Pell Mell (Германия).
По крайней мере в мировой рок-музыке, в 1970х и 1980-х годах, известно три группы с названием Pell Mell, такие как американская панк-рок-группа, образованная в 1980 году в Портленде, штат Орегон и выпустившая пять студийных альбомов, немецкая прогрессивная рок-группа, а также австралийская Pel Mel играющая в стиле новой волны и пост-панка, образованная в 1979 году в Ньюкасле, Новый Южный Уэльс.
Более интересна конечно симфоническая прогрессивная рок-группа Pell Mell, которая была образована в 1971 году, студентами-музыкантами Марбургского университета, из города Марбург, земля Гессен, Германия. В ее состав вошли: клавишник Otto Pusch (участвовал также в Skyrider), вокалист, гитарист, перкуссионист и композитор Rudolf Schön, басист Jörg Götzfried, барабанщик и перкуссионист Bruno (Mitch) Kniesmeijer, а также скрипач, флейтист, гитарист, клавишник, вокалист и композитор Thomas Schmitt (родился 14 февраля 1950 года, в Дармштадт, земля Гессен, Германия, участвовал также в Skyrider, Touch, кроме этого является звукорежиссером и основателем студии PM-Studio в Марбурге).
Дискография Pell Mell:
1972 - Marburg
1973 - From the New World
1975 - Rhapsody
1978 - Only a Star
1981 - Moldau
Зв свою творческую карьеру группа выпустила пять полноценных студийных альбома, причем не все они равноценны и больше выделяются первые четыре, так как последний пятый практически является сольным проектом, но при их прослушивании заметно явное влияние таких гигантов симфонического прогрессива как The Nice, HP Lovecraft, Emerson, Lake & Palmer, Ekseption, а в более поздних альбомах появятся элементы Hawkwind и Michael Oldfield. Но это не говорит о том, что Pell Mell полностью копирует творчество этих интересных коллективов, просто это чисто формальное сравнение, ведь в то время было такое количество хороших прогрессивных групп, что наверняка многие из них чем-то похожи. Поэтому все-таки важнее творческий потенциал, интересные прогрессивные задумки и исполнительское мастерство коллектива, а схожесть с кем-то всегда была и будет во все времена. То же самое раньше говорили и про классических композиторов, что они кого-то копировали, такова история. Немного отвлеклись, ну а сама группа Pell Mell, собрав плеяду талантливых композиторов и исполнителей смело и умело вставляли в свою музыку классические произведения, подходя к этому тщательно и серьезно, причем достаточно профессионально использовали в обработках меллотрон. Конечно в первую очередь в группе выделялся мультиинструменталист и вокалист Thomas Schmitt, который был лидером, композитором и главным вдохновителем всех идей. С самого начала своего творчества Pell Mell пользовались большой популярностью, их концерты проходили достаточно успешно, причем очень часто они выступали с совместными концертами с такими гигантами как Gentle Giant, Nektar, Scorpions. Конечно же все эти успехи были замечены звукозаписывающими лейблами и вскоре в 1972 году они уже записывали свой музыкальный материал на всемирно известной студии Dierks Studios (Stommeln), расположенной в городе Пульхайм, земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия. И вскоре в этом же году был выпущен дебютный альбом “Marburg” (в честь их родного города) на недавно образованном и впоследствии очень известном лейбле Bacillus Records (образован в 1971 году известным Peter Hauke, в Франкфурте-на-Майне, земля Гессен, Германия). Несмотря на всего год с своего образования лейбл уже выпустил грандиозные альбомы групп Nine Days Wonder, Message, Zoo, Epsilon, My Solid Ground, Nektar, Jeronimo, Haze и других, тем самым дополнив список еще одним шедевром.
Треклист
01. The Clown And The Queen - 8:38
02. Moldau - 5:23
03. Friend - 7:03
04. City Monster - 8:41
05. Alone - 9:23
Состав группы
Rudolf Schön - lead vocals, percussion
Thomas Schmitt - flute, violin, mellotron, vocals
Otto Pusch - organ, piano
Jörg Götzfried - bass
Bruno Kniesmeijer - percussion, drums
С участием
Andy Kirnberger - guitar
Peter Hauke – producer
Этот интересный альбом стал впоследствии очень популярным изданием и очень часто переиздавался, причем начиная с 1972 года по 1977 год переиздавался практически каждый год в Германии и Испании, а впоследствии переиздания были в разные годы, на разных носителях в Германии, Южной Корее, Японии, России. Но что еще интересно, то это то, что продюсером релиза был известный Peter Hauke (кроме этого известен как звукоинженер, аранжировщик, барабанщик и перкуссионист групп The Rollicks, Vision Fields, а также владелец Rockoko Production), ну а звукоинженером конечно же был Peter Hauke, основатель лейбла Bacillus Records. Кроме этого в создании этого произведения принимал участие известный гитарист Andy Kirnberger (кроме этого он вокалист, композитор, играет на фортепиано в таких группах как Frame, Hardcake Special). Несмотря на то, что многие издания называют этот релиз краутроком, в нем наверно больше прогрессивного рока в котором группа смешала мелодичный рок с старыми классическими и симфоническими произведениями, а также достаточно интересными джазовыми элементами. Причем синтез всего этого разнообразия получился очень удачным и не перегруженным, как часто бывает у многих коллективов, а наоборот Pell Mell выработали свой уникальный стиль, который они будут развивать и совершенствовать на протяжении всего творчества. Но все же большинство критиков и музыкальных изданий считают этот альбом вершиной творчества группы. Возможно это и так, просто Pell Mell в дальнейшем стали еще более разнообразить, добавлять элементы спейс-рока, воздушности и легкости, что может и не стоило делать, но все же каждый альбом по-своему красив и уникален своим мелодизмом, а также разнообразием музыкального звучания. А этот альбом выделяется от остальных именно своим тяжелым звучанием органа и меллотрона в духе Atomic Rooster и Jane, но с своеобразными симфоническими элементами The Nice и Emerson, Lake & Palmer. Конечно нельзя не выделить шикарные сольные гитарные риффы, очаровательные партии скрипки вызывающие ассоциации с Kansas, ну и конечно нежные мелодии флейты, причем все это разнообразие музыкальных форм происходит с постоянной, достаточно умелой сменой темпа и настроения. Причем группа решила не останавливаться на достигнутом, поэтому в следующем 1973 году записала на студии Rhein-Main-Tonstudio в Франкфурте-на-Майне свой второй альбом “From the New World”, который был выпущен в этом же году уже на другом лейбле Philips Records (образована в 1950 году в Нидерландах).
Треклист
01. From The New World - 16:10
02. Toccata - 4:05
03. Suite I (Five Past Four A.M.) - 8:03
04. Suite II (Deficiency) - 11:30
Состав группы
Thomas Schmitt - violin, flute, producer
Rudolf Schön - vocals
Otto Pusch - organ (01, 02)
Dietrich J. Noll - organ & piano (03, 04)
Jörg Götzfried - bass
Mitch Kniesmeijer - drums, percussion
с участием
Andy Kirnberger - guitar
Wolfgang Sandner – producer
Этот альбом переиздавался немного меньше раз чем дебютник, в разные годы, но только в Германии и Японии на виниле и CD. Продюсированием релиза, кроме самой группы, занимались также Wolfgang Sanders и Peter Strecker, а звукоинженером был Friedrich Paulsen. В “From the New World” всего четыре достаточно продолжительных композиции, причем в первых двух импровизации на органе выполнял клавишник Otto Pusch, а в последующих двух Dietrich J. Noll, который ничем не хуже играл не только на органе, но и на фортепиано. Еще одно отличие от дебютного альбома, это немного меньшее количество шикарных гитарных риффов, но зато влияние скрипки Thomas Schmitt стало более доминирующее как в совместных аранжировках с органом, так и в сольных, иногда невероятных, чисто экспериментальных партиях. К тому же композиции стали более длительные, амбициозные с продолжительными инструментальными обработками, часто с применением классической музыки. После выхода альбома Pell Mell в течении двух лет значительно обновляют свой состав, так на место ушедшего басиста Jörg Götzfried, приходит другой Gotz Draeger, а клавишников Otto Pusch и Dietrich J. Noll, заменили не менее талантливые музыканты, клавишник Cherry Hochdorfer, а также гитарист, клавишник и вокалист Ralph Lipmann. Тем самым был сформирован, как и к выходу второго альбома, квинтет где три музыканта остались с первоначального состава – это барабанщик и перкуссионист Bruno (Mitch) Kniesmeijer, вокалист, гитарист, перкуссионист и композитор Rudolf Schön, ну и конечно основатель коллектива скрипач, флейтист, гитарист, клавишник и вокалист Thomas Schmitt. И только в 1975 году Pell Mell с обновленным составом выпускают свой третий альбом “Rhapsody”, опять на другом немецком лейбле Venus Records, только что созданном Dieter Dierks, с которым они уже работали, записываясь на его студии Dierks Studios, поэтому и теперь они решили поработать в его студии, но кроме этого посотрудничать с лейблом, причем это был первый выпущенный винил для Venus Records.
Треклист
01. Rhapsody - a) Frost Of An Alien Darkness - 9:24
02. Rhapsody - b) Wanderer - 2:30
03. Rhapsody - c) Can Can - 3:40
04. Prelude - 3:18
05. Desert In Your Mind - 6:18
06. The Riot - 6:08
07. Paris The Past - 8:11
Состав группы
Thomas Schmitt - flutes, violin, electric guitar, keyboards, vocals
Rudolf Schön - vocals
Ralph «Flipper» Lippmann - guitars, keyboards, vocals
Cherry Hochdörfer - keyboards
Cornelius «Mitch» Fniesmijer - drums
Götz Draeger - bass
с участием
Cornelius Hudalla – producer
Альбом был переиздан только два раза на CD во Франции и Японии. Продюсером “Rhapsody” был Cornelius Hudalla, который кроме этого был менеджером, как и Marcellus Hudalla, ну а записью и сведением релиза занимался звукоинженер Toby Robinson (известный британский звукорежиссер, продюсер, музыкант и композитор из Лондона, а также владеет лондонской студией Moat). В музыкальном плане альбом стал еще более симфоническим чем предыдущие два, в нем Pell Mell кроме собственных композиций Rudolf Schön и Thomas Schmitt в обилии использовали переработки симфонических произведений Сергея Рахманинова и Ференца Листа, профессионально сочетая их с прогрессивным роком, с большим количеством джемов, красивыми мелодиями и качественными аранжировками. После этого группа сделала еще больший перерыв и в течении трех лет ничего не выпускала, причем за это время произошли незначительные изменения, так на место барабанщика и перкуссиониста Bruno (Mitch) Kniesmeijer пришел барабанщик и вокалист Wolfgang Claus. И только в 1978 году Pell Mell записали в студии Dierks Studios, а также выпустили еще один шикарный альбом “Only a Star”, но в этот раз на том же немецком лейбле Venus Records, принадлежащему Dieter Dierks.
