Требуется ли постановка буровой площадки на государственный учет как объекта НВОС?
Отвечает ведущий юрист Центра Зиновкин Никита:
Действующее законодательство содержит пробелы в части определения лиц, обязанных подавать заявку о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее также – объект НВОС).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
При этом негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Таким образом, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, эксплуатация которых приводит к негативному изменению физических, химических, биологических и иных показателей состояния окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти.
Таким образом, формально-юридически лицо, обязанное направлять заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет, определяется через наличие факта эксплуатации (осуществления хозяйственной или иной деятельности) объекта капитального строительства и (или) сооружения.
Соответственно любая деятельность юридического лица с использованием объекта капитального строительства и (или) сооружения, приводящая к негативному изменению физических, химических, биологических и иных показателей состояния окружающей среды, приводит к необходимости постановки на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Важно отметить, что вид деятельности юридического лица определяется с помощью ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст).
При этом согласно пп. п) ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.
Также необходимо отметить, что в Форме заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (утв. Приказом Минприроды России от 12 августа 2022 г. № 532) указываются, в том числе:
- вид хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте (указываются вид хозяйственной и (или) иной деятельности на объекте в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 2398);
- виды экономической деятельности основных и вспомогательных видов деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте, с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (при осуществлении на объекте вида хозяйственной и (или) иной деятельности, не поименованного в критериях, указываются основной и вспомогательные виды экономической деятельности, осуществляемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на объекте, с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).
При этом ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст) (далее - ОК 029-2014) включает группировку 09.10 «Предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа», которая включает, в том числе:
- проведение работ по бурению глубоких скважин различных категорий, включая опорные, параметрические, поисково-оценочные и разведочные, на углеводородное сырье;
- направленное бурение и повторное бурение, ударное бурение, монтаж буровой установки на месте, ремонт и демонтаж, цементирование обсадных труб нефтяных и газовых скважин, откачка скважин, заглушка и консервация скважин и т.д.;
Важно отметить, что ОК 029-2014 также включает группировку 09.10.1 «Предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата».
При этом как непосредственно добыча нефти и газа, так и бурение скважин, входят в раздел Раздел B «Добыча полезных ископаемых» ОК 029-2014. Следовательно, как владельцы лицензии на осуществление деятельности по добыче нефти и газа, так и юридические лица, осуществляющие деятельность по бурению скважин, потенциально могут эксплуатировать объекты НВОС, относящиеся к I категории на основании пп. 2) п. 1 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398) - осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности по добыче сырой нефти и (или) природного газа, включая переработку природного газа.
Вместе с тем, на основании имеющихся сведений в Государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (https://uonvos.rpn.gov.ru/) буровые площадки относятся к объектам НВОС III категории.
Таким образом, представляется, что в соответствии с ОК 029-2014 необходимо различать деятельность по бурению скважин и непосредственно деятельность по добыче нефти и газа.
При бурении скважин, предназначенных для добычи нефти, газа и газового конденсата, негативное воздействие на окружающую среду оказывает юридическое лицо, эксплуатирующее буровую установку, и в отношении которого в ЕГРЮЛ содержатся сведения о соответствующем ОКВЭД (бурение).
Также важно отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Согласно преамбуле данного Закона, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Таким образом, факт выдачи лицензии на пользование недрами подтверждает право пользования частью земной коры, но не свидетельствует как об эксплуатации объекта капитального строительства и (или) сооружения, приводящего к негативному изменению физических, химических, биологических и иных показателей состояния окружающей среды, так и о владении такими объектами и (или) сооружениями на каком-либо законном основании.
С учетом изложенного, в случае если лицензиат не эксплуатирует буровую установку, необходимость в постановке на государственный учет объекта НВОС (буровой площадки) отсутствует.