошие актеры и есть элементы социальной проблематики.
Появился и совершенно новый вид кинематографического зрелища — его можно условно назвать европейским вестерном. По сути, это возврат к тем же знаменитым американским фильмам с острым сюжетом, погонями, драками и счастливым концом, но только здесь вместо ковбоя выступает какой-нибудь модный, вполне современный джентльмен и гораздо больше, чем в классических американских вестернах, постельных сцен и, пожалуй, больше юмора.
Прошлым летом в Риме и Париже я наряду с рекламами американских супербоевиков видел огромные афиши, извещающие мир о выходе на экраны французского фильма «Человек из Рио».
Занимательный сюжет, целый каскад головокружительных трюков, погонь, эффектных убийств и в качестве героя — Жан-Поль Бельмондо, высококвалифицированный и несомненно одаренный французский актер.
Выдвинувшийся на фильмах «новой волны», Бельмондо сейчас выступает в картинах иного рода. Это уже не развинченный, потерявший смысл и цель жизни молодой человек, а подтянутый, собранный герой, претерпевающий целую серию самых невероятных приключений. …
Но не следует также забывать, что в современных условиях общественной жизни в Европе капиталистическому кинопромышленнику не так просто заинтересовать зрителя фильмом, где откровенно проповедуются буржуазные идеи — идеи всеобщего благосостояния и классового мира.
Массовый зритель живет в обстановке острых конфликтов и серьезных социальных сдвигов. Он ждет ответов на вопросы, которые его волнуют.
Именно поэтому крупные кинофирмы охотно финансируют не только детективные и постельные истории, но и так называемые «серьезные» картины, в том числе те из них, в которых есть попытка исследования современного мира и современного человека.
Так была поддержана «новая волна» во Франции, так финансовую поддержку получают фильмы французских, итальянских, шведских режиссеров, избравших в качестве ведущего творческого принципа дедраматизацию и дегероизацию искусства, выражающихся нередко в форме утонченного псевдопсихологизма и различного рода формотворческих изысков.
Довольно широкое распространение получили, например, теория и практика «антифильма», сторонники которого выступают не только против всякого сюжета в кинокартине, но и ставят под сомнение необходимость создания образов и характеров.
«Ничто не должно сковывать свободы восприятия зрителем действия фильма» — подобного рода декларации, кочующие из статьи в статью, призваны прикрыть стремление адептов подобных теорий разрушить какую бы то ни было познавательную роль искусства.
Выражением такого кинематографа явился премированный на Венецианском кинофестивале 1961 года французский фильм «В прошлом году в Мариенбаде» (сценарий Роб-Грийе, режиссер Ален Рене).
Авторы так построили свою картину, что зритель остается в неведении, где происходит действие, что за лица действуют на экране (да и люди ли это, а может быть, «представления о людях»), когда все это происходит: «в прошлом году, а может быть,— не в прошлом»?
Реальное и воображаемое сосуществует здесь в «новом пространственном и временном измерении». …
На экраны выходят и находят поддержку и иные фильмы, где есть приметы реального, где действуют уже не тени и представления о людях, а вполне достоверные персонажи, и конфликты развиваются на фоне не без мастерства показанного города со всеми его приметами.
Иногда авторы таких фильмов — серьезные, думающие художники. Они ставят перед собой сложные и важные, по их мнению, художнические задачи. Иногда даже они стремятся постичь мир и человека. Но постичь мир, не исследуя его социальные противоречия, постичь человека, не рассматривая его общественную функцию. А это невозможно. И потому эти картины не выходят за круг буржуазного искусства.
Вот ходовые идеи этих фильмов:
«Каждое зло приносит новое зло, и тщетно с ним бороться».
«Природа человека порочна, низменна и неизлечима».
«Прогресс и цивилизация приносят людям лишь страдания. Всякое общественное деяние бессмысленно».
Отсюда вывод, сформулированный Анри Ажелем: надо показывать человека не в моменты его величия, а в минуты отчаяния, бессилия, депрессии.
