В Арзамас мы заглядывали уже несколько раз. И надо ж такому случиться, что я пропустил эту станцию, когда писал про поезда с начальной / конечной станцией на букву А. Про сам город я уже писал. Сначала он упоминался мной в статье о поездке в одно из пушкинских мест:
Ну а затем, когда планировал маршрут на электричках из Москвы в Казань на игры будущего.
Население в городе в настоящее время немногим более 100 тыс. чел. Впрочем, эту отметку город преодолел еще в 1982 году. Более того, уже в 60-е годы здесь проживало более 50 тыс. чел., что вполне давало основания предполагать наличие собственного поезда хотя бы в Москву. Но обилие проходящих поездов делало свое дело. Своего поезда в Москву у Арзамаса не было (по крайней мере, я не нашел его в имеющихся у меня справочниках).
Но негоже городу, который претендует на включение в "Золотое кольцо России" (заявку подали еще в 2022 или 2023 году), совсем не иметь собственного поезда. И я такой нашёл.
1969 год. Поезд № 391/392 сообщением Арзамас-II - Берещино. Расстояние между этими населенными пунктами менее 100 км. Вот сегодня я и предлагаю вам прогуляться вдоль Еще в 20-е годы ХХ века здесь проложили узкоколейную линию Шатки - Берещино - Ташино. В поселке Ташино, который в наши дни называется Первомайск, организовали машиностроительный завод, который специализировался на изготовлении железнодорожных тормозных систем. Вроде как работает до сих пор и называется Первомайский тормозной завод (Транспневматика). Естественно, что для нужд такого завода нужна была хоть какая-то ветка железной дороги. В итоге узкоколейную дорогу заменят обычной. Вот по этой дороге в 1969 году и курсировал поезд № 391/392.
Со станции Арзамас-II он отправлялся в 02:50.
Через 1 час 10 минут поезд прибывал в Шатки. В этом поселке городского типа с населением менее 10 тыс. чел. располагается завод нормалей и приборостроительный завод. И здесь же похоронена Таня Савичева, дневник которой из блокадного Ленинграда широко известен.
А вот вокзал здесь скромненький:
Поезд стоял здесь 45 минут, после чего двигался далее в сторону Лесогорска. Население в поселке менее 1000 человек, но здесь тоже есть свое предприятие, которое занимается производством трансформаторного оборудования.
А еще через 20 минут был еще один поселок городского типа - Сатис. Когда-то здесь проживало около 4000 чел и была мощная мебельная фабрика. делали стулья и диваны.
И ровно в 6 утра поезд прибывал на станцию Берещино.
Целый день поезд отстаивался на этой станции и в 19:48 отправлялся в обратный путь. Менее чем через три часа он прибывал в Арзамас (в этот раз не было длительной остановки на станции Шатки).
А теперь самое поразительное. До сих пор в Первомайск через Арзамас и Берещино ходит поезд из... Москвы! №379/380 Первомайск-Москва. Время в пути 10 часов 54 минуты. Причем в Арзамасе он стоит 31 минуту, в Берещино - 61 минуту (а там до Первомайска остается 24 минуты пути). Обратный путь еще дольше - 11 часов 18 минут.
Вот вдоль таких интересных мест можно было проехать на поезде с конечной станцией Арзамас-II. Спасибо, что читаете! До встречи на канале!