Казачки испокон веков славятся особенной красотой, житейской хваткой и силой характера.
В Статистическом описании Области Войска Донского, изданном в 1884 году, сказано: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины – неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и все делать успевающей».
Кроме того, росла роль женщины в казачьей общине. Причем, не только по сути, но и по статистике. Согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, казачек насчитывалось на 10% больше, чем казаков.
С годами казачки получили все больше гражданских прав, хотя домашний статус оставался ниже, чем у казака. «Подъём» же ее в обществе и семье, начинался с куреня.
Мой курень – моя крепость
К чести женщины-казачки следует отнести ее заботливость о своем курене и подворье. Умение содержать дом и хозяйство в исправности высоко ценилось на Дону во все времена.
Казачки всегда были главными в курене, постоянно наводили в нем порядок и уют. Несколько раз в год – к Пасхе, Рождеству, празднику святых апостолов Петра и Павла, перед Покровом – делали в нем генеральную уборку. Внутренние стены белили, а наружные – желтили глиной.
Вот что отмечал историк Г.В. Губарев. «Не вычистить курень и выпустить мужа и детей в неаккуратном виде – для казачки уронить свое человеческое достоинство».
Те казачки, чьи курени стояли недалеко от реки, зимой и летом стирали в Дону. Использовали при этом рубель (деревянную доску с вырубленными поперечными желобками для катания белья) и мыло.
Иногда вместо мыла применяли золу. Сжигали стебли подсолнечника, образовавшийся пепел складывали в холщовый мешок и клали его при стирке в корыто с водой. Вода от этого становилась мыльной.
Хорошей хозяйкой считалась казачка, у которой всегда была наготовлена еда, чисто выстирано и правильно повешено на веревке белье.
Приходившие на чай или кохвий (кофе) соседки, всегда обращали внимание, есть ли чернота между чайником и его ручкой. Если это место чистое, то казачка – настоящая хозяйка. Ее так и называли - «додельница», «чистотка».
«Не боли болячка – я казачка!»
Вот так, весь день и круглый год она хлопотала по дому, по огороду, в хлеву, на винограднике. Успевала вовремя прополоть, вычистить, полить, подвязать, сена накосить, кизяка заготовить. Да еще всю семью хорошо накормить.
А придет время – урожай собрать да сохранить: капусту заквасить, огурцы засолить, тёрн замочить, вишню высушить...
Конечно, ей помогали дети, причём с измальства. Воспитывала детвору казачка, делясь собственным опытом, знаниями и навыками ведения хозяйства, а в отсутствие главы семьи – исключительно личным примером.
Рожала казачка часто в поле, во время работы. Детей приучала к труду очень рано, особенно – дочек. В четыре года казачата работали в саду и кормили домашнюю птицу, а дочки начинали шить, вышивать и вязать. С пяти лет детвора пасла коров и гусей, умела управлять волами, чистить чугунки и горницу.
В семилетнем возрасте девочки отвечали за чистоту на подворье, обрабатывали огород, учились готовить и присматривали за младшими детьми, управляться с коромыслом.
Мальчики осваивали конскую упряжь, оружие да верховую езду. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
Свободного времени у казачки не было. А чуть присядет – берется вязать пуховые платки и шерстяные носки, шить одежду для себя и для детей, ткать, вязать, врачевать.
В хозяйстве на казака надежда плохая: то он на сборах, то на войне. Так всякая домашняя работа ложилась, в основном, на женские плечи.
Но жены казаков никогда не роптали на свое положение, не жаловались на долю, а во время любой работы, порой – изнурительной, в жару или на морозе ухитрялись оставаться красивыми, бодрыми, да еще и песни петь.
Казачки гордились своим происхождением, житейскими навыками, выносливостью, умением справляться с проблемами.
А когда приключалась хвороба или приходилось беду бедовать – даже в самые трудные минуты – говорили, помолясь: «Не боли болячка – я казачка!»
«У нас полно икон»
Донские казачки были набожны и религиозны. Духовным идеалом для них был Бог, а помощницей в жизни – Богородица. Считалось, что сильная вера и молитва перед образами святых защищали женщину и ее семью от напасти и несчастий.
Казачки не пропускали церковной службы в будние дни, не говоря уже о воскресеньях и праздниках.
Говели два раза в году – в Великий пост и на Спас, знали Псалтирь и Часослов, а некоторые даже умели читать по-церковнославянски.
«В курене у нас полно икон почти в каждом углу, и перед ними неугасимо горят лампадки. Пахнет гарью деревянного масла, ладаном, воском и еще чем-то церковным», – вот что мог рассказать любой казак об атрибутах православной веры в родном доме.
Казачки были щедры на милостыню, подкармливали бедняков, угощали монахинь, почитали священнослужителей. На добровольной основе жены казаков ходили на уборку церкви.
Также оказывали помощь соседям при постройке куреней, и в других случаях, когда кому-то требовалась помощь. И без всякой подсказки, исходя из своих возможностей и достатка, помогали всем, у кого была нужда.
Несмотря на набожность донских женщин, характер у них был свободолюбивый, гордый и властный. Им чужды были покорность и забитость. Ведь они не знали рабства, крепостного права. Почти никогда они не шли в услужение к помещикам и богачам.
А когда муж на службе и в длительных походах, казачка сама принимала серьезные решения по всем житейским вопросам.
Неоспоримый авторитет казачки, ее деловитость и домовитость, нежность и страстность кого угодно могли свести с ума. Многие иностранцы, побывавшие в России, влюблялись в русских женщин, но красотой, умом и силою казачек восхищались особенно.
*Использованы кадры из фильма Сергея Урсуляка «Тихий Дон». Фото: Кинопоиск
**Статья написана для rnd.yugsn.ru
Еще больше об истории, жизни и обычаях казаков читайте в подборке «Как на Доне, на Дону»
#общество #казачество #женыказаков #женщины #женскаядоля #всевеликоевойскодонское #история #традиции #донскаяказачка