Буржуазные теоретики ставят знаки равенства между малодушием и героизмом, между правдой и ложью, между революционной активностью и обывательщиной, между благородством и подлостью. Никто не может доказать абсолютность нравственных критериев: все относительно, все условно, все неустойчиво и зыбко, заявляют они, отрицая, по существу, гуманизм искусства.
Многие фильмы делаются в соответствии со взглядами этих теоретиков. И здесь нет различия между добром и злом…; здесь все размыто, все зыбко и неустойчиво, и автор не имеет критериев для оценки поведения людей, их роли в обществе, их места на земле.
В своих поисках режиссеры, о которых идет речь, находят интересные кинематографические решения, добиваются виртуозности в съемках, глубины и тонкости актерского исполнения. Но сам поиск, цель его, истинное содержание фильмов очень далеки от тех серьезных общественных и чисто человеческих проблем, которые существуют в быту, реальной действительности.
...Бедная девушка, продавщица магазина, полюбила человека, который показался ей внимательным и ласковым, а он — изувер и садист — зверски убивает ее.
...Юноша-студент, истомленный женщинами и жизнью, случайно убивает брата.
...Молодая актриса впервые познала настоящую любовь за час до того, как врач скажет ей, что она больна неизлечимой болезнью.
...Падший человек, по*онок, совершив преступление, познакомился с девушкой, ему показалось, что он полюбил ее, но через несколько часов он погиб от пули полицейского, погиб, по существу, из-за этого первого в его жизни человеческого чувства.
Вот содержание нескольких картин, считающихся зарубежной критикой серьезными исследованиями мира и человека. И верно, в этих лентах есть очень точно найденный типаж, достоверно снят фон и зачастую при съемках искусно использована скрытая камера; почти всегда отлично играют актеры, а режиссер умеет передать психологическое состояние героев. В фильмах иногда есть и художественные находки, способные обогатить изобразительные средства киноискусства. Всего этого нельзя не видеть.
Антониони в «Затмении», например, с большой силой изобразил биржу, подавляющую все человеческое страстью к наживе, к выигрышу.
У Годара и Трюффо есть впечатляющие сцены жизни большого города.
Есть стремление разобраться в социальных и политических противоречиях времени в последнем фильме Алена Рене «Мюриэль». …
Обидно, что большие возможности художников направлены прежде всего на вскрытие и исследование странных частностей, человеческих аномалий и психологических бездн, а не социальных и моральных конфликтов общества, в котором живут герои.
Нам скажут: эти герои искалечены буржуазным обществом и в этом — прогрессивность фильмов.
Да, эти герои порождены противоречиями буржуазного мира, но их авторы видят все же причины язв и противоречий жизни в самом человеке, в его естестве, и настойчиво подчеркивают, что выхода из этих противоречий нет и быть не может. Их фильмы асоциальны, и потому их нельзя причислить к прогрессивным явлениям зарубежного киноискусства. …
в главных своих проявлениях «новая волна» — явление буржуазное.
К сожалению, это не сразу поняли некоторые теоретики. И в специальной печати многие действительно талантливые деятели зарубежного кино, в том числе французского и итальянского, стали рассматриваться либо как представители коммерческого кинематографа, либо как люди, безнадежно отставшие от бега времени и новых веяний. …
Разумеется, Антониони — одаренный и влиятельный художник, в его творчестве так же нетрудно найти прорывы к правде, увидеть растерянность перед окружающей жизнью, смятение духа, попытку разобраться в человеке.
Но Антониони не удается осмыслить явления и социальные противоречия жизни, которые он, по всей вероятности, видит. Разорванность жизненных связей, скрупулезный анализ и многозначительность при изображении малого, второстепенного, и уход от важного, значительного, — вот что, пожалуй, характернее всего для творчества этого талантливого режиссера.
Сейчас в мировой кинопрессе в центре внимания критики находится «Красная пустыня» — последняя работа Антониони, удостоенная главного приза на Венецианском фестивале. Об этом фильме пишут критики самых разных направлений, о нем спорят, он широко рекламируется деловыми кругами в специальных массовых изданиях. Ему прочат коммерческий успех.
