Кто не знает культовую картину Эдварда Мунка «Крик»? Ее даже в рекламе про боль-спазм показывают, она стала растиражированным китчем и узнаваемым мемом. А что мы знаем об авторе? К стыду своему, полагала, что этот европейский художник-экспрессионист — австриец или датчанин (спойлер — он норвежец).
Словом, я ничтожно мало знала о художнике, пока не посмотрела фильм «Мунк» 2023 года, снятый норвежским режиссером Хенриком Мартином Дальсбаккером. «Мунк» стал фильмом открытия Международного кинофестиваля в Роттердаме в прошлом году.
Это фестивальное кино, и его на назовешь байопиком в полном смысле слова. Он не охватывает всех событий биографии художника. Фильм больше сосредоточен на погружении во внутренний мир Эдварда Мунка, нежели на изложении биографических фактов.
Он показывает, как от яркой цветовой гаммы в юности художник переходит к контрастному черно-белому видению и возвращается к цвету — к нейтральным пастельным тонам в старости.
Мы заглядываем в четыре возраста Мунка. Мы видим художника 21-летним мечтательным и влюбчивым юношей, 29-летним нервным бунтарем в искусстве, ищущим свои пути и спорящим со Стриндбергом и другими представителями богемы, видим его 45-летним пациентом психиатрической лечебницы, и наконец, 80-летним отшельником, живущим в окружении картин на своей усадьбе в Норвегии.
Эпизоды из разных возрастов в фильме перемежаются, и различаются не только тем, что Мунка в разных возрастах играют разные актеры, но и по цветовой тональности, соответствующей тому или иному периоду в его творчестве.
Композиция фильма необычна.
Чтобы зритель не заскучал, 29-летнего Мунка режиссер перенес в наши дни. Экранный Мунк переживает события своей биографии, но в антураже современного Берлина, с его ночными клубами, тусовками, алкоголем и бодрящими веществами.
События биографии подлинные, несмотря на современные декорации — это запрет выставки Мунка в Берлине под предлогом, что работы выглядят незаконченными и примитивными, тяготеющими к абстракции. Для одного из первых европейских экспрессионистов это был тяжелый удар.
«Душу разрывают две птицы, летящие в разные стороны».
Его вхождению в депрессию способствуют и запутанные отношения с женщинами, в частности, влюбленность в жену друга.
Кстати, Мунк при всей своей способности влюбляться и боготворить женщин, в которых он был влюблен, никогда не был женат и не имел детей.
В Берлине Мунк и его друзья, среди которых писатель Август Стриндберг, ведут разговоры о путях искусства и о свободе самовыражения художника. Эти жаркие споры воспринимаются очень современно — и это подчеркивается перенесением их в нашу реальность.
Остальные три «разновозрастных Мунка» живут в антураже своей исторической эпохи.
21-летний мечтательный и впечатлительный юноша Мунк с мольбертом едет в провинцию у моря, где отец снял дачу, чтобы Эдвард мог поправить здоровье и писать. Там он знакомится с Милли, женой своего знакомого. У них завязывается бурный роман. Эдвард влюблен без памяти, но для Милли отношения с ним — очередное развлечение, спасение от провинциальной скуки.
Но каким ярким кажется мир, когда художник влюблен!
Показано, как реальность жизни художника ложится на холст и становится картинами.
Для 45-летнего Мунка, переборщившего с коньяком и сигаретами, мир стал черно-белым. Он оказывается в психиатрической больнице в Дании и ведет разговоры с доктором Якобсоном, который пытается понять природу гениальности. В клинике Мунк пробыл 8 месяцев.
Моя миссия — пролить свет на эмоциональную жизнь, но меня считают безумным.
Картина — это выражение фантазии, которое заденет чью-то душу.
Искусство рождается из радостей, но чаще — из печали.
Мне из эмоций нравится меланхолия.
Итог разговоров — написанный Мунком портрет лечащего врача и выход из черно-белого периода. Он выбрал жизнь.
1944 год — последний в жизни художника. 80-летний Эдвард Мунк хочет работать и опасается, что оккупанты (Норвегия была оккупирована гитлеровской Германией) заберут его картины, а вместе с ними и виллу вблизи Осло, где он живет.
Мунк слаб и почти ничего не ест. Неожиданной молодой гостье, которая намерена стать его натурщицей, он рассказывает о себе — например, о том, что он потерял мать в пять лет, и это стало для него сильнейшим потрясением. Через несколько лет болезнь уносит жизнь его старшей сестры. Еще одна сестра оказывается в психбольнице. Мунка всю жизнь преследовал страх смерти и наследственных болезней.
«Мне в наследство достались два самых страшных врага рода человеческого — чахотка и душевная болезнь. Болезнь, безумие и смерть — черные ангелы, стоявшие у моей колыбели».
Художник подводит жизненный итог и размышляет над завещанием, он хочет, чтобы его картины стали собственностью города.
За свою творческую жизнь Мунк создал 1750 живописных произведений, 850 графических работ и около 8000 рисунков.
Заканчивается фильм съемками в музее Мунка в Осло, где хранится коллекция картин и личные вещи художника-экспрессиониста, которые он завещал городу. В том числе и две версии знаменитого «Крика». Как известно, Мунк создал четыре версии картины в разных техниках. И теперь нам понятнее, о чем кричит «Крик».
На канале также можно почитать: