Найти в Дзене

Ни кольца, ни венца, ни детей. О фильме «Обнаженная муза Пьера Боннара»

Давно не видела более красивого фильма с точки зрения визуального ряда, и даже пожалела, что не посмотрела его на большом экране. К тому же до этого фильм я не слышала о Пьере Боннаре и не была знакома с его творчеством. Только после фильма начала искать его картины и узнала, что этот французский живописец вошел в историю как один из величайших колористов XX века.

Пьер (Венсан Макень).
Пьер (Венсан Макень).

Фильм «Обнаженная муза Пьера Боннара» (2024) режиссера Мартена Прово, как следует из красноречивого названия, раскрывает суть многолетних отношений художника и его модели Марты. Как нам сообщили финальные титры, Пьер Боннар создал более двух тысяч полотен, и на трети из них изображена Марта.

Париж, 1893 год. В студии молодого художника Пьера Боннара появляется робкая натурщица, которая не готова обнажаться. На попытку художника своей рукой приспустить часть ее белья она отвечает звонкой пощечиной. Но уже через минуту пара сливается в страстном поцелуе.

Красивая, темпераментная, униженная бедностью Марта (Сесиль де Франс) попадает в необычные обстоятельства. Возможно, в жизни любвеобильного Пьера она стала бы очередной проходящей натурщицей, если бы не ее астма и не предостережение доктора, что девушка долго не протянет.

Страсть вспыхивает огнем.

— Почему только женщин пишут голыми?
— Потому что художники — мужчины.

Пьер из богатой семьи, он может позволить себе жить творчеством. Он вхож в мир парижской богемы, он пишет портреты богачей, их жен и подруг, и получает хорошие гонорары. Марта не может войти в его круг — после выставки картин Пьера она понимает, что все ее раздевают глазами, ведь на всех картинах — ее обнаженное тело.

Марта (Сесиль де Франс).
Марта (Сесиль де Франс).

Марта бедна. У нее есть больная мать и сестра, у которой роман с женатым мужчиной и внебрачный ребенок. «У меня две дочери, и обе живут во грехе», — вздыхает мать.

Вопрос статуса мучит Марту.

Но Пьер живет творчеством, представитель парижской богемы категорически не приемлет буржуазного быта. Пьер (Венсан Макень) — словно большой капризный ребенок, которого не интересует ничего, кроме игры света и теней, которые нужно передать на полотне.

Влюбленные живут в загородном доме в Ле-Канне на Лазурном берегу, который выбрала для них Марта. Место с удивительными пейзажами, которые будут отражены на полотнах Пьера Боннара — река, берег, деревянная веранда, с которой так приятно любоваться всей этой красотой.

«Ни кольца, ни венца, ни детей», — констатирует муза художника.

Только два холмика над захоронением парочки симпатичных такс, которых когда-то давно подарил Пьер Марте, чтобы она отвлеклась от идеи деторождения. Муза стала для него не только преданной подругой, но также кухаркой и домработницей.

Марта и вода — отдельная тема, это и купания, и принятие ванн — все то, что любит отражать на полотнах Пьер Боннар.

В фильме много прекрасных пейзажей.
В фильме много прекрасных пейзажей.

В фильме много идиллических картин с отдыхом на природе и пикниками, с любованием солнечными пейзажами и обилием зелени. В гости к Пьеру и Марте на лодке приплывают Клод Моне с супругой. Клода Моне интересуют растущие неподалеку водяные лилии, к которым он неравнодушен настолько, что забывает об ужине.

Идиллия ли это? Далеко нет. Пьер остается художником, его творческий потенциал постоянно требует подпитки в виде женского внимания. Что оборачивается для Марты нечеловеческими муками ревности, истериками, скандалами.

Ситуация доходит до крайности, когда в их доме поселяется юная студентка-натурщица Рене (Стейси Мартин). Складывается любовный треугольник под одной крышей.

Марта и Рене (Стейси Мартин).
Марта и Рене (Стейси Мартин).

Марта терпит Рене в своем доме, она понимает, что для ее мужа это источник вдохновения. Мы знаем, что ситуация для начала прошлого века не уникальна — то же самое наблюдалось и в семье писателя Бунина.

Рене же подозревает, что ее используют — когда она рядом, художник спокоен, умиротворен и пишет свои картины. Марта тоже спокойна, раз Пьер спокоен и может творить.

Марта изображена на трети полотен, написанных Пьером Боннаром.
Марта изображена на трети полотен, написанных Пьером Боннаром.

Рене понимает, что переплетенные пальцы рук Пьера и Марты не расплетут ни годы, ни невзгоды, ни она. Девушка пытается манипулировать Пьером, и когда влюбленный художник почти готов жениться на ней, Рене видит, что сбоку на полотне с ее телом проступают черты лица Марты. И это получается помимо воли Пьера — рука сама так рисует.

Можно увести Пьера от Марты, но Марту из Пьера вывести невозможно.

Фильм разбит на три части, на три больших эпизода, которые разделяют десятилетия. Финальный эпизод — 1946 год, когда в своем доме доживают век умиротворенные старички, трогательно заботящиеся друг о друге. Пьер по-прежнему старается уловить и зафиксировать солнечные блики на воде и пишет картины.

В ленте показано много полотен Пьера Боннара. Если вам нравятся визуально красивые ретро-драмы и арт-байопики, то рекомендую.

Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.

На канале можно почитать обзоры фильмов о художниках:

А вот обзор фильма, где Сесиль де Франс в одной из главных ролей:

Буду рада новым подписчикам, а также вашим комментариям и 👍, они помогают каналу развиваться!