Найти в Дзене
Валерий Ростов

Music Rarities 273. Восхитительные произведения прогрессивного симфо-рока, исполненные группами Pell Mell (Германия) и Pentacle (Франция).

Группа Pell Mell.
Группа Pell Mell.

Pell Mell (Германия).

По крайней мере в мировой рок-музыке, в 1970х и 1980-х годах, известно три группы с названием Pell Mell, такие как американская панк-рок-группа, образованная в 1980 году в Портленде, штат Орегон и выпустившая пять студийных альбомов, немецкая прогрессивная рок-группа, а также австралийская Pel Mel играющая в стиле новой волны и пост-панка, образованная в 1979 году в Ньюкасле, Новый Южный Уэльс.

Более интересна конечно симфоническая прогрессивная рок-группа Pell Mell, которая была образована в 1971 году, студентами-музыкантами Марбургского университета, из города Марбург, земля Гессен, Германия. В ее состав вошли: клавишник Otto Pusch (участвовал также в Skyrider), вокалист, гитарист, перкуссионист и композитор Rudolf Schön, басист Jörg Götzfried, барабанщик и перкуссионист Bruno (Mitch) Kniesmeijer, а также скрипач, флейтист, гитарист, клавишник, вокалист и композитор Thomas Schmitt (родился 14 февраля 1950 года, в Дармштадт, земля Гессен, Германия, участвовал также в Skyrider, Touch, кроме этого является звукорежиссером и основателем студии PM-Studio в Марбурге).

Скрипач, флейтист, гитарист, клавишник, вокалист и композитор Thomas Schmitt.
Скрипач, флейтист, гитарист, клавишник, вокалист и композитор Thomas Schmitt.

Дискография Pell Mell:

1972 - Marburg
1973 - From the New World
1975 - Rhapsody
1978 - Only a Star
1981 - Moldau

Зв свою творческую карьеру группа выпустила пять полноценных студийных альбома, причем не все они равноценны и больше выделяются первые четыре, так как последний пятый практически является сольным проектом, но при их прослушивании заметно явное влияние таких гигантов симфонического прогрессива как The Nice, HP Lovecraft, Emerson, Lake & Palmer, Ekseption, а в более поздних альбомах появятся элементы Hawkwind и Michael Oldfield. Но это не говорит о том, что Pell Mell полностью копирует творчество этих интересных коллективов, просто это чисто формальное сравнение, ведь в то время было такое количество хороших прогрессивных групп, что наверняка многие из них чем-то похожи. Поэтому все-таки важнее творческий потенциал, интересные прогрессивные задумки и исполнительское мастерство коллектива, а схожесть с кем-то всегда была и будет во все времена. То же самое раньше говорили и про классических композиторов, что они кого-то копировали, такова история. Немного отвлеклись, ну а сама группа Pell Mell, собрав плеяду талантливых композиторов и исполнителей смело и умело вставляли в свою музыку классические произведения, подходя к этому тщательно и серьезно, причем достаточно профессионально использовали в обработках меллотрон. Конечно в первую очередь в группе выделялся мультиинструменталист и вокалист Thomas Schmitt, который был лидером, композитором и главным вдохновителем всех идей. С самого начала своего творчества Pell Mell пользовались большой популярностью, их концерты проходили достаточно успешно, причем очень часто они выступали с совместными концертами с такими гигантами как Gentle Giant, Nektar, Scorpions. Конечно же все эти успехи были замечены звукозаписывающими лейблами и вскоре в 1972 году они уже записывали свой музыкальный материал на всемирно известной студии Dierks Studios (Stommeln), расположенной в городе Пульхайм, земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия. И вскоре в этом же году был выпущен дебютный альбом “Marburg” (в честь их родного города) на недавно образованном и впоследствии очень известном лейбле Bacillus Records (образован в 1971 году известным Peter Hauke, в Франкфурте-на-Майне, земля Гессен, Германия). Несмотря на всего год с своего образования лейбл уже выпустил грандиозные альбомы групп Nine Days Wonder, Message, Zoo, Epsilon, My Solid Ground, Nektar, Jeronimo, Haze и других, тем самым дополнив список еще одним шедевром.

альбом “Marburg” 1972 год.
альбом “Marburg” 1972 год.
альбом “Marburg” 1972 год.
альбом “Marburg” 1972 год.
альбом “Marburg” 1972 год.
альбом “Marburg” 1972 год.

