Привет!
Вы на канале ЖЗ или "Жизнь зрителя" и сегодня выходит вторая часть статьи по книге Рика Рубина.
Первая часть тут:
В этой статье вы узнаете:
- На какие этапы делится творческий процесс
- Какие проблемы ожидают на каждом из них и что можно сделать
Часть 2: Творческий процесс
Первая стадия процесса: Поиск места для старта
Собираем все, что может быть интересно и попало под руку. Любые потенциальные места для старта - зерна, из которых может что-то вырасти. На этой стадии идеи не сравниваем, просто отбираем несколько для начала:
- Зерном для песни может быть фраза, мелодия, басовая партия или ритм в голове.
- Для книги это может быть предложение, набросок персонажа, сеттинг, тезис, идея или точка сюжета.
- Для бизнеса это может быть распространенное неудобство, техническое преимущество, персональный интерес.
Собирать такие «зерна» нетрудно, это похоже на прием сигнала. Когда что-то приходит тебе в голову - ты просто это записываешь.
Поделюсь свои опытом. В Дзене у меня уже около 70 черновиков статей, большинство из которых просто заголовки или пара слов, где-то есть наброски, где-то большая часть статьи. Когда я собираюсь написать новую статью я просматриваю этот список и выбираю пару вариантов под настроение. Это хороший способ, вопроса "про что писать?" почти не возникает.
Где брать энергию для работы?
Что мотивирует работать старательно? Завершать одни куски и оставлять другие? Энергия, и получаем мы ее из работы. Работа содержит в себе большое количество энергии или даже причину жить.
На ранних стадиях проекта мы выбираем какое направление развивать. Для этого используется "внутренний вольтметр", который показываем, где больше всего энергии и напряжения. Если энергии много и направление выбрано правильно, артист может потерять счет времени, забыть поесть и вообще обо всем остальном. Состояние потока.
Иногда работа ощущается, как отбывание наказания, принудительные работы. Энергия есть всегда, просто возможно ты свернул куда-то не туда и доступ к ней пропал. Или ты так глубоко зарылся в детали, что не видишь общей картины.
Лучшая работа - та, которая заряжает.
Вторая стадия процесса: Эксперименты
На второй стадии творческого процесса зерна пора сажать в землю: дадут ли они корни или засохнут, как капризный фикус? Мы можем иметь какое-то видение - то, чем может стать это зерно. Это стадия инициации.
Идея, которая сначала казалась самой сомнительной стать мощной работой. С другой стороны самые перспективнее зерна могут ни к чему не привести. Еще слишком рано делать такие выводы. Идею нужно проработать, чтобы понять ее потенциал. Можно аккумулировать и наблюдать идеи несколько недель и даже месяцев и только потом выбрать на чем сфокусироваться.
Чем больше идей, тем легче выбрать. Работа раскрывает себя по мере твоих действий. Нет какого-то одного пути: разные способы взаимодействия в разных направлениях, вот что нужно. Количество вариантов огромное и мы никогда не знаем какой приведет к тупику, а какой к чему-то новому и стоящему. Пробовать и развивать, а отсекать будем позже.
Ты искал медь, а нашел золото. Древние китайские алхимики искали рецепт бессмертия, но открыли что-то другое - порох. Множество открытий было сделано случайно: пенициллин, микроволновка, виагра, спички, липучка для одежды и чайный пакетик. Как изменился бы мир, если бы люди отвергали все, что изначально не вписывалось в их концепцию?
Не каждое зерно должно вырасти, но каждое может при определенных условиях. Если что-то не идет сейчас - отложите и сохраните на потом, не выбрасывайте. Если мы потратили на какую-то идею много времени, но что-то законченное не выходит, это не значит, что идея плохая. Возможно нужно посмотреть на нее с другой стороны, в другое время и из другого состояния. Если идея не развивается - отойди в сторону и вернись позже.
Если ты изначально знаешь что ты хочешь сделать и делаешь именно это - это работа ремесленника/профессионала в своем ремесле. Если же ты начинаешь с вопроса, идеи или ощущения и развиваешь это во что-то конечное - то ты артист.
Как понять, что идея развивается? Самый простой способ - возбуждение. Если при работе над идеей разные куски соединяются в месте во что-то интересное, ты испытываешь радость. Чувство движения вперед - следуй его энергии.
Пробуй все. Если смешать синий и желтый будет зеленый. 2+2=4. В обычной жизни комбинации простейших элементов предсказуемы. В искусстве это не всегда так. Теория и практика часто расходятся. Формула которая работала вчера - сегодня бесполезна.