Что это за фильм? Как оценить его?
Подобно Бергману и многим другим художникам буржуазного мира, но в своей весьма своеобразной манере, Антониони разрабатывает тему духовного одиночества человека, его, как определяет зарубежная критика, «некоммуникабельность».
Сейчас и в буржуазной литературе и в кино эта тема человеческого одиночества стала ведущей, можно сказать, генеральной. Человек не понимает и не может понять другого человека. Общество разъединило людей. Цивилизация, бурный рост промышленности, науки, техники окончательно порвали нити, связывающие человека с человеком. Нет никаких связей между чувствами и мыслями людей, даже скрепленных родством или физической близостью.
Все эти идеи по-разному разрабатываются крупнейшими режиссерами Запада. И не только на материале современности, но и на материале истории. Нередко для исследования такого рода проблем в качестве объекта берется человек с больной психикой.
Антониони — крупный и даровитый мастер. Он умеет создать нужную ему цветовую гамму, настрой чувств и достоверность фона.
В «Красной пустыне» отлично играют Моника Витти и английский актер Ричард Харрис. В фильме есть впечатляющие сцены.
Как в «Затмении» потрясает сцена биржи, так здесь прорывом к правде является сцена с рабочими, которых вербуют на работу в далекую и неведомую Аргентину, и они с тревогой и страхом задают вопросы о жизни за океаном.
Но главное — душевные переживания героини, получившей в результате автомобильной катастрофы психическую травму.
В ее больном сознании, как, очевидно, хочет сказать автор, обнажены те чувства, сомнения, стремления, которые скрыты и скованы у людей с ненарушенной психикой. Джулиана (так зовут героиню) чувствует свое человеческое одиночество, ее гнетет страх: «Я боюсь фабрик, заводов, людей, цветов», — говорит она. Джулиана не находит никакого понимания не только у мужа, но даже у маленького сына. Мимолетная любовная связь также не приносит счастья.
Не случаен в фильме и интересно снятый в цвете индустриальный пейзаж, не случайны и игрушки сынишки — тоже индустриальные — роботы с фотоэлементами, волчки, похожие на межпланетные корабли. Все это знаки современного мира, которые, по мысли автора, и довершили духовное одиночество и разъединение людей, нарушили нормальные связи или же обнажили внутреннюю суть этих людей, до поры скрываемую обществом.
Как видим, создается безрадостная картина мира, где все общество поражено страшной болезнью, имя которой — одиночество.
Конечно, буржуазное общество, его нравы, его мораль разъединяют людей. Это бесспорная истина.
Но Антониони, да и не только он, возводит разъединение во всеобщий закон человеческого бытия, якобы вообще присущий природе человека.
Неверие в социальный прогресс, отказ от борьбы за светлое будущее человечества — это то, что и кладет грань между такого рода явлениями и прогрессивным искусством современного Запада. …
Иные наши теоретики призывают «не трогать» серьезное буржуазное кино, разоблачать лишь коммерческие супербоевики.
Конечно, это необходимо делать. Но критиковать такого рода фильмы не так уж трудно: они откровенно халтурны, они, по существу, стоят вне искусства.
А вот разобраться в истинном смысле философии фильмов таких заметных и влиятельных режиссеров, как Годар или Антониони,— дело непростое.
И надо надеяться, что в нашей печати появятся серьезные статьи, глубоко, с марксистских позиций, без предвзятости и всепрощения рассматривающие сложное и противоречивое творчество этих режиссеров.
Все сказанное не означает, что режиссеры, о которых идет речь, не способны прийти к реализму.
Может быть, действительность подтолкнет их к этому, может быть, они смогут освободиться от шор субъективизма. Потому так важно изучать их творчество, поддерживать талантливых художников в их движении к жизни, к правде, к осмыслению действительности. …
Современная кинокритика немало внимания уделяет творчеству шведского режиссера Ингмара Бергмана.
По схеме — коммерческое, а значит, реакционное, и некоммерческое, что означает прогрессивное кино, — Бергман попадает в число передовых художников.
