Смех и слёзы... вместо Предисловия
Хотите верьте, хотите нет, но известный крымский фотограф, фотокорреспондент газеты "Керченский рабочий" Николай Сизоненко большую часть своей жизни прожил в редакции, прямо в фотолаборатории. Две комнаты... Одна - тёмная и сырая, с запахом метола, гидрохинона и красной кровяной соли. Это - святая святых... Лаборатория! Другая - кабинет. Тут - большой книжный шкаф с "Опытами" Монтеня, пьесами Вергилия и Еврипида... Рабочий стол, окно, где на подоконнике почему-то всегда цвели кактусы... Аромат чая с чабрецом, собранным в жарком июле на вершине горы Митридат, притягивал к Колиной "норе" практически всех сотрудников редакции. В гостях у Сизоненко мы отдыхали, наполнялись положительной энергией...
По ночам Коля слушал "голоса". Без спиритизма!.. Тогда, в последние годы "брежневского застоя", вся страна слушала "Голос Америки" и "Радио "Свобода". Цензура в СССР была лютая, и только вражьи голоса подбрасывали свежие новости... Если телетайп из Москвы задерживался с отправкой передовой статьи - мы понимали: в стране случилось что-то неладное! Редактор, парторг, ответственный секретарь, выпускающий - все "куковали" на третьем этаже до первых петухов. Но в 8.00 по всем киоскам города развозились связки газеты "Керченский рабочий".
О том, что умер "дорогой и любимый" Леонид Ильич Брежнев, мы узнали первыми, но не из сообщений ТАСС, а от фотокорреспондента редакции Николая Сизоненко.
Пролетели ещё 15 месяцев. Редактор газеты Николай Григорьевич Кармазиненко зашёл как-то вечером в левое крыло третьего этажа редакции. Смотрит, а фотокорреспондент Сизоненко гладит чёрные, похоронные ленты. Редактор схватился за сердце: "Что стряслось?!"
- Мне голос был! - оглядываясь по сторонам, зашипел Сизоненко. - Вещал, что Андропов того... Умер! Завтра, видимо, сообщение ТАСС будет. Вот, заранее, красное знамя с чёрными лентами глажу, на первую полосу фото сделаю.
-Правильно Коля! - машет седой головой редактор. - А как только Москва подтвердит информацию, переданную тебе свыше - дуй с этим знаменем и ленточками через дорогу, на завод СРЗ, организуй несколько снимков с траурного митинга. Я с парторгом перетру, договоримся! Фото - срочно в номер!..
9 февраля 1984 года страна простилась с генеральным секретарём ЦК КПСС Юрием Андроповым. А 10 марта 1985 года история с чёрными лентами на гладильной доске повторилась. Пришло время закапывать Константина Черненко. Фотокорреспонденту Николаю Сизоненко, помнится, выписали премию, а редактор газеты каждое утро, придя в редакцию, спрашивал у Коли: "Есть новости из преисподней?!"
Нет новостей. Горбачёв пережил Сизоненко...
Я так понимаю, что вы, мои дорогие читатели, и без того поняли - куда ветер дует?! История эта - про заранее спланированное, идеологически правильно обставленное, постановочное фото!
Газетчики того времени были людьми образованными, со всех сторон культурными... Фотокорреспондент городской газеты ЛГУ закончил! Можно сказать, Монтеня с Лениным в подлиннике читал... И 70 процентов опубликованных в газете фотографий - были постановочными. Время такое было. И я там был, пиво с водкой пил...
Совет №1. Что самое сложное в "постановочной фотографии"? Правильно, заставить людей раскрепоститься!
Если мне со слезами на глазах токарь или крановщица говорит: "Я не фотогеничная!", спрашиваю: "Кто вам это сказал?" Отвечает, поджав губы: "Фотограф..."
- Дурак он, а не фотограф! Не бывает некрасивых женщин, только - непрофессиональные фотографы. Так, убрали слёзы! Вот вам - букет цветов... Улыбаемся! Господи, у вас самая очаровательная улыбка на свете! Снимаю!.. Ай, красавица!.."
Всё... Вы поняли, что я сделал?.. Заставил раскрыться, подарить мне улыбку, пусть на несколько секунд, но стать другом героя снимка...
Несите в мир доброту, делитесь собственным обаянием. И ваши снимки будут излучать свет!
Совет №2. Если вы делаете групповой снимок, найдите "центр притяжения". На нём будет сфокусировано внимание группы, и понятное дело, нашего зрителя. В моём случае это - бригадир обжигальщиц эмали (Смотрите фото). В вашем случае - это может быть котёнок, или какой-то иной подарок для любимой дочери... А мама, друзья, и родители - счастливое окружение. Центр притяжения - счастливый ребёнок с котёнком на груди.
Юрий РОСТ, знаменитый советский и российский фотохудожник:
Козьма Прутков говорил, что три дела, однажды начавши, трудно кончить: вкушать хорошую пищу, беседовать с возвратившимся из похода другом и чесать, где чешется. А четвертым можно было бы добавить — фотографировать все подряд. Обратите внимание, это теперь везде. Селфи эти идиотские…
Я помню, когда приехал в Париж, как культурный человек пошел в Лувр. Смотрю — по лестнице бежит толпа японских туристов. Я понял, куда они бегут. Пошел за ними. Пришел к Джоконде. Они даже не смотрят на нее. Подбегают к ней, поворачиваются спиной, и их «щелкают». Все, они идут дальше, галочка поставлена...
Совет №3. Учитесь кадрировать изображение ещё на этапе самой фотосъёмки. Это важно как в постановочной так и в репортажной фотосъёмке.
Помните, итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти на вопрос, как ему удается создавать такие великолепные статуи, сказал:
«Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее».
Вот и мы убираем из кадра всё лишнее. Прямо сейчас, во время съёмки! Для того чтобы стать хоть на 1 % ближе к Микеланджело.
Как не крути - кадрирование с помощью фотошопа или других программ - это потеря качества снимка. Умение кадрировать на ходу, во время съёмки, приходит с опытом. Просто научитесь мысленно ставить перед собой цель и задачу до того, как нажмёте на кнопку "пуск".
Автор - Александр БЕЛАНОВ (фото автора)
____________________________________________
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, чтобы не пропустить новую публикацию!
Спасибо за лайки и комментарии! Они помогают мне в раскрутке канала.
До монетизации ещё далеко, а развивать канал надо! Все желающим помочь Фотошколе: Сбербанк 5228 6005 7799 6525
Спасибо, друзья!