Тестируй. Есть разрыв между воображением и реальностью. Идея может выглядеть великолепно в воображении, но ее реализация не работает. И наоборот. Отбрасывать идею только потому, что она не работает в воображении - это плохой путь. Естественный способы реально узнать - протестировать ее. Если ты ищешь лучшую идею - тестируй все. Задавай как можно больше вопросов «а что если?». Смотри на полярные гипотезы, ищи баланс на спектре возможностей.
Групповая работа может быть очень полезной: ты никогда не знаешь о чем думает или может думать человек. Мы не можем предсказать как наши собственные идеи буду работать, как мы можем сделать вывод о чужих?
Выносите идеи за пределы словесных описаний: проигрывайте, моделируйте, тестируйте всеми возможными способами. Только по воплощению идеи можно судить насколько она хороша на самом деле: возможно она раскроется с неожиданной стороны, о чем нельзя было подумать в теории. Или она будет в точности такой, как вы подумали.
Повороты не туда позволяют видеть карту вокруг так, как иначе ты бы не увидел.
Третья стадия процесса: Ремесленная
Грязная работа
Третья фаза творческого процесса после того, как ты открыл истинный потенциал идеи - ремесло или дело техники. Набросок картины карандашом сделан - настало время его раскрасить.
Здесь артист уже не просто перебирает все формы как раньше, он ищет ту, которая подойдет выбранному направлению работы. Ремесло наименее гламурная и романтическая часть творчества. Тут все еще есть место для креативности, но уже меньше магии неожиданных открытий.
На этой фазе ждут трудности. Нам можем захотеться вернуться к предыдущим поискам, но важно помнить: без завершения работы даже самые лучшие идеи ничего не стоят.
Хотя данная фаза может быть трудной это не всегда так. Многие музыканты не играют на собственных альбомах. Писатели придумывают только персонажей и общий сюжет - остальное пишут другие. И так далее. Это не вопрос правильного и неправильного, вопрос лишь в проекте.
Импульс
Ограничивайте по времени эту фазу. Как только достаточно данных собрано, и видение направления ясное - стоит установить дедлайны. Опции уже не бесконечны, процесс менее открытый. Возможно финальной точки еще не видно, но все нужное уже есть под рукой.
Дедлайны не должны быть выбиты в камне, это предположения. Чем ближе мы к концу работы, тем больше бы должны ориентироваться на фиксированные даты.
Проблемы и решения
Список типичных проблем такой:
- Работа без дедлайнов: ты никогда ее не закончишь.
- Рассинхрон артиста и его работы: если проект не завершается слишком долго, то артист рискует измениться настолько, что работа уже перестанет отражать его внутренний мир.
- Проблема демо-записи: демку можно записать очень быстро, но чем дольше ты ее не доделываешь и переслушиваешь, тем сложнее будет это сделать. Она уже воспринимается как что-то цельное, а внесение изменений выглядит как богохульство.
- Навыки не позволяют в полной мере реализовать задуманную идею: гитарист не может сыграть придуманное соло, а танцор выполнить движение. Кажется невозможным сделать следующий шаг и завершить работу. Более реалистичное и простое исполнение часто бывает лучше, чем идеальный вариант в голове. Стоит пробовать и находить пути воплощения задуманного.
Что делать с проблемой Демо-записи: не переслушивать/пересматривать/перечитывать работу и не делиться с друзьями пока работа не будет завершена максимально. Помните: нечто великое может быть создано быстро. Ты можешь придумать что-то быстро и потратить месяцы и даже годы на доработку. А может оказаться и так, что первоначальный набросок это лучший вариант из возможных.
Используй первоначальный творческий импульс, чтобы полностью завершить черновую версию работы. Пускай песня будет неидеальной, картина незаконченной, но это лучшее, чем откладывать завершение до лучших времен. Творческий запал по данной работе может уже и не прийти, не стоит терять возможность. Легче вернуться и доделать небольшой кусок работы, чем вернуться и сделать целую половину.
Вместо того, чтобы дать трудному месту тебя остановить - продолжай работу в обход его. Сделай максимум прямо сейчас. Иногда решения для самых трудных мест приходят, когда все остальное уже завершено.
Выход за рамки
В третьей фазе творческого процесса - ремесле, бывают времена, когда ты бьешься о стену и работа не становится лучше. Прежде чем отступить и сдаться стоит попробовать выйти за рамки. Есть ряд упражнений, которые можно применить:
- Двигаться маленькими шагами
- Сменить обстановку
- Изменить ставки
- Пригласить зрителей
- Сменить контекст
- Написать для кого-то еще
- Добавить образы
- Ограничить информацию
Подробнее я раскрыл эти методы и многие другие в третьей части статьи, которая выйдет следом.
