Найти в Дзене

ПОСТАНОВОЧНОЕ И РЕПОРТАЖНОЕ ФОТО. 3 СОВЕТА НАЧИНАЮЩИМ

Смех и слёзы... вместо Предисловия Хотите верьте, хотите нет, но известный крымский фотограф, фотокорреспондент газеты "Керченский рабочий" Николай Сизоненко большую часть своей жизни прожил в редакции, прямо в фотолаборатории. Две комнаты... Одна - тёмная и сырая, с запахом метола, гидрохинона и красной кровяной соли. Это - святая святых... Лаборатория! Другая - кабинет. Тут - большой книжный шкаф с "Опытами" Монтеня, пьесами Вергилия и Еврипида... Рабочий стол, окно, где на подоконнике почему-то всегда цвели кактусы... Аромат чая с чабрецом, собранным в жарком июле на вершине горы Митридат, притягивал к Колиной "норе" практически всех сотрудников редакции. В гостях у Сизоненко мы отдыхали, наполнялись положительной энергией... По ночам Коля слушал "голоса". Без спиритизма!.. Тогда, в последние годы "брежневского застоя", вся страна слушала "Голос Америки" и "Радио "Свобода". Цензура в СССР была лютая, и только вражьи голоса подбрасывали свежие новости... Если телетайп из Москвы за
Оглавление

Смех и слёзы... вместо Предисловия

Хотите верьте, хотите нет, но известный крымский фотограф, фотокорреспондент газеты "Керченский рабочий" Николай Сизоненко большую часть своей жизни прожил в редакции, прямо в фотолаборатории. Две комнаты... Одна - тёмная и сырая, с запахом метола, гидрохинона и красной кровяной соли. Это - святая святых... Лаборатория! Другая - кабинет. Тут - большой книжный шкаф с "Опытами" Монтеня, пьесами Вергилия и Еврипида... Рабочий стол, окно, где на подоконнике почему-то всегда цвели кактусы... Аромат чая с чабрецом, собранным в жарком июле на вершине горы Митридат, притягивал к Колиной "норе" практически всех сотрудников редакции. В гостях у Сизоненко мы отдыхали, наполнялись положительной энергией...

По ночам Коля слушал "голоса". Без спиритизма!.. Тогда, в последние годы "брежневского застоя", вся страна слушала "Голос Америки" и "Радио "Свобода". Цензура в СССР была лютая, и только вражьи голоса подбрасывали свежие новости... Если телетайп из Москвы задерживался с отправкой передовой статьи - мы понимали: в стране случилось что-то неладное! Редактор, парторг, ответственный секретарь, выпускающий - все "куковали" на третьем этаже до первых петухов. Но в 8.00 по всем киоскам города развозились связки газеты "Керченский рабочий".

О том, что умер "дорогой и любимый" Леонид Ильич Брежнев, мы узнали первыми, но не из сообщений ТАСС, а от фотокорреспондента редакции Николая Сизоненко.

Похороны Л. И. Брежнева. Фото из открытых источников интернета.
Похороны Л. И. Брежнева. Фото из открытых источников интернета.

Пролетели ещё 15 месяцев. Редактор газеты Николай Григорьевич Кармазиненко зашёл как-то вечером в левое крыло третьего этажа редакции. Смотрит, а фотокорреспондент Сизоненко гладит чёрные, похоронные ленты. Редактор схватился за сердце: "Что стряслось?!"

- Мне голос был! - оглядываясь по сторонам, зашипел Сизоненко. - Вещал, что Андропов того... Умер! Завтра, видимо, сообщение ТАСС будет. Вот, заранее, красное знамя с чёрными лентами глажу, на первую полосу фото сделаю.

Юрий Владимирович Андропов. Фото из открытых источников интернета.
Юрий Владимирович Андропов. Фото из открытых источников интернета.

-Правильно Коля! - машет седой головой редактор. - А как только Москва подтвердит информацию, переданную тебе свыше - дуй с этим знаменем и ленточками через дорогу, на завод СРЗ, организуй несколько снимков с траурного митинга. Я с парторгом перетру, договоримся! Фото - срочно в номер!..

9 февраля 1984 года страна простилась с генеральным секретарём ЦК КПСС Юрием Андроповым. А 10 марта 1985 года история с чёрными лентами на гладильной доске повторилась. Пришло время закапывать Константина Черненко. Фотокорреспонденту Николаю Сизоненко, помнится, выписали премию, а редактор газеты каждое утро, придя в редакцию, спрашивал у Коли: "Есть новости из преисподней?!"

