На улице Рентгена, 9 расположен небольшой, но очень примечательный особняк. Это здание принадлежало генералу, тайному советнику и одному из главных строителей Транссибирской магистрали С.Н. Чаеву. Особняк является прекрасным образцом петербургского модерна и по праву считается одним из лучших сооружений в этом стиле. Архитектором проекта выступил Владимир Петрович Апышков, а строительство завершилось в 1906 году.
Владимир Петрович Апышков, архитектор, построивший дом для С. Н. Чаева в 1906–1907 годах на тихой Лицейской улочке (сегодня улица Рентгена), отмечал, что вдохновлялся особняком Кшесинской. Однако это относится только к внешнему фасаду. Пространственное решение особняка Чаева совершенно уникально.
Особняк построен вокруг диагонали, образованной тремя цилиндрическими объёмами разного размера. В первом наружном цилиндре находятся тамбур и винтовая лестница. Центральный внутренний цилиндр — это круглый холл, состоящий из трёх ярусов и соединяющий различные части особняка. Третий, наружный, застеклённый цилиндр занимает зимний сад. Чтобы запахи из кухни и прачечной не проникали в жилые и парадные помещения, их разместили на верхнем уровне.
По словам архитектора, идея создать центральный холл с верхним освещением возникла из конкретного пожелания владельца дома — избежать тёмных или полутёмных коридоров.
Фасад первого этажа и наличники окон второго этажа облицованы сердобольским гранитом. Основная часть здания выполнена из дорогого немецкого кирпича, который дополняется майоликовыми вставками голубого цвета и терракотовыми барельефами на тему «Всадники» Парфенона. К сожалению, крупная женская фигура, которая венчала центральный ризалит главного фасада, не сохранилась.
Асимметричная планировка и разнообразие отделочных материалов — не единственные признаки стиля модерн в архитектуре этого здания. Для него также характерны свободная группировка окон, асимметричность композиции, многообразие форм и извилистые растительные металлические орнаменты балкона и маркиз.
В то время как вышеупомянутые элементы придают фасадам оттенок античности, внешний облик цилиндрического зимнего сада отсылает к наследию венского сецессиона. Архитектор украсил его рельефными элементами с густым растительным орнаментом, а также симметрично расположенными параллельными бороздками и женскими масками в венках (подобные декоративные элементы можно увидеть и в интерьере зимнего сада).
Интерьеры особняка выполнены в различных исторических стилях с элементами модерна. Столовая украшена дубовыми панелями и рельефами на тему охоты, а спальня оформлена в стиле ампир.
На первом этаже холл выполнял функцию приёмной, на втором этаже он служил картинной галереей, а на третьем был отделён стеклянным полом, и там находилась столовая для прислуги.
Одним из главных украшений особняка является прихожая в форме ротонды с парадной мраморной лестницей, которая ведёт через зимний сад в комнаты второго этажа. Такой дизайн был обусловлен практическими соображениями, поскольку позволял любоваться зимним садом. Площадь под лестницей использовалась как беседка, а межэтажная и верхняя площадки служили балконами. Растения, украшавшие лестницу, обогревались специальной системой отопления зимнего сада. Сама лестница была выполнена из мрамора и имела деревянные перила, окрашенные эмалевой краской с позолотой.
Чтобы запахи не проникали в основные помещения, кухню, прачечную и столовую для прислуги разместили на третьем этаже.
Дом отапливался централизованно, с помощью воды. Была предусмотрена система вентиляции. Влажный воздух из Зимнего сада не попадал в другие помещения. В кухне находился центральный нагреватель, подающий воду в водопровод.
В интерьере особняка до сих пор можно увидеть лепнину, несколько старинных