Дон Кихот | Мариинский в Большом

844 прочитали

Как только в социальных сетях Большого театра появилась новость, что пройдут гастроли балета Мариинки, то я, если честно, засомневалась. На тот момент не было известно о гастролях балетной труппы Большого в начале мая. Мне стало как-то грустно, что Большой как будто бы начинает превращаться в очередной филиал Мариинки. Однако я всё-таки за неделю до спектакля купила билет (на 24-ое мая), так как посмотреть вживую на Кимина Кима — дело обязательное в жизни. Конечно было огромное количество комментариев о том, что выбрали "Московский балет" для гастролей, что это неправильно и т.д. Однако я скажу, что версия Мариинского намного лучше той, что показывают в Москве. Сравнивать я буду с тем, что видела в позапрошлом сезоне в Большом. «Да, разве можно сравнивать с тем, что было столько времени назад?» Можно, даже нужно! Ведь благодаря прошлому опыту можно увидеть прогресс. Так, сейчас я намного больше хвалю кордебалет Большого, в восторге от солистов, хотя буквально два года назад я готова была плакать от того, что было на сцене. Даже думаю ещё раз посмотреть "Московского" «Дон Кихота».

Лично для меня Сослан Кулаев в роли Дон Кихота был самым статным из того, что я видела на записях и вживую. На его фоне Санчо Панса (Александр Федоров) выглядел более неуклюжим, более приземистым и карикатурным. От чего вся картина их дуэта казалось иллюстрацией, сошедшей со страниц книг, где один герой изображается худощавым и высоким, а второй мелким и крупноватым.

Дон Кихот начинает своё путешествие из темноты, нет стола и окна, которые присутствуют в декорациях Большого. В принципе все задние фоны (прекрасные декорации авторства Константина Коровина) и элементы декора на сцене проще чем то, что в версии Большого. Наверное, это даже играет в плюс, так как без такого огромного количества массовки (а в Большом часто можно увидеть мимический ансамбль) и декораций, без всей этой мишуры артистам остаётся только качественно выполнять свою работу, чтобы цеплять зрителя и удерживать его внимание. С чем танцовщики справляются на прекрасном уровне, так как от всего у меня захватывало дух, а третье действие я вообще провела с открытым ртом и не могла оторвать взгляд от сцены.

Однако не только артисты всё-таки привлекли моё внимание. Безумно красивые костюмы радуют глаз набором красок и пышности. Каждый образ хочется рассмотреть внимательно, а пачки танцовщиц кордебалета в сцене с дриадами выглядели так, словно это костюмы прим. В сценах на улице костюмы однородные, не особо пестрят, но при этом показывают разнообразие цветов. Я бы даже сказала, что это всё выглядит действительно стильно и гармонично, создаёт прекрасный фон для солистов.

Как вспышка на сцене появляется Рената Шакирова (Китри) и приковывает взгляд к себе. Создалось даже ощущение, что она одним своим появлением, одной своей волной энергии поразила весь зал, заставив каждого замереть с горящими глазами. Казалось, что никакое другое появление не сможет превзойти это, но Кимин Ким (Базиль) сделал нечто невероятное. Легко вбегая, выпрыгивая на сцену он заполнил своим присутствием весь зал. Даже на 4-ом ярусе я могла ощутить эту силу, стать и мастерство пары шагов. А самое главное — эмоции. "Как можно увидеть лицо и эмоции с 4-ого яруса?" Легко и просто. Во-первых, видно как двигаются шея и голова, видна улыбка или её отсутствие. Во-вторых, эмоции — это не только то, что над плечами. Эмоции — это жесты, то что стоит за обычным подниманием руки или ноги, наклоном корпуса, это то как танцовщик совершает каждое движение. Да, и в конце концов, можно взять бинокль и посмотреть на сцену. Однако тут даже бинокль не понадобился. На сцене можно было увидеть настоящую игру, которая полна жизни (подобное я ощутила на «Тщетной предосторожности»). Именно вот такими я хочу видеть артистов, ведь танец является чем-то большим, чем просто исполнение комбинаций. Когда всё сплетается гармонично, когда видны все переживания и радости, тогда даже какие-то помарки в движениях не будут бросаться в глаза, ведь человек создал для зрителя в первую очередь историю.

Причём даже дети отыгрывают эмоции, стараются сделать свой танец ярче. Удивительные артисты Вагановской академии были настоящим украшением спектакля. Ребят достаточно много, роли у них разные. Это и дети на улице и в таверне, это куклы в цыганском театре и конечно же Амурчики во втором действии.

Для себя также отмечу чёткость в оркестре (в третьем действии чуть-чуть труба вперёд в одной фразе убежала, но это буквально три такта) и движениях артистов. На каждый аккорд завершающий жест в движении. Выброс руки, поддержка, раскрытие веера — всё точно под музыку и основательно в том плане, что не расхлябано, а фиксировано. Наконец-то я увидела своими глазами вживую на сцене прекрасное раскрытие веера элегантным движением не только у Н.М. Цискаридзе, но и у танцовщицы. Рената просто прекрасно это делает, раскрывая веер одним чётким движением.

На сцене можно было увидеть настоящую Испанию. Безумный темп хоты, от которого замирает всё. Я столько раз играла в оркестре эти мелодии, но этот темп просто покоряет. И в этом темпе артисты держались очень достойно! Конечно можно пожелать чуть большей чёткости в руках, но ради такого темпа можно было и простить, поскольку с ногами все справились прекрасно. Вновь повторю, что масштабность наконец-то в движениях, а не в мишуре декораций, что греет мне душу (похожее чувство было от «Легенды о любви»). Каждый отыгрыш в мелочах: в том, как хотят ударить Санчо Панса гитарой по голове, в том, как бьют рыбой по голове Гамаша (Дмитрий Пыхачов).