Нет новостей. Горбачёв пережил Сизоненко...

Похороны К. У. Черненко. Фото из открытых источников интернета.
Похороны К. У. Черненко. Фото из открытых источников интернета.

Я так понимаю, что вы, мои дорогие читатели, и без того поняли - куда ветер дует?! История эта - про заранее спланированное, идеологически правильно обставленное, постановочное фото!

Газетчики того времени были людьми образованными, со всех сторон культурными... Фотокорреспондент городской газеты ЛГУ закончил! Можно сказать, Монтеня с Лениным в подлиннике читал... И 70 процентов опубликованных в газете фотографий - были постановочными. Время такое было. И я там был, пиво с водкой пил...

Фото Александра Беланова.
Фото Александра Беланова.

Совет №1. Что самое сложное в "постановочной фотографии"? Правильно, заставить людей раскрепоститься!

Если мне со слезами на глазах токарь или крановщица говорит: "Я не фотогеничная!", спрашиваю: "Кто вам это сказал?" Отвечает, поджав губы: "Фотограф..."

- Дурак он, а не фотограф! Не бывает некрасивых женщин, только - непрофессиональные фотографы. Так, убрали слёзы! Вот вам - букет цветов... Улыбаемся! Господи, у вас самая очаровательная улыбка на свете! Снимаю!.. Ай, красавица!.."

Всё... Вы поняли, что я сделал?.. Заставил раскрыться, подарить мне улыбку, пусть на несколько секунд, но стать другом героя снимка...

Несите в мир доброту, делитесь собственным обаянием. И ваши снимки будут излучать свет!

Фото. Александра Беланова.
Фото. Александра Беланова.

Совет №2. Если вы делаете групповой снимок, найдите "центр притяжения". На нём будет сфокусировано внимание группы, и понятное дело, нашего зрителя. В моём случае это - бригадир обжигальщиц эмали (Смотрите фото). В вашем случае - это может быть котёнок, или какой-то иной подарок для любимой дочери... А мама, друзья, и родители - счастливое окружение. Центр притяжения - счастливый ребёнок с котёнком на груди.

Юрий Рост. Фото Александра Беланова.
Юрий Рост. Фото Александра Беланова.

Юрий РОСТ, знаменитый советский и российский фотохудожник:

Козьма Прутков говорил, что три дела, однажды начавши, трудно кончить: вкушать хорошую пищу, беседовать с возвратившимся из похода другом и чесать, где чешется. А четвертым можно было бы добавить — фотографировать все подряд. Обратите внимание, это теперь везде. Селфи эти идиотские…
Я помню, когда приехал в Париж, как культурный человек пошел в Лувр. Смотрю — по лестнице бежит толпа японских туристов. Я понял, куда они бегут. Пошел за ними. Пришел к Джоконде. Они даже не смотрят на нее. Подбегают к ней, поворачиваются спиной, и их «щелкают». Все, они идут дальше, галочка поставлена...
Спектакль "Иван Васильевич" Театра сатиры. Фото. Александра Беланова.
Спектакль "Иван Васильевич" Театра сатиры. Фото. Александра Беланова.

Совет №3. Учитесь кадрировать изображение ещё на этапе самой фотосъёмки. Это важно как в постановочной так и в репортажной фотосъёмке.

Помните, итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти на вопрос, как ему удается создавать такие великолепные статуи, сказал:

«Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее».

Вот и мы убираем из кадра всё лишнее. Прямо сейчас, во время съёмки! Для того чтобы стать хоть на 1 % ближе к Микеланджело.

Как не крути - кадрирование с помощью фотошопа или других программ - это потеря качества снимка. Умение кадрировать на ходу, во время съёмки, приходит с опытом. Просто научитесь мысленно ставить перед собой цель и задачу до того, как нажмёте на кнопку "пуск".

Автор - Александр БЕЛАНОВ (фото автора)

____________________________________________

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Александр Ширвиндт и Фёдор Добронравов в спектакле "Где мы?". (2023 г.) Фото. Александра Беланова.
Александр Ширвиндт и Фёдор Добронравов в спектакле "Где мы?". (2023 г.) Фото. Александра Беланова.

ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, чтобы не пропустить новую публикацию!

Спасибо за лайки и комментарии! Они помогают мне в раскрутке канала.

До монетизации ещё далеко, а развивать канал надо! Все желающим помочь Фотошколе: Сбербанк 5228 6005 7799 6525

Спасибо, друзья!