Гигантомания, выраженная в постройке сверхтяжелых подвижных крепостей для прорыва фронта, была свойственна во время Первой мировой войны почти во всех странах-участниц. У Германии стремление к гигантским танкам не прошло и ко Второй мировой, достаточно вспомнить 180-тонного «Мауса». Но «первенцем» был танк "K-Wagen", один из которых почти достроили к 1918 году.
Плюсы и минусы «передвижных крепостей»
Танки – это машины прорыва, и гигантские танки планировалось применять для создание брешей в обороне врага. И сверхтяжелый танк, с хорошей броней и впечатляющей огневой мощи, как нельзя лучше подходят для этих задач.
Но это и все плюсы. Минус – огромная масса, которая затрудняет доставку танков к передовой. Целиком, а это 150-180 тонн, его невозможно перевезти по железной дороге, далеко не каждый мост выдержит такую массу.
Создание "K-Wagen"
Поняв, что танки – это новое и эффективное слово в современной войне, немецкое командование в 1917 году срочно затребовала себе сверхтяжелый танк, весом до 150 тонн.
28 июня 1917 года проект «K-Wagen» (Kolossal-Wagen) был готов и утвержден военными.
Согласно техническим требованиям, «Колоссаль» должен был иметь 30-мм броню, до 4 пушек калибром 50-77 мм, четыре пулемета и два огнемета. Двигать всю эту кучу железа должны были два двигателя, по 300 л.с. каждый. Экипаж танка – 18 человек.
Планы были грандиозными, при первом заказе в 10 машин, планировалось закупить 100 танков, стоимость каждого – примерно полмиллиона рейхсмарок.
Танк создавался по стандартной тогда английской компоновки: отсек управления и боевое отделение впереди, моторно-трансмиссионный сзади. В широких спонсонах (еще одним обязательным атрибутом для танка того времени) размещались 4 пушки и пулеметы, также пулеметы имелись по бортам в амбразурах.
Собирался танк так, на стальной каркас крепились болтами и заклепками броневые листы. Танк получился в длину 12,8 метра, в ширину (без спосонов) – 3,1 метра. Высота – 2,9 метра.
Пушки 77-мм в спонсонах и пулеметы могли вести огонь в любом направлении, причем создавать примерно равную плотность.
Двигатели пришлось искать помощнее, два «Даймлера» по 650 л.с. каждый, что в теории должно выдавать скорость 4-5 км/ч. Экипаж также увеличился до 22 человек.
Для доставки танка к передовой, «Колоссаль» мог разбираться на несколько десятков частей и грузиться на ж/д платформы. Такое себе удовольствие, однако хоть какой-то выход из положения.
Провал проекта
Немцы с упорством принялись за дело, причем многие узлы и детали пришлось придумывать с нуля, однако проигрыш в войне и унизительный (для немцев) Версальский мир поставил точку в разработке «Колоссаля».
Из десяти заказанных танков пять должен был создать шарикоподшипниковый завод «Рибе» в Берлин-Вайсензее, другие пять в Касселе, на заводе «Вагонфабрик Вегман». Начав в апреле 1918 года, на «Рибе» почти достроили один танк, но тут наступил Версальский мир. И недостроенные танки пошли на переплавку.
Интересно, что немцы не расстались с идеей сверхтяжелых танков, и спустя пару десятков лет попытались создать 180-тонные «Маусы». Впрочем, также неудачно.