Найти в Дзене

Нейрофизиология и биохимия любовной зависимости

«Возможно, Джон Ватсон считает, что любовь для меня – тайна, но её химия невероятно проста и весьма разрушительна». Эту фразу произнес Шерлок Холмс в одноименном сериале и да, пусть сама любовь – это непостижимая тайна, но секреты острой любовной зависимости разгадать можно. И.Н. Хмарук и Ю.С. Степанова предлагают рассматривать любовную и эротическую зависимость как болезнь, как форму нехимической зависимости, наравне с игроманией. В коллективной монографии «Pathological love: impulsivity, personality, and romantic relationship» выделяются такие свойства любовной зависимости как импульсивность, иррациональность, чрезмерный уровень ожиданий, отрыв от реальности и устойчивость, в том числе готовность оставаться в неудовлетворительных и даже опасных отношениях. Для диагностики любовной аддикции можно использовать специальные опросники, например, Скрининг-тест любовной аддикции. Однако, как правило, любовную зависимость сложно не заметить – все мысли зависимого человека посвящены объект
«Возможно, Джон Ватсон считает, что любовь для меня – тайна, но её химия невероятно проста и весьма разрушительна».

Эту фразу произнес Шерлок Холмс в одноименном сериале и да, пусть сама любовь – это непостижимая тайна, но секреты острой любовной зависимости разгадать можно.

И.Н. Хмарук и Ю.С. Степанова предлагают рассматривать любовную и эротическую зависимость как болезнь, как форму нехимической зависимости, наравне с игроманией.

В коллективной монографии «Pathological love: impulsivity, personality, and romantic relationship» выделяются такие свойства любовной зависимости как импульсивность, иррациональность, чрезмерный уровень ожиданий, отрыв от реальности и устойчивость, в том числе готовность оставаться в неудовлетворительных и даже опасных отношениях.

Для диагностики любовной аддикции можно использовать специальные опросники, например, Скрининг-тест любовной аддикции. Однако, как правило, любовную зависимость сложно не заметить – все мысли зависимого человека посвящены объекту привязанности.

Эмпирические исследования показали, что на биохимическом и нейрофизиологическом уровнях любовная зависимость ничем не отличается от других видов химических и нехимических зависимостей.

Также при любовной аддикции активную роль играют дофамин и окситоцин.

Дофамин – это гормон мотивации и удовлетворения. Он крайне важен в системе вознаграждения. По сути исключительная потребность во взаимности при любовной аддикции связана с гиперактивацией мезолимбической дофаминовой системы. Ценность награды – внимания, одобрения, близости другого человека переоценивается. Объект любовной привязанности становится чрезвычайно привлекательным, и чем он недоступнее, тем сильнее мотивация.

В целом любая форма любви, не только романтическая, предполагает активацию структур мозговой системы награды.

Мы воспринимаем любовь как приз, как дар, как подарок, но при любовной зависимости критическое мышление и волевой контроль снижаются, а потребность в получении удовольствия от контакта с любимым человеком возрастает до небес.

Для того, чтобы снизить уровень зависимости важно научиться получать дофамин из других источников, а также постоянно напоминать себе, что это именно гормоны делают другого человека настолько привлекательным и желанным.

Психологические аспекты любовной зависимости можно проработать на сеансах с психологом. Отмечу, что важно разделять любовную аддикцию и созависимость в отношениях как тип привязанности.

с уважением психолог Галина Губанова
+7(985)226-64-65
WhatsApp, Telegram