На самом же деле и с этой крупной фигурой зарубежного киноискусства дело обстоит гораздо сложнее, чем это представляется иным теоретикам.
В 1964 году в журнале «Искусство кино» была напечатана статья Вл. Матусевича «Жестокий мир Ингмара Бергмана», где содержится во многом удавшийся анализ творчества этого влиятельного в мировом киноискусстве режиссера.
В статье много интересных наблюдений над стилистикой Бергмана, дан вдумчивый разбор наиболее значительного его создания — картины «Земляничная поляна», рассмотрено творчество художника в связи со своеобразной послевоенной обстановкой общественной жизни Швеции. Но мне кажется, что статье не хватает определенности в оценке направленности творчества режиссера.
Думается, что творчество Бергмана хотя и отражает некоторые процессы, происходящие в современном мире, но отражает их весьма опосредованно. Его кинематографический взгляд обращен к человеку, оторванному от мира, в котором он живет, а не в сам этот мир. Его больше волнуют вопросы пластического решения образа, построения кадра, передачи на экране нюансов человеческой психики, нежели вопросы жизни людей и общества.
Последняя работа Бергмана — фильм «Молчание» — свидетельствует о том, что режиссер не пошел на сближение с жизнью и ее проблемами и, может быть, даже субъективно не желая этого, явно подыграл низменным чувствам и настроениям буржуазной публики.
В этом отношении «Молчание» — большой шаг назад по сравнению с «Земляничной поляной», «Вечером шутов» и некоторыми другими фильмами, где хотя и приглушенно, но все же ставятся реальные человеческие и нравственные проблемы, где очень много интересных кинематографических находок.
Правда, и в «Молчании» чувствуется высокий профессионализм мастера, умение передать психологический настрой чувств героев.
И здесь людям нечем жить в затхлой, давящей атмосфере действительности. Они мучаются, страдают, они глубоко несчастны. И лишь маленький мальчик, тоже запуганный и странный, смотрит на свою мать, истомленную тяжелыми предчувствиями, и свою тетку, больную, изломанную, испуганными чистыми глазами и не понимает, что же происходит с ними.
За окнами гостиницы — тоже странный и непонятный мир. Куда-то спешащие люди, полудохлая лошадь тянет телегу, урча, идут танки. В соседнем номере смешные уродцы — эстрадная труппа лилипутов — готовят свое представление. Нелепый одинокий старик коридорный с грустью показывает мальчику фотографии, а на них один и тот же сюжет — похороны, похороны его родных и близких. Тяжелая, давящая, невозможная для жизни атмосфера. И на этом фоне развертывается конфликт между сестрами, скрепленными извращенной связью и ненавистью к жизни.
Скрупулезно, с жестоким натуралистическим нажимом изображает Бергман се***альные сцены, стремясь и их связать с общим настроем фильма — все плохо в этой жизни, все уродливо, и прежде всего уродлив и отвратителен сам человек, его природа.
Бергман использует весь арсенал изобразительных средств кинематографа, которыми он владеет, для целей отнюдь не великих. Чтобы проиллюстрировать ведущую идею современного декаданса о низости, ничтожестве и пошлости природы человека, для этого вряд ли необходимы столь тонкие и высокопрофессиональные средства.
Я как-то прочитал в печати сравнение стилистики такого рода фильмов со стилистикой «Сладкой жизни» Феллини, Но даже простые сопоставления этих явлений совершенно неправомерны.
Дело в том, что «Сладкая жизнь» при всех сложностях и противоречивости своей структуры — произведение взрывчатой критической силы. Художник создал яркую и достоверную клиническую картину недуга, которым охвачено буржуазное общество.
Здесь все сгнило, все зыбко, неустойчиво, фальшиво. Ничто не способно дать утешение или даже кусочек счастья человеку — ни исступленная мольба всевышнему, ни извращенные забавы.
Феллини выносит приговор этому больному миру, этой сладкой жизни: «Так жить нельзя, так жить невозможно». Но как же жить? На этот вопрос художник не отвечает, он не знает, как ответить.