Четвертая фаза: Завершение работы
Обратная связь, критика и доработка
После третьей фазы как обычно наступает четвертая - Завершение. Поиски, эксперименты и создание остаются позади.
Финальные детали и полировка различны для каждого проекта. Это может быть что-то элементарное, как прикрепить рамку на законченную картину, или сложнее, вроде цветокоррекции фильма, финального микса песни или редактуры книги, чтобы убедиться, что все без ошибок и на своих местах.
Завершение это не четкая линия, которую нужно пересечь, прежде чем показать свою работу миру. Показ работы кому-то может поменять взгляд автора на нее. Даже до того, как услышит мнение, он уже может поменять свое. Хотя конечно обратная связь больше говорит о человеке, чем о работе, ведь каждый видит мир по своему. Иногда в чужих словах можно найти повод для улучшения работы. В другой раз критика задевает и автор начинает защищать свою работу. В такие моменты следует отступить назад и с холодной головой вернуться к произведению.
Незначительный аспект может оказаться очень важным. В этом процессе автор начинает глубже понимать свою работу и себя. Не все советы полезные. Перед тем, как отказаться от них нужно дать себе минуту, чтобы увидеть на какие проблемы они указывают. Возможно ты что-то упустил.
Лучшие работы разделяют людей. Если всем нравится работа возможно ты недостаточно над ней поработал. В конце концов только автору следует любить свое произведение, эта работа для него.
Когда работа окончена?
Она закончена тогда, когда автор чувствует, что она закончена.
Хотя на ранних стадиях работы дедлайны ставить не нужно, ближе к фазе завершения лучше делать именно так. Это фокусирует усилия и помогает не застрять в бесконечных улучшениях. Искусство не делается по часам, но оно может быть закончено по ним.
Отговорки и боязнь завершения
Некоторые считают завершение самым сложным этапом - они не могут вовремя остановиться и отпустить работу. Это можно объяснить перфекционизмом, что ни что иное как страх. Страх обязательств и ответственности, страх принятия. Даже когда последняя глава книги дописана, мозг создает отговорки, чтобы не заканчивать книгу.
Это может быть внезапная потеря веры в проект, что он недостаточно хорош. Мы находим надуманные недостатки, которых на самом деле нет. Делаем несущественные доработки и изменения. Будто бы мы какой-то скрытый Лучший вариант еще не найден.
Лучшее искусство сделали люди, которые смогли преодолеть свои сомнения, страхи и неуверенность. Возможно существуют и более крутые артисты, о которых мы никогда не узнаем, потому что они просто не смогли сделать последний шаг.
Отпустить свою работу в мир может быть проще, если помнить, что одна конкретная работа не определяет нас. Это только отражение того, кем мы были в определенный момент времени. Не более. Если немного подождать, то это уже не будет нашим сегодняшним отражением. Через год создать нечто подобное автор не сможет. Время идет, мы меняемся, наша работа меняется вместе с нами, это естественный процесс.
Каждый новый проект это возможность коммуникации с миром через себя сегодняшнего. Еще один шанс, чтобы попасть в цель. Еще одна заполненная страница дневника.
Страх осуждения
Опасения делиться своей работой могут быть глубже в страхах и фобиях. Это может быть страх осуждения, непонимания, игнорирования, или непринятия. А мне придут еще идеи? Будут ли они так же хороши? Кому-то будет не все равно?
Чтобы отпустить эти вопросы важно не думать о том, как воспримут тебя или твою работу зрители. Не стоит думать об этом пока работа не завершена и не нравится самому автору. Вносить изменения можно бесконечно, не существует “правильной” версии. Каждое произведение искусства это лишь шаг, итерация.
Завершай и показывай всем
Самая большая награда в искусстве - возможность им поделиться. Даже если никто не смотрит и зрителей нет ты тренируешь мышцу - сделать что-то и принести это в мир. Ничто не заменит это чувство “я сам это сделал, посмотрите”. Завершать свои работы это хорошая привычка, прокачивает уверенность. Чем больше работы завершено, тем меньше вес неуверенности будет давить на плечи.
Избегайте накручивания мыслей в своей голове. Когда автор доволен своей работой и хочет показать ее другу - возможно стоить показать ее и всему миру тоже.
Энергия на завершающей стадии может дать импульс для дальнейших работ. Вопрос: “что дальше?” заданный в этом приподнятом состоянии может дать много пиши для новых идей. Ты даже можешь потерять фокус на текущей работе, так сильно новые идеи могут отвлекать. Это не самая худшая проблема для решения: нет терпения ждать окончания работы, потому что следующая уже рвется наружу.
Продолжение следует
Читайте в третьей части о советах и методах для творчества. Самая практичная и полезная часть, как мне кажется.
Спасибо за чтение, подписку, лайки и комментарии!