И на этом фоне отлично выделяется тореадор (Роман Беляков). Эта стать и внутренний стержень видны отовсюду, как мне кажется. Сразу чувствуется благородство в движениях и притягательность. Оба его взаимодействия с девушками были очень гармоничны. Причём в первом действии с уличной танцовщицей (Анастасия Нуйкина) было что-то плотоядное и страстное, а вот во втором вместе с Мерседес (Ольга Белик) получилось более чувственное и пылкое.

Каждая сольная вариация была хороша. Цветочницы (Александра Хитеева и Шамала Гусейнова) были синхронными и держали диагонали. Во втором действии, когда сцена с дриадами выглядела настоящей картиной возрождения как по построению, так и по цветам, Амур (Дарья Устюжанина) и повелительница дриад (Мария Ильюшкина) были очень воздушными, хотя у последней был не такой пролётный гранд жете, как у Ренаты Шакировой. Восточный танец (Елизавета Куликова) из-за костюма показался мне странным в хорошем смысле, так как браслеты по всей руке блестели, создавая ощущение того, что рука выворачивается неестественным образом. Фанданго в исполнении Алисы Русиной и Антона Осетрова показалось очень юным по настроению, отчасти осторожным. Однако самым прекрасным соло для меня был цыганский танец. Конечно женская партия (Альбина Сатыналиева) была хороша, но мужская (Наиль Хайрнасов)... Это восторг, так как в этих движениях я увидела мой любимый танец у Моисеевцев. Прыжки напомнили мне те, что исполнял Рамиль Мехдиев, а экспрессия артиста открыла зрителю настоящего цыгана. И вообще второе действие именно благодаря этой части построено лучше, чем в Московской версии. В этом больше движения как-то.

В постановке грамотно используют каждый поклон. Пока заканчивается чьё-то соло, другой артист прямо на сцене готовится. Так, Кимин Ким берёт кастаньеты, а в третьем действии все успевают сменить костюмы. Однако больше всего трогает сердце то, что после первого действия поклоны были вместе с кордебалетом. На мой взгляд, это очень важно, чтобы они выходили не только в финале, но и после своих восхитительных партий. Тем более какие прогибы были у каждого танцовщика. Не только солисты и в особенности Мерседес делали фантастические прогибы в спине, но и каждый артист кордебалета делал на максимум это притягательное движение испанского танца.

На самый конец я оставила обсуждение самого лучшего, что было в этот вечер. Кимин Ким. Ему 31 год, однако на сцене я увидела совсем юного Базиля, словно это двадцатилетний юноша, который ищет приключения во всём. Все его жесты были мягкими и естественными. "Смерть" Базиля была просто чудесной. Звук воздушного поцелуя перед "падением" на пол раздался по всему залу, а улыбка была видна каждому зрителю.

За всей этой лёгкостью, весёлостью и юмором тем не менее стояла уверенность и надёжность. Все поддержки были каменными, он не шелохнулся, когда поднимал Ренату Шакирову. Удивительный партнёр для балерины, ведь с таким не страшно даже упасть, мне кажется. Не удивительно, что Рената Шакирова прыгала к нему в руки просто невесомо, а в поддержке на вытянутых руках, да ещё с перемещением по всей сцене между артистами кордебалета, можно точно не бояться.

Конечно же отдельный абзац нужно выделить обсуждению па-де-де, которое всегда заставляет замирать сердце. Поддержки со сбросом вниз были идеальны, подобное я последний раз видела в «Щелкунчике», в исполнении Дениса Родькина и Элеоноры Севенард. Жесты как Кимина Кима, так и Ренаты Шакировой были величественны, чувствовалось, что это финал, что это та кульминация, к которой шли абсолютно все движения. Вариации в исполнении Ренаты Шакировой вышли воздушными. Первая была такой аккуратной, я бы даже сказала хрустальной. Вторая же с фуэте хоть и немного смазалась тем, что танцовщицу повело назад немного, но смотрелось это всё равно здорово. И финальное резкое раскрытие веера поставило замечательную точку. (Два года назад солистка Большого в первой вариации тянула каждый жест, а на фуэте ушла почти в кулису, настолько сильно сместилась линия движения. А самое обидно было то, что после этого всего она веер раскрыла так вяло, что у меня были слёзы на глазах от этого кошмара) Нереальными и "инопланетными" кажутся вариации Базиля в исполнении Кимина Кима. Широкие жесты и прыжки. Многооборотные пируэты, приземление точное и устойчивое. А во второй вариации настоящий полёт, другими словами просто нельзя назвать эти движения. После этого кода прошла слишком быстро, даже стало грустно, что это па-де-де закончилось, как и весь спектакль. Однако артисты делились всей своей энергией, поэтому весь путь домой был вприпрыжку, с движениями рук и напевом мелодий из балета.

Каждый фактор, который был назван мной в абзацах выше составляет потрясающую комедию. Артисты с удовольствием заигрывают с зрителем. Например, на одной из последних поддержек в первом действии Китри повернула лицо к зрителям и подняла руку с тамбурином, призывая зрителя аплодировать. Взаимодействия героев, отыгрыш каждого танцовщика, начиная от детей, трактирщика (Дмитрий Шарапов), хозяина кабачка (Василий Щербаков), заканчивая непосредственно Китри и Базилем, создают весёлую атмосферу и дарят праздник жизни, который хочется увидеть ещё много раз.