Найти тему

Краткая история фамилии

Семья – это первично. Мы рождаемся не одинокими; мы надеемся умереть в окружении родственников и близких друзей. Семьи были первыми «единицами» социальной организации, и они останутся с нами в обозримом будущем. Помимо того, что семейная ячейка удобна как система поддержки в настоящем времени, она – в своём представлении как «династия» - полезна и для того, чтобы мыслить более вечными категориями.

Старообрядческие династии десятилетиями строили промышленность в Российской империи; поколения европейских дворян жили только для того, чтобы приумножать славу и богатство своего рода. Даже в самом низу общественной иерархии семейный альбом остаётся практически непоколебимой ценностью.

Старообрядческая семья
Старообрядческая семья

Кроме того, семья остаётся маркером идентичности. Прежде чем ребёнок начнёт воспринимать себя как «члена Интернационала» или «белого англо-саксонского протестанта», он будет думать о том, что он «Петров», «Мольтисанти» или «Ким». Его родители дадут ему фамилию – фактически, привяжут к себе на юридическом уровне. Хорошая фамилия как в США, так и в СССР означала льготное поступление в университет или на государственную службу; непотизм – он и в Мозамбике непотизм. Только сегодня легче воспользоваться семейными связями – хотя бы потому, что раньше фамилий не было, но обо всём – по порядку.
В мире распространено много разных обычаев, связанных с именами. Среди новогвинейцев бытует практика ритуальной смены имён по мере взросления, в разных социальных обстановках, даже в зависимости от того, с кем разговаривает абориген – на вопрос «как тебя зовут?» член народа имбонггу может ответить «а в какой ситуации?».
Важно понимать, что такие обычаи абсолютно ясны для тех, кто воспитывался в предполагающей их среде. Набор из буквально десятков имён превращается в своего рода инструментарий, интуитивный в использовании, как палка-копалка; кроме того, он незаменим для того, чтобы показывать свою принадлежность к той или иной группе, подавать сигналы о своём настроении или намерении или выполнять другие коммуникативные задачи. Для того же англо-саксона имена имбонггу наоборот будут представлять собой запутанный клубок из шифров, который в разы осложняет даже начало разговора.
Пример из предыдущего параграфа – частный. Он не слишком актуален для европейца, да и обычаи именования не так часто состоят из лабиринта понятий, событий или племенных традиций. Чем ближе к Европе, тем чаще имена становятся действительно семейными – взять, хотя бы, Исландию. Остров уникален тем, что на нём сохранилось «старое» скандинавское общество: исландцы до сих пор не имеют закреплённых фамилий, предпочитая добавлять окончания -son или - dóttir к имени своих отцов для обозначения патрилинеального рода. Аналогична ситуация в древнем Израиле; приставки бен- или бэр- точно так же обозначали чьего-то сына или дочь, то есть формировали патронимы. В принципе, среди всех народов старой Европы были распространены именно такие закономерности именования – «сын Иванов» это тот же «Джонсон», только на славянский лад. Но только представьте себе мир, в котором живут только бесконечные Ивановы, Петровы и Сидоровы – ещё лучше, представьте его глазами налоговика или полицейского. Можно и с ума сойти.

Семья в Исландии
Семья в Исландии

История фамилий неразрывно связана с историей сложных бюрократических аппаратов. Например, в Китае фамилии начали административно присваиваться обычным жителям где-то в IV веке до нашей эры, во время правления первой династии Цинь, – по мнению Уильяма Дженнера, процесс был во многом успешен, что привело к более эффективному сбору податей, использованию принудительного труда и призывным кампаниям. Китайцы до сих пор используют термин «лаобайсинь» - «сто старых фамилий» - для обозначения «простолюдинов», что вполне может корнями уходить в административную практику династии Цинь или последующей династии, Хань. В социальном плане это позволило и усилить патриархальные практики в китайском обществе: фамилия передавалась по мужской линии и подразумевала ответственность «отца семейства» за любые обязательства, которые ему навязывала бюрократия.

-3

В Европе даже «постоянные» патронимы не были распространены где-то до XIV века, что вполне естественно для рыхлой государственной власти, присущей феодальным обществам. Как и в Китае, фамилия была чем-то дворянским – римляне были одними из первых, кто придумал использовать «номены» для обозначения принадлежности к знатному роду, а средневековый нобилитет подхватил эту традицию. Чернь пользовалась в основном именами «данными», в редких случаях используя уже известную патронимическую формулу для того, чтобы объясниться перед представителями власти. Кроме этого, популярностью пользовались профессии, географические особенности – например, французская «Дюбуа», «у леса», - или какие-то персональные отличия вроде «сильный» или «лукавый».