Треклист
01. The Clown And The Queen - 8:38
02. Moldau - 5:23
03. Friend - 7:03
04. City Monster - 8:41
05. Alone - 9:23

Состав группы
Rudolf Schön - lead vocals, percussion
Thomas Schmitt - flute, violin, mellotron, vocals
Otto Pusch - organ, piano
Jörg Götzfried - bass
Bruno Kniesmeijer - percussion, drums
С участием
Andy Kirnberger - guitar
Peter Hauke – producer

Группа Pell Mell.
Группа Pell Mell.

Этот интересный альбом стал впоследствии очень популярным изданием и очень часто переиздавался, причем начиная с 1972 года по 1977 год переиздавался практически каждый год в Германии и Испании, а впоследствии переиздания были в разные годы, на разных носителях в Германии, Южной Корее, Японии, России. Но что еще интересно, то это то, что продюсером релиза был известный Peter Hauke (кроме этого известен как звукоинженер, аранжировщик, барабанщик и перкуссионист групп The Rollicks, Vision Fields, а также владелец Rockoko Production), ну а звукоинженером конечно же был Peter Hauke, основатель лейбла Bacillus Records. Кроме этого в создании этого произведения принимал участие известный гитарист Andy Kirnberger (кроме этого он вокалист, композитор, играет на фортепиано в таких группах как Frame, Hardcake Special). Несмотря на то, что многие издания называют этот релиз краутроком, в нем наверно больше прогрессивного рока в котором группа смешала мелодичный рок с старыми классическими и симфоническими произведениями, а также достаточно интересными джазовыми элементами. Причем синтез всего этого разнообразия получился очень удачным и не перегруженным, как часто бывает у многих коллективов, а наоборот Pell Mell выработали свой уникальный стиль, который они будут развивать и совершенствовать на протяжении всего творчества. Но все же большинство критиков и музыкальных изданий считают этот альбом вершиной творчества группы. Возможно это и так, просто Pell Mell в дальнейшем стали еще более разнообразить, добавлять элементы спейс-рока, воздушности и легкости, что может и не стоило делать, но все же каждый альбом по-своему красив и уникален своим мелодизмом, а также разнообразием музыкального звучания. А этот альбом выделяется от остальных именно своим тяжелым звучанием органа и меллотрона в духе Atomic Rooster и Jane, но с своеобразными симфоническими элементами The Nice и Emerson, Lake & Palmer. Конечно нельзя не выделить шикарные сольные гитарные риффы, очаровательные партии скрипки вызывающие ассоциации с Kansas, ну и конечно нежные мелодии флейты, причем все это разнообразие музыкальных форм происходит с постоянной, достаточно умелой сменой темпа и настроения. Причем группа решила не останавливаться на достигнутом, поэтому в следующем 1973 году записала на студии Rhein-Main-Tonstudio в Франкфурте-на-Майне свой второй альбом “From the New World”, который был выпущен в этом же году уже на другом лейбле Philips Records (образована в 1950 году в Нидерландах).

альбом “From the New World” 1973 год.
альбом “From the New World” 1973 год.
альбом “From the New World” 1973 год.
альбом “From the New World” 1973 год.
альбом “From the New World” 1973 год.
альбом “From the New World” 1973 год.

Треклист
01. From The New World - 16:10
02. Toccata - 4:05
03. Suite I (Five Past Four A.M.) - 8:03
04. Suite II (Deficiency) - 11:30

Состав группы
Thomas Schmitt - violin, flute, producer
Rudolf Schön - vocals
Otto Pusch - organ (01, 02)
Dietrich J. Noll - organ & piano (03, 04)
Jörg Götzfried - bass
Mitch Kniesmeijer - drums, percussion
с участием
Andy Kirnberger - guitar
Wolfgang Sandner – producer

Группа Pell Mell.
Группа Pell Mell.

Этот альбом переиздавался немного меньше раз чем дебютник, в разные годы, но только в Германии и Японии на виниле и CD. Продюсированием релиза, кроме самой группы, занимались также Wolfgang Sanders и Peter Strecker, а звукоинженером был Friedrich Paulsen. В “From the New World” всего четыре достаточно продолжительных композиции, причем в первых двух импровизации на органе выполнял клавишник Otto Pusch, а в последующих двух Dietrich J. Noll, который ничем не хуже играл не только на органе, но и на фортепиано. Еще одно отличие от дебютного альбома, это немного меньшее количество шикарных гитарных риффов, но зато влияние скрипки Thomas Schmitt стало более доминирующее как в совместных аранжировках с органом, так и в сольных, иногда невероятных, чисто экспериментальных партиях. К тому же композиции стали более длительные, амбициозные с продолжительными инструментальными обработками, часто с применением классической музыки. После выхода альбома Pell Mell в течении двух лет значительно обновляют свой состав, так на место ушедшего басиста Jörg Götzfried, приходит другой Gotz Draeger, а клавишников Otto Pusch и Dietrich J. Noll, заменили не менее талантливые музыканты, клавишник Cherry Hochdorfer, а также гитарист, клавишник и вокалист Ralph Lipmann. Тем самым был сформирован, как и к выходу второго альбома, квинтет где три музыканта остались с первоначального состава – это барабанщик и перкуссионист Bruno (Mitch) Kniesmeijer, вокалист, гитарист, перкуссионист и композитор Rudolf Schön, ну и конечно основатель коллектива скрипач, флейтист, гитарист, клавишник и вокалист Thomas Schmitt. И только в 1975 году Pell Mell с обновленным составом выпускают свой третий альбом “Rhapsody”, опять на другом немецком лейбле Venus Records, только что созданном Dieter Dierks, с которым они уже работали, записываясь на его студии Dierks Studios, поэтому и теперь они решили поработать в его студии, но кроме этого посотрудничать с лейблом, причем это был первый выпущенный винил для Venus Records.

альбом “Rhapsody”1975 год.
альбом “Rhapsody”1975 год.
альбом “Rhapsody”1975 год.
альбом “Rhapsody”1975 год.
альбом “Rhapsody”1975 год.
альбом “Rhapsody”1975 год.

Треклист
01. Rhapsody - a) Frost Of An Alien Darkness - 9:24
02. Rhapsody - b) Wanderer - 2:30
03. Rhapsody - c) Can Can - 3:40
04. Prelude - 3:18
05. Desert In Your Mind - 6:18
06. The Riot - 6:08
07. Paris The Past - 8:11

Состав группы
Thomas Schmitt - flutes, violin, electric guitar, keyboards, vocals
Rudolf Schön - vocals
Ralph «Flipper» Lippmann - guitars, keyboards, vocals
Cherry Hochdörfer - keyboards
Cornelius «Mitch» Fniesmijer - drums
Götz Draeger - bass
с участием
Cornelius Hudalla – producer

Группа Pell Mell.
Группа Pell Mell.

Альбом был переиздан только два раза на CD во Франции и Японии. Продюсером “Rhapsody” был Cornelius Hudalla, который кроме этого был менеджером, как и Marcellus Hudalla, ну а записью и сведением релиза занимался звукоинженер Toby Robinson (известный британский звукорежиссер, продюсер, музыкант и композитор из Лондона, а также владеет лондонской студией Moat). В музыкальном плане альбом стал еще более симфоническим чем предыдущие два, в нем Pell Mell кроме собственных композиций Rudolf Schön и Thomas Schmitt в обилии использовали переработки симфонических произведений Сергея Рахманинова и Ференца Листа, профессионально сочетая их с прогрессивным роком, с большим количеством джемов, красивыми мелодиями и качественными аранжировками. После этого группа сделала еще больший перерыв и в течении трех лет ничего не выпускала, причем за это время произошли незначительные изменения, так на место барабанщика и перкуссиониста Bruno (Mitch) Kniesmeijer пришел барабанщик и вокалист Wolfgang Claus. И только в 1978 году Pell Mell записали в студии Dierks Studios, а также выпустили еще один шикарный альбом “Only a Star”, но в этот раз на том же немецком лейбле Venus Records, принадлежащему Dieter Dierks.

альбом “Only a Star” 1978 год.
альбом “Only a Star” 1978 год.
альбом “Only a Star” 1978 год.
альбом “Only a Star” 1978 год.
альбом “Only a Star” 1978 год.
альбом “Only a Star” 1978 год.

Треклист
01. Count Down - 4:49
02. Daydreamer - 4:38
03. Only A Star - 4:18
04. Across The Universe - 6:11
05. Disillusion - 8:40
06. Trailors In Movie Halls - 3:43
07. Phoebus Is Dead - 7:08

Состав группы
Thomas Schmitt - violin, strings, mellotron, synthesizer, flutes, vibraphone, vocals
Rudolf Schön - vocals
Ralph «Flipper» Lippmann - guitars, Grand piano, electric piano, synthesizer, organ, strings, vocals
Cherry Hochdörfer - keyboards
Götz Draeger - bass
Wolfgang Claus - drums, vocals
с участием
Cornelius Hadalla - producer

Как и предыдущий альбом был переиздан только два раза на CD во Франции и Японии. Продюсером был, как и предыдущем издании Cornelius Hudalla, а записью занимался Heiner Friesz, штатный звукоинженер студии Dierks Studios. В результате такого сотрудничества получилась еще одна жемчужина немецкого симфонического прог-рока, в которой все композиции написал основатель группы Thomas Schmitt. В этом релизе стало больше вокальных партий на английском языке причем, как и в предыдущих изданиях было обилие классической музыки, исполненной на невероятно большом арсенале клавишных, таких как орган, фортепиано, синтезаторы, меллотрон. Кроме этого также заметны шикарные гитарные риффы, достаточно слаженная ритм-секция, нежные и невероятно мягкие мелодии буколической пасторальной флейты Thomas Schmitt, ну и конечно его заводные партии скрипки. К сожалению группа после выпуска “Only a Star” распалась, а скрипач, флейтист, гитарист, клавишник, вокалист и композитор Thomas Schmitt организовал другую прогрессивную группу Skyrider вместе с бывшими участниками Pell Mell, такими как клавишник Otto Pusch и гитарист Ralph Fricke. Кроме того, в состав также вошли басист Stephan Rehlich и лидер вокалист Michael Grebe. В таком составе в 1980 году созданный коллектив выпустил единственный одноименный альбом, который не был таким знаковым как релизы Pell Mell, и представлял собой в большей степени легкий и помпезный рок. После чего группа вновь обрела название Pell Mell, но в виде трио, в состав которого входили: скрипач, флейтист, гитарист, клавишник, вокалист и композитор Thomas Schmitt, гитарист Ralph Fricke, а также барабанщик Klaus Nass из другой прогрессивной группы Scrifis. И уже в этом составе в следующем 1981 году Pell Mell выпустили альбом “Moldau” на лейбле Chain.

альбом “Moldau” 1981 год.
альбом “Moldau” 1981 год.
альбом “Moldau” 1981 год.
альбом “Moldau” 1981 год.
альбом “Moldau” 1981 год.
альбом “Moldau” 1981 год.

Треклист

1. Moldau Part one – 5:00
2. The farmers wedding – 3:05
3. The hymph dance – 2:59
4. Moldau Part two – 6:53
5. Gliding – 2:49
6. Dark valley – 15:19

Состав группы
Thomas Schmitt - flute, violin, mellotron, vocals
Ralph Fricke - guitars
Klaus Nass - drums

Этот альбом переиздавался всего один раз на CD в 2018 году японским лейблом Belle Antique. Фактически это конечно не полноценный состав Pell Mell, это скорее в первую очередь сольный проект талантливого мультиинструменталиста и композитора Thomas Schmitt, а также гитариста Ralph Fricke из первоначального состава группы. В этом релизе Thomas Schmitt, написавший все музыкальные произведения, как бы возвращает нас к старому звучанию группы, используя в первой части переработки сочинений известного чешского композитора, пианиста и дирижера Бедржиха Сметаны из симфонической поэмы “Моя родина – Влтава”, а во второй части чисто работы самого Thomas Schmitt. В “Moldau” нет вокальных партий, он полностью инструментальный. Конечно получился тоже интересный релиз с приятными расслабляющими мелодиями, но все же он далек от замечательного дебютника. Но к сожалению, это было последнее творение Pell Mell, после которого они окончательно распались.

Pentacle (Франция)

группа Pentacle
группа Pentacle

Еще одна малоизвестная симфоническая прогрессивная рок-группа Pentacle была образована в 1971 году в городе Бельфор, область Франш-Конте, Франция. В состав этого квартета вошли универсальный клавишник и композитор Claude Menetrier, играющий на различных видах клавишных, гитарист, лидер вокалист и композитор Gerald Reuz, басист, гитарист и композитор Richard Treiber, а также барабанщик, композитор и бэк-вокалист Michel Roy. Как видно из состава этого интересного коллектива все музыканты обладали композиторскими способностями, поэтому они быстро сочинили и наработали свой оригинальный музыкальный материал, но к сожалению, их популярность, в отличии от более известных земляков, таких как Ange, Magma, Atoll, Zao, Mona Lisa, Pulsar ограничивалась только концертными выступлениями и в течении четырех лет они не смогли выпустить даже сингла. Хотя ребята несомненно обладали хорошими композиторскими и исполнительскими способностями. Само название Pentacle им посоветовал друг и им оно понравилось, хотя никто из ребят не увлекался мистикой. Ведь “пентакль” это “звездчатый многоугольник, полученный соединением вершин правильного пятиугольника через одну и представлял собой талисман в оккультизме, который используется при магических призывах”. Неизвестно что бы было с группой если бы на них не обратил внимание известный французский музыкант, композитор, писатель, певец и продюсер Christian Decamps(родился 11 августа 1946 года в Эрикуре, Верхняя Сона, Франция), более известный тем, что в 1970 году основал вместе с братом, клавишником, композитором и вокалистом Francis Decamps знаменитую французскую группу Ange. Ему понравился исполняемый репертуар группы Pentacle, и он предложил свои услуги продюсера. В итоге после многолетних неудач коллективу наконец удалось в феврале 1975 года записать, в течении восьми дней, в студии Citadelle в Безансоне и выпустить в мае этого же года свой шикарный дебютный, но к сожалению единственный альбом “La Clef des Songes” на французском лейбле Arcane.

альбом “La Clef des Songes” 1975 год.
альбом “La Clef des Songes” 1975 год.
альбом “La Clef des Songes” 1975 год.
альбом “La Clef des Songes” 1975 год.
альбом “La Clef des Songes” 1975 год.
альбом “La Clef des Songes” 1975 год.

Треклист

01. La Clef des Songes - 4:06
02. Naufrage - 4:27
03. L'Âme du Guerrier - 6:06
04. Les Pauvres - 3:25
05. Complot - 5:01
06. Le Raconteur - 10:42
07. La Clef des Songes - Live - 6:00
08. Complot - Live - 8:43
09. Le Raconteur - Live - 7:23

Total Time: 53:53

Состав группы

Claude Menetrier - organ, Moog, Elka String Ensemble, piano
Michel Roy - drums, backing vocals
Gerald Reuz - electric & acoustic guitars, lead vocals
Richard Treiber - bass, acoustic guitar

Кроме лейбла Arcane, выпустившего винил тиражом всего 3000 копий, в 1975 году он также был выпущен в Канаде лейблом Warner Bros. Records, ну а в 1995 году на CD появилось первое переиздание на Musea Records. В дальнейшем “La Clef des Songes” неоднократно в разные годы переиздавался на виниле и CD в Бразилии, Японии, России, Франции, США, тем самым подтверждая, что популярность этого издания с годами росла. При записи ребята плодотворно потрудились, работая в студии восемь дней по 11-12 часов, в итоге записав на 16-ти дорожечную пленку это великолепное произведение, состоящее из шести треков с эмоциональными вокальными партиями, исполненными полностью на французском языке гитаристом, лидер вокалистом и композитором Gerald Reuz. Конечно все музыканты потрудились на славу, но все же большая часть музыкального материала была сочинена басистом, гитаристом и композитором Richard Treiber. В результате такой работы получился невероятный во всех отношениях альбом симфонического прогрессивного рока с элегантной и необычайно захватывающей музыкой, который вполне можно отнести к одним из самых значимых французских симфо-проговых изданий 1970-х годов. Во всяком случае многим поклонникам прогрессива должна понравиться спокойная, непринужденная и мелодичная музыка Pentacle и несмотря на то, что во многих изданиях писали, что они временами напоминают Moody Blues и King Crimson, все же их мелодизм, энергетика и виртуозность больше схожа с Premiata Forneria Marconi, Pink Floyd и Genesis, а своей камерностью и элегантностью группа вызывает ассоциации с Czar, Gracious и Cressida. Но конечно думаю у каждого слушателя возникнут свои ассоциации при прослушивании этого замечательного произведения. Но во время существования коллектива слушатели слабо оценили их творчество, и из-за не сильно хороших продаж пластинок Pentacle в 1976 году объявили о своем расформировании. К сожалению, о дальнейшей судьбе музыкантов ничего не известно.