Треклист
01. Count Down - 4:49
02. Daydreamer - 4:38
03. Only A Star - 4:18
04. Across The Universe - 6:11
05. Disillusion - 8:40
06. Trailors In Movie Halls - 3:43
07. Phoebus Is Dead - 7:08
Состав группы
Thomas Schmitt - violin, strings, mellotron, synthesizer, flutes, vibraphone, vocals
Rudolf Schön - vocals
Ralph «Flipper» Lippmann - guitars, Grand piano, electric piano, synthesizer, organ, strings, vocals
Cherry Hochdörfer - keyboards
Götz Draeger - bass
Wolfgang Claus - drums, vocals
с участием
Cornelius Hadalla - producer
Как и предыдущий альбом был переиздан только два раза на CD во Франции и Японии. Продюсером был, как и предыдущем издании Cornelius Hudalla, а записью занимался Heiner Friesz, штатный звукоинженер студии Dierks Studios. В результате такого сотрудничества получилась еще одна жемчужина немецкого симфонического прог-рока, в которой все композиции написал основатель группы Thomas Schmitt. В этом релизе стало больше вокальных партий на английском языке причем, как и в предыдущих изданиях было обилие классической музыки, исполненной на невероятно большом арсенале клавишных, таких как орган, фортепиано, синтезаторы, меллотрон. Кроме этого также заметны шикарные гитарные риффы, достаточно слаженная ритм-секция, нежные и невероятно мягкие мелодии буколической пасторальной флейты Thomas Schmitt, ну и конечно его заводные партии скрипки. К сожалению группа после выпуска “Only a Star” распалась, а скрипач, флейтист, гитарист, клавишник, вокалист и композитор Thomas Schmitt организовал другую прогрессивную группу Skyrider вместе с бывшими участниками Pell Mell, такими как клавишник Otto Pusch и гитарист Ralph Fricke. Кроме того, в состав также вошли басист Stephan Rehlich и лидер вокалист Michael Grebe. В таком составе в 1980 году созданный коллектив выпустил единственный одноименный альбом, который не был таким знаковым как релизы Pell Mell, и представлял собой в большей степени легкий и помпезный рок. После чего группа вновь обрела название Pell Mell, но в виде трио, в состав которого входили: скрипач, флейтист, гитарист, клавишник, вокалист и композитор Thomas Schmitt, гитарист Ralph Fricke, а также барабанщик Klaus Nass из другой прогрессивной группы Scrifis. И уже в этом составе в следующем 1981 году Pell Mell выпустили альбом “Moldau” на лейбле Chain.
Треклист
1. Moldau Part one – 5:00
2. The farmers wedding – 3:05
3. The hymph dance – 2:59
4. Moldau Part two – 6:53
5. Gliding – 2:49
6. Dark valley – 15:19
Состав группы
Thomas Schmitt - flute, violin, mellotron, vocals
Ralph Fricke - guitars
Klaus Nass - drums
Этот альбом переиздавался всего один раз на CD в 2018 году японским лейблом Belle Antique. Фактически это конечно не полноценный состав Pell Mell, это скорее в первую очередь сольный проект талантливого мультиинструменталиста и композитора Thomas Schmitt, а также гитариста Ralph Fricke из первоначального состава группы. В этом релизе Thomas Schmitt, написавший все музыкальные произведения, как бы возвращает нас к старому звучанию группы, используя в первой части переработки сочинений известного чешского композитора, пианиста и дирижера Бедржиха Сметаны из симфонической поэмы “Моя родина – Влтава”, а во второй части чисто работы самого Thomas Schmitt. В “Moldau” нет вокальных партий, он полностью инструментальный. Конечно получился тоже интересный релиз с приятными расслабляющими мелодиями, но все же он далек от замечательного дебютника. Но к сожалению, это было последнее творение Pell Mell, после которого они окончательно распались.
Pentacle (Франция)
Еще одна малоизвестная симфоническая прогрессивная рок-группа Pentacle была образована в 1971 году в городе Бельфор, область Франш-Конте, Франция. В состав этого квартета вошли универсальный клавишник и композитор Claude Menetrier, играющий на различных видах клавишных, гитарист, лидер вокалист и композитор Gerald Reuz, басист, гитарист и композитор Richard Treiber, а также барабанщик, композитор и бэк-вокалист Michel Roy. Как видно из состава этого интересного коллектива все музыканты обладали композиторскими способностями, поэтому они быстро сочинили и наработали свой оригинальный музыкальный материал, но к сожалению, их популярность, в отличии от более известных земляков, таких как Ange, Magma, Atoll, Zao, Mona Lisa, Pulsar ограничивалась только концертными выступлениями и в течении четырех лет они не смогли выпустить даже сингла. Хотя ребята несомненно обладали хорошими композиторскими и исполнительскими способностями. Само название Pentacle им посоветовал друг и им оно понравилось, хотя никто из ребят не увлекался мистикой. Ведь “пентакль” это “звездчатый многоугольник, полученный соединением вершин правильного пятиугольника через одну и представлял собой талисман в оккультизме, который используется при магических призывах”. Неизвестно что бы было с группой если бы на них не обратил внимание известный французский музыкант, композитор, писатель, певец и продюсер Christian Decamps(родился 11 августа 1946 года в Эрикуре, Верхняя Сона, Франция), более известный тем, что в 1970 году основал вместе с братом, клавишником, композитором и вокалистом Francis Decamps знаменитую французскую группу Ange. Ему понравился исполняемый репертуар группы Pentacle, и он предложил свои услуги продюсера. В итоге после многолетних неудач коллективу наконец удалось в феврале 1975 года записать, в течении восьми дней, в студии Citadelle в Безансоне и выпустить в мае этого же года свой шикарный дебютный, но к сожалению единственный альбом “La Clef des Songes” на французском лейбле Arcane.
Треклист
01. La Clef des Songes - 4:06
02. Naufrage - 4:27
03. L'Âme du Guerrier - 6:06
04. Les Pauvres - 3:25
05. Complot - 5:01
06. Le Raconteur - 10:42
07. La Clef des Songes - Live - 6:00
08. Complot - Live - 8:43
09. Le Raconteur - Live - 7:23
Total Time: 53:53
Состав группы
Claude Menetrier - organ, Moog, Elka String Ensemble, piano
Michel Roy - drums, backing vocals
Gerald Reuz - electric & acoustic guitars, lead vocals
Richard Treiber - bass, acoustic guitar
Кроме лейбла Arcane, выпустившего винил тиражом всего 3000 копий, в 1975 году он также был выпущен в Канаде лейблом Warner Bros. Records, ну а в 1995 году на CD появилось первое переиздание на Musea Records. В дальнейшем “La Clef des Songes” неоднократно в разные годы переиздавался на виниле и CD в Бразилии, Японии, России, Франции, США, тем самым подтверждая, что популярность этого издания с годами росла. При записи ребята плодотворно потрудились, работая в студии восемь дней по 11-12 часов, в итоге записав на 16-ти дорожечную пленку это великолепное произведение, состоящее из шести треков с эмоциональными вокальными партиями, исполненными полностью на французском языке гитаристом, лидер вокалистом и композитором Gerald Reuz. Конечно все музыканты потрудились на славу, но все же большая часть музыкального материала была сочинена басистом, гитаристом и композитором Richard Treiber. В результате такой работы получился невероятный во всех отношениях альбом симфонического прогрессивного рока с элегантной и необычайно захватывающей музыкой, который вполне можно отнести к одним из самых значимых французских симфо-проговых изданий 1970-х годов. Во всяком случае многим поклонникам прогрессива должна понравиться спокойная, непринужденная и мелодичная музыка Pentacle и несмотря на то, что во многих изданиях писали, что они временами напоминают Moody Blues и King Crimson, все же их мелодизм, энергетика и виртуозность больше схожа с Premiata Forneria Marconi, Pink Floyd и Genesis, а своей камерностью и элегантностью группа вызывает ассоциации с Czar, Gracious и Cressida. Но конечно думаю у каждого слушателя возникнут свои ассоциации при прослушивании этого замечательного произведения. Но во время существования коллектива слушатели слабо оценили их творчество, и из-за не сильно хороших продаж пластинок Pentacle в 1976 году объявили о своем расформировании. К сожалению, о дальнейшей судьбе музыкантов ничего не известно.