Найти в Дзене

Ошибка «щедрого» писателя

Переполненный творческими идеями начинающий писатель частенько совершает одну забавную ошибку. При вычитке текста он ее просто не видит, потому что ошибкой вообще не считает. Я говорю о «награждении» случайных персонажей именами, фамилиями, отчествами, а иногда даже фактами биографии. Как всегда, покажу на примере, почему этого делать не следует. Допустим, главный герой Эдик движется из пункта «А» в пункт «Б», по дороге ему нужно принять некое решение. То есть автору следует дать ему время и возможность поразмышлять. «Правильный» текст, назовем его так, мог бы выглядеть следующим образом (утрирую для наглядности): «Эдика мучила жажда, а по пути как раз попалась пивная палатка. Возле окошка стояла небольшая очередь, и Эдик пристроился в конце, размышляя о том, стоит ли вообще идти к директору завода или ограничиться жалобой. Было жарко, очередь почти не двигалась, потому что небритый мужик у прилавка все никак не мог разойтись с продавцом и долго шарил по карманам в поисках мелких монет

Переполненный творческими идеями начинающий писатель частенько совершает одну забавную ошибку. При вычитке текста он ее просто не видит, потому что ошибкой вообще не считает.

Я говорю о «награждении» случайных персонажей именами, фамилиями, отчествами, а иногда даже фактами биографии. Как всегда, покажу на примере, почему этого делать не следует.

Допустим, главный герой Эдик движется из пункта «А» в пункт «Б», по дороге ему нужно принять некое решение. То есть автору следует дать ему время и возможность поразмышлять. «Правильный» текст, назовем его так, мог бы выглядеть следующим образом (утрирую для наглядности):

«Эдика мучила жажда, а по пути как раз попалась пивная палатка. Возле окошка стояла небольшая очередь, и Эдик пристроился в конце, размышляя о том, стоит ли вообще идти к директору завода или ограничиться жалобой. Было жарко, очередь почти не двигалась, потому что небритый мужик у прилавка все никак не мог разойтись с продавцом и долго шарил по карманам в поисках мелких монет».

А вот как я могла написать это «в начале славных дел», даже не моргнув глазом.

«Эдика мучила жажда... Было жарко, очередь почти не двигалась, потому что стоящий возле прилавка мужик никак не мог рассчитаться с продавцом. Это был Петр Митрофанович Боборковский, который вышел за пивом в тот момент, когда его жена увлеклась телефонным разговором с подругой. Сама Алевтина Боборковская пенный напиток не любила и считала, что муж без него тоже легко обойдется. Пиво – это ужасное зло, говорила она, потому что сам ты от него толстеешь, а кошелек твой заметно худеет».

Больше ни о Боборковском, ни о его жене Алевтине в книге не будет ни слова. Мы загрузили читателя этими господами, а потом – привет! - они исчезли из повествования навсегда. «Обогащенный» такими вот завитушками текст теряет ясность, затуманивает смысл сцены и не приносит ничего, кроме раздражения. «Раз нам описывают человека, да еще называют его по имени и фамилии, значит, он должен будет сыграть в романе какую-то роль», - думают читатели, стараясь вникнуть в подробности. И – ошибаются. Автор, опьяненный вдохновением, даже не заметил, что совершил ошибку.

Та же ерунда иной раз происходит и с описанием второстепенных персонажей. Допустим, я задумала ситуацию из серии «она прошла, как каравелла». То есть некая девушка прошла и исчезла. Максимум – главный герой оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она. Больше в книге эта девушка не появится. Щедрый начинающий автор пишет:

«Навстречу Эдику шла красивая девушка. На ней было синее шелковое платье с кружевным воротником и белые остроносые туфли. Стройная фигура, талия перетянута кожаным пояском. Черные волосы развеваются по ветру. Она встретилась с Эдиком взглядом. У нее были темные колдовские глаза, пушистые ресницы и брови вразлет. Сердце Эдика дрогнуло».

Писатель, который уже немного подрос, написал бы что-нибудь в таком духе:

«Навстречу Эдику шла девушка - красивая, как ведьма. Она обожгла его взглядом темных глаз и исчезла из поля зрения. Сердце Эдика дрогнуло».

Разницу почувствует не только опытный писатель, но и опытный читатель.

-2

Несколько лет назад я разбирала рассказы в литературном клубе и вполне деликатно указала одной девушке на многоцветные описания вещей и событий, не имеющих никакого отношения к сюжету. Она смертельно обиделась. Замечу, что это болезнь многих начинающих - обижаться! Нельзя обижаться на тех, кому вы дали свое произведение на оценку. Вот если непрошенные критики сами лезут с советами, тогда обижайтесь на здоровье.

Я знаю авторов, которые сражаются с профессиональными редакторами за каждую написанную ими букву. Тот же совет – не канонизируйте свою еще неотредактированную рукопись, не цепляйтесь за удачно написанные абзацы: иногда красоту исправленного текста можно оценить лишь спустя время. Так что думайте, сокращайте, вычеркивайте - и да пребудет с вами сила.