Римская семья
Римская семья

Такое месиво из ремесел, топографии и кличек не могло доставлять много удовольствия тем, кому нужно было каким-то образом справедливо взимать со всех этих людей налоги. Первая серьёзно задокументированная попытка внести хоть немного порядка в имена подданых называлась catasto – своего рода перепись населения. Правители Флорентийского княжества, недавно потерпевшие тяжёлое поражение в схватке с миланскими войсками, оказались в тяжёлом финансовом положении; для того, чтобы пополнить казну, в 1427 году они запустили доселе невиданную по своей подробности программу переписи-кадастра, сопровождавшуюся закреплением «официальных» фамилий в широком реестре. До catasto фамилии были неофициальной привилегией домов вроде Строцци, Датини или Медичи – после него в официальной документации привилегированное положение стало видно невооружённым глазом. Перепись 1427 года даже показывает то, с какой скоростью Медичи обгоняли Строцци по объёму недвижимости и земельных владений. Несмотря на то, что администрация дожа приложила всевозможные усилия к тому, чтобы перепись была завершена успешно, в реестр вошло огромное количество абнормальных невозвратных задолженностей, а в distretti – самых дальних окраинах Тосканы – перепись проводилась с огромным трудом из-за сопротивления со стороны «переписываемых» бедняков и бюргеров. Только к XVI веку фамилии пришли в «дистрикты». На первых порах в реестр входили даже псевдо-фамилии, вроде «Луиджи, сына Джованни, сына Паоло».

Гвидо кароччи, реконструкция старого центра Флоренции вокруг старого рынка в соответствии с кадастром 1427 года, опубликованным в 1889 году.
Гвидо кароччи, реконструкция старого центра Флоренции вокруг старого рынка в соответствии с кадастром 1427 года, опубликованным в 1889 году.

Другой подход был использован в средневековой Англии при короле Эдварде Первом в XIII веке. Заслуга этого монарха заключалась в «разъяснении» системы земельных владений, фактически – создании прототипа кадастрового реестра. Введение примогенитуры – права «старшего сына» - привело к массовому распространению фамилий как способу оставить за собой право наследовать землю; импульс от первых плантагенетских кадастров повлёк за собой века внедрения этой системы сначала среди богатых землевладельцев на юге страны, потом среди английских бедняков, а потом среди кельтских народностей, попавших под власть Лондона. Нельзя сказать, что присвоение фамилий проходило легче, чем в Тоскане: восстание Уота Тайлера 1381 года было связано во многом с возобновлением этой административной кампании и связанными с ней налоговыми сборами. Вопрос «как тебя зовут по отцу?» воспринимался низшими классами если не как катастрофа, то как предвестник беды.

Эдуард 1
Эдуард 1

Со становлением классических национальных государств с их массивными бюрократиями закреплённые фамилии распространялись как институт по всей Европе. Хотя среди новгородских горожан фамилии были распространены ещё в XIII веке, первая российская кампания по их юридическому закреплению прошла при Петре Великом после введения «проезжих грамот» в 1719 году – в разгар вестернизации государства. Евреи Европы массово получили свои первые фамилии только после наполеоновской эмансипации – гражданство подразумевало наличие хотя бы фиксированного патронима.

Проезжая грамота
Проезжая грамота

Наконец, колонизационные предприятия европейских государств привели к распространению фамилий и среди автохтонного населения колоний. Так, после успешной миссионерской работы на Филиппинах, оказалось, что филиппинцы-католики массово брали себе одинаковые имена при крещении, что создавало те же проблемы, с которыми сталкивались флорентийские дожи несколькими веками ранее. В 1849 году губернатор колонии Нарцисо Клаверия-и-Сальдуа провёл реформу, задачей которой была усиленная «рационализация» земельных уделов, законов и, конечно же, имён. Кампания проходила со рвением настоящего утилитариста: чиновникам на местах приходили алфавитные списки дозволенных фамилий, которые уже в практически произвольном порядке присваивались аборигенам. По сей день на архипелаге встречаются городки, в которых фамилии всего населения начинаются с одной и той же буквы. Кроме того, так как мнение неиспанского населения было легче игнорировать, новые фамилии прививались с особым усилием: в школах детям можно было обращаться друг к другу только по своим новым «номенам», а документы без новых фамилий теряли юридическую силу. Конечно, сегодня на Филиппинах встречаются люди с неевропейскими фамилиями вроде «Макапагал», но эффективность кампании остаётся неоспоримой. Как жаль, что во время переписи старые имена практически не учитывались – это привело к тому, что вместо облегчения сбора налогов проводить его стало в разы тяжелее.

Нарцисо Клаверия-и-Сальдуа
Нарцисо Клаверия-и-Сальдуа

Таким образом, фамилии – за исключением номенов старых дворянских домов – появились относительно недавно. Ещё триста лет назад можно было поговорить с человеком, которого звали «Иван Кошка» только потому, что он очень любил котов. Сегодня же можно с уверенностью сказать, что фамилиями мы обязаны объективными нуждами налоговой или военкомата.

Странно признавать, что одна из основных частей твоей идентичности – производная от требований централизованной бюрократии. С другой стороны, любить ли из-за этого меньше своих родителей? Нет, конечно.
Но Кропоткина почитать можно.