Найти в Дзене
Евгения Кретова || писатель

О сектах

Работая над детективом "Макошин скит", глубоко погрузилась в психологию деструктивных сект. Удивительный феномен, когда яркие и успешные люди оказываются сломлены и подчинены каким-то совершенно диким с точки зрения цивилизованного человека порядкам.

Ты просто не видела, что здесь происходит...
Вода и каша, от которой желудок сводит на второй час после приёма пищи. Тяжёлая и, главное, бесполезная работа... Стирка в холодной реке, когда есть прачечная, постоянная уборка в домиках, готовка по старинным традициям в печи, в нашем жилье никакого электричества, никакой связи... Все понимают бесполезность, но молчат. Потому что не хотят послушание за леность получить, а кто-то и сам прячется за такой работой, лишь бы не думать, не решать ничего в своей жизни. Эти самые страшные, тенью по посёлку ходят, приглядывают, доносят... А молитвы? От них же свихнуться можно! Запрут в молельне, в духоте, в темноте, после работы, когда с ног и так валишься. Ефросинья нашептывает, нет-нет да кто-нибудь падает, вроде как в транс входит. У кого-то припадки случаются... Увидишь такое, жить не захочешь... Вот новенькая, у нас сама едва умом не двинулась, увидев такое в первый же вечер. Я тоже когда-то удивлялась. Помогать бросалась, пока не поняла, что отсюда одна дорога – на кладбище, и чем скорее её освоишь, тем лучше.

Из книги Евгении Кретовой “Макошин скит”.

Этот фрагмент - квинтэссенция наблюдений за людьми, ставшими жертвами таких деструктивных сект. Многие жертвы отмечают, что оказываются в секте из любопытства. Потом их привлекает братство/сестринство и общность интересов. Но истинная уязвимость человека происходит тогда, когда адепты секты вбивают клин между человеком и его семьей - они тебя не понимают, он погрязли в грехе, они не достойны просветления и т.д То есть секта сперва располагает к себе, потом обнаруживает проблемные (триггерные) зоны с близкими и бьет по ним целенаправленно. Далее все построено на подавление воли жертвы и расширение дистанции с родственниками.

В "Макошином ските" использовали мнимый грех и необходимость искупления, одновременно навешивая на жертву и чувство вины, и чувство исключительности - только ты можешь принести эту жертву и возвыситься.

Проще всего винить в своих бедах тех, кто рядом. Своих близких. Они беззащитны перед твоими обвинениями, потому что не знают о них. Потому что нам часто проще терпеть побои, унижения и жалеть себя, чем просто поговорить. Признаться, что в чем-то неправ, что недоработал, недоделал, недоразобрался. Это большая работа, Карина, – любить…