Но, в отличие от автора «Молчания», он совсем не утверждает, что неизлечимо болен сам человек, что порочна его природа, что звериное в человеке неистребимо.
Нет, говорит Феллини, неправильно, неразумно, бесперспективно, угарно живут те люди, которые считают себя хозяевами общества.
Вместе с тем он показывает, что есть и иная человеческая жизнь, но она далеко, вне круга обитателей Виа Венете и других фешенебельных кварталов Вечного города.
Феллини в своем изображении явлений жизни социален, — это совершенно ясно, хотя ясно также и то, что его картина буржуазного мира все же узкоограничена и непоследовательна.
Бергман в «Молчании» асоциален, он не выходит за круг современного декаданса. …
… в Вене, как и в других городах Европы, фильм Бергмана «Молчание» собирал зрителей. Зал был переполнен.
Чем же привлек он внимание публики — тонкой передачей душевного состояния героев, искусством портретной съемки, проблематикой?
Вряд ли. Почему же тогда здесь так плохо прошли многие серьезные итальянские и американские фильмы?
Прежде всего публику привлекли в фильме его откровенно натуралистические эпизоды. Это было необычно даже для видавших виды австрийских зрителей. Обыватель спешил посмотреть «малинку» — в городе прошел слух, что цензура вырезала шестнадцать секунд показа...
Опять, как видим, концепция, предложенная иными критиками, нарушается. Выходит, что и этот фильм — коммерческая лента. …
Американской «фабрике снов» — голливудскому киноконвейеру — удалось создать тип стопроцентного янки: высокого, статного, сильного, не унывающего в беде, готового прийти на помощь слабому.
Специально подобранные актеры с неотразимым обаянием и физической силой, в различных личинах — то ковбоев, то шерифов, а то просто парней без определенных занятий — демонстрировали этот образцовый тип человека, своими руками делающего свое счастье, свой капитал, утверждающего себя на земле. …
Этот образ идеального американца сконструирован заокеанскими пропагандистами и голливудскими продюсерами при помощи всех достижений современной кинотехники, режиссерского умения и высококвалифицированной актерской школы. …
Нельзя не заметить того обстоятельства, что и в своей последней картине, «Безумный, безумный, безумный мир», Стенли Креймер не пошел назад или в сторону, как многие другие художники Запада, а еще более укрепился на позициях критического реализма и гуманизма.
В острой сатирической форме — с использованием всех традиций немого, макс-линдеровского и гарольд-ллойдовского кинематографа — в этой картине изображена погоня за наживой, за бизнесом, за призрачным преуспеванием, пронизавшая американское общество сверху донизу. Это смелая, острая сатира, поставленная и сыгранная с подлинным блеском.
За минувшие годы в американском кино появились картины, сделанные, как правило, независимыми продюсерами и режиссерами, в которых ставятся, с разной степенью остроты и правдивости, вопросы общественной жизни. Это и «Лучший человек», премированный в Карловых Варах, и «7 дней в мае», идущий сейчас на экранах Европы, и «Раз картошка, два картошка», показанный, но не премированный в Канне, и некоторые другие ленты. …
Сейчас на фестивалях особенно резко обострилась борьба противоположных тенденций. И одна из этих тенденций представлена фильмами антиреалистическими, чуждыми человеку. Именно эту тенденцию поддерживают не только продюсеры, но и влиятельные западные кинокритики и теоретики кино. …
Развитие мирового киноискусства все с большей ясностью подтверждает определяющую роль для его перспектив искусства социалистического, а также искусства тех художников капиталистических стран, которые связали свою судьбу с самыми передовыми идеями века, участвуют в борьбе за социальное переустройство мира, верят в человека, которые пусть еще не всегда последовательно и осознанно, но утверждают идеалы мира и гуманизма и обличают мораль общества, основанного на угнетении и подавлении человека» (Баскаков, 1966: 3-31).
Баскаков В. Битва идей // Мифы и реальность. Буржуазное кино сегодня. Вып. 1. М.: Искусство, 1966. С. 3-31.