Все, что мы слышим в эфире, уже давно написано, продано, украдено и снова продано - но уже дороже. Вас никогда не посещало ощущение, что “где-то вы это уже слышали”? Меня нередко: касается это и целых мелодий, и отдельных мотивов или вставок. Но большую часть “вторсырья” мы с вами чаще всего даже не замечаем. Кто-то скажет, что все хорошее осталось позади. И перестанет слушать записи, сделанные после лохматого 1969-го или 1981-го. У каждого свои границы музыкальной толерантности. Один в тот год женился, другой демобилизовался, у третьего в тот год прославился кумир. А я отвечу: "да! Ничто не ново. И многое настолько свежее. Айда слушать!” Но упрекнуть меня в любви к устаревшей б/у культурке сложно. В чем же дело?
Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Целые блоги-полумиллионики поднялись в интернете на краткой как обрез формуле: “нот всего семь.” Произносить это заклинание надлежит, разумеется, голосом, преисполненным духа сарказма - как бочка на Октоберфесте, что готова лопнуть от благородного баварского пенного, если в нее не вобьют, наконец, заветный краник. Плагиат. Воровство в отношении авторских прав. Или все же совпадение? В конце концов, каждый современный автор музыки настолько “наслушан”, что зачастую он просыпается утром с “новой” музыкой в ушах, бежит к инструменту, чтобы ее наиграть, записывает свое озарение, прослушивает, и… нередко понимает: “Это же - Sting!” Подобные истории я слышал из первых уст. И первых же рядов музыкальной индустрии. В мире, где музыкальный багаж уже безграничен, “самоповтор” индустрии просто неизбежен. Хотя, и случайное “изобретение велосипеда” никто не отменял. В самых редких случаях, конечно. Но есть еще один момент, о котором, как оказалось во время обсуждения одной из моих статей, знают не все.
Любите Шарля Азнавура? Dr. Dre с парнями тоже:)
Сэмплирование. О англ. “sample” - “образец/кусочек”. Феномен, который получил особенно широкое применение в современной музыке благодаря (афро-)американской хип-хоп-культуре в 90-е. Растущее количество MC (так именуют себя “мастера церемонии” речитатива под музыкальное сопровождение), которые обрели новый способ самовыражения в виде афро-частушек о своей тяжкой жизни “на дне”, взлетах и падениях, несправедливости судьбы и подлости продажных копов, о “тачках, телках и бабле”, спровоцировало рост спроса на то самое “музыкальное” сопровождение их ритмичных монологов. Без которого даже врожденный метроном не сделал бы из артистов разговорного жанра “звезд”, которые “качают” залы. Заставляя одних танцевать, а других крутить брейкдэнс.
Впрочем, и это не ново: например The Beatles "цитировали" Бетховена...
И если вначале все довольствовались простыми “битами”, ритмическим набором звуков, который музыкой можно назвать только с натяжкой, то позже просто “бочки” (электронный ударный звук) и прочих электронных творений драм-машины стало недостаточно. Конкуренция всегда порождает рост качества. И в ход пошли уже действительно музыкальные элементы. Но, как известно, “рэпер не ворует, он вдохновляется”. Зачастую, вместо того, чтобы писать/сочинять что-то новое, под гнетом тяжелых золотых цепочек, мускулистые загорелые парни просто заимствовали проверенное время. Например, запись известной вокальной партии из поп-хита, или целые отрывки популярных песен. Сочетая их со своими ритмическими партиями, они получали уже выразительные “композиции”. А все свое человек, как водится, носит с собой: грехи в Церковь, воровство на госслужбу, а сэмплирование в соседние музыкальные жанры.
Танцевали под "Руки Вверх!" и Сережу Жукова? А теперь под их хит "Песенка" танцуют в Германии: Немецкий "хитяра" про "гопников на старой бэхе".
В итоге же получилось, что использование чужих музыкальных записей стало нормой и в хип-хопе, и в роке, и в попе, и во всех их бесконечных синтетических вариациях. Часто легально, уплачивая правообладателю авторские отчисления, а еще чаще “втихаря”, в надежде на истинно русское “авось”, музыканты по всему миру стали дополнять свой музыкальный вечерний наряд поношенными драгоценностями, что они брали напрокат. Кстати сказать, многие авторы сознательно выкладывают свои работы, готовые сэмплы, в профильные библиотеке для безвозмездного пользования. Так же, как к примеру, фотографы многие свои работы разрешают использовать всем желающим “за так”. В надежде на то, что они таким образом прославятся. Или просто из творческого альтруизма: “не пропадать же добру, что мне негоже!”
Любо "Любэ"? Прекрасный пример сэмплирования в русской музыке! Кстати, здесь все было совершенно легально (знаю из первых рук)
С подобным примером, весьма и весьма знаменитым, мы с вами сталиквались на этом канале. Помните разбор песни Rammstein - Sonne? Помните главное ее украшение - академическую женскую вокальную партию? Говорят, этот сэмпл Тилль случайно нашел в интернете и вставил в свой будущий хит. И кто знает, услышал ли кто ли бы эту красоту, если бы не Rammstein и случай? Да и насколько эффектнее эта тонкая партия звучит на контрасте с грубой жесткостью Раммов.
Наслаждайтесь отрывком после 2:06!
Так старое обретает новую огранку. И то, что походит порой на воровосто, на самом деле настоящее искусства: ювелирное. Гранения потухших со временем или просто “неотесанных” еще камней. Искусство, требующее вкуса, тщательного подбора, фантазии и “технических” умений - музыкальных навыков. И потому, сэмплированию - быть! Жить и не хворать. А слушателю учиться, там, где раньше в основном любовались самим камнем, теперь получать основное наслаждение от умение этот камень обработать.
P.s.: А помните это: "Строго говоря, основан бит на сэмпле, т.е. музыкальном заимствовании, цитате - ни много, ни мало из саундтрека к “Андрею Рублеву” Тарковского"? Нет? Пора перечитать и переслушать:
_______________________________________
Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)
Канал существует пока только на ваши донаты -
НА ДОБРОТНОЕ Б/У🙏🏻
Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.