Как убедиться в отсутствии дефектов внутри слоев металла, если разрушать конструкцию — нельзя? Разбираемся, как работает лаборатория контроля качества.
Благодаря нашей экспертизе и огромному опыту в работе с резервуарами и металлоконструкциями, сегодня Сталь Партнер предоставляет не только услуги по производству. Отдельным сервисом мы предлагаем коллегам по индустрии нашу лабораторию неразрушающего контроля.
Лаборатория — это условное обозначение для команды наших экспертов, их оборудования и методики, которая помогает нам с полной уверенностью говорить о высоком качестве продукции. С портативными установками контроля, мы можем проводить контроль продукции где угодно.
Почему именно “неразрушающий” контроль?
Неразрушающий контроль (НК) — это методы проверки материалов и конструкций без их повреждения, позволяющие обнаружить внутренние и поверхностные дефекты.
НК широко используется в самых разных отраслях, от строительства и производства до авиации и ядерной энергетики.
С современными (и универсальными) технологиями, он делится на четыре основных направления:
Визуальный и измерительный контроль
Это самый простой и наиболее часто используемый метод неразрушающего контроля. Он включает в себя осмотр объекта невооруженным глазом или с использованием различных оптических инструментов, таких как микроскопы, эндоскопы и видеокамеры со специальной оптикой.
Метод используется для обнаружения видимых дефектов, таких как:
- Трещины;
- Коррозия;
- Изъяны материала;
- Повреждения поверхности.
Измерительные инструменты могут также использоваться для проверки соответствия размеров и формы объекта проектным требованиям. Это не самый высокотехнологичный, но обязательный элемент контроля качества.
Контроль проникающими веществами
Также известен как жидкопроникающий контроль, или капиллярная дефектоскопия. В зависимости от методики и задач, включает в себя нанесение на поверхность объекта специального красителя (или флуоресцентного раствора), который проникает в микроскопические трещины и поры.
После определенного времени на контролируемой поверхности проводится очистка, а затем наносится разработчик, который помогает визуализировать проникший краситель.
Метод позволяет обнаружить сквозные и неглубокие поверхностные дефекты, такие как трещины, поры и другие разрывы материала. Так мы убеждаемся, что простой визуальный контроль не пропустил никаких малозаметных дефектов.
Ультразвуковой контроль
Не все возможные дефекты заметны с поверхности объекта. Поэтому необходим ультразвуковой контроль: он использует высокочастотные звуковые волны, которые направляются в материал. Отражения этих волн от внутренних структур или дефектов регистрируются и анализируются для оценки состояния объекта.
Принцип действия схож со стандартным медицинским УЗИ, однако адаптирован для работы с металлом. Этот метод особенно эффективен для обнаружения внутренних дефектов:
- Трещины;
- Включения;
- Пустоты;
- Слоистость в металлах, композитах.
Ультразвуковой контроль чаще всего используется для проверки сварных швов и компонентов высокой ответственности.
Рентгенография
Рентгенографический контроль (или радиография) использует рентгеновские или гамма-лучи для получения изображения внутренней структуры объекта на специальной фотопленке.
Снова, почти тот же процесс, что и в любом травмпункте при подозрении на перелом, однако установка не занимает целое помещение, а модель работы перестроена для изучения более плотных материалов.
Рентгенография особенно полезна как элемент дополнительного контроля, когда необходимо визуализировать внутренние дефекты (трещины, поры, пустоты) и другие неоднородности в материале.
Полноценный контроль качества
Каждый из этих методов имеет свои сильные стороны и ограничения, и выбор метода каждым заводом зависит от конкретных требований к качеству, типа материалов и конструкций, а также — доступности оборудования.
Лаборатория неразрушающего контроля позволяет нам не заявлять заказчикам “У нас высокое качество, поверьте!”, а говорить вместо этого “Вот независимые исследования качества вашего резервуара, вот цифры, вот экспертиза: мы уверены, что в нем нет ни одного дефекта, резервуар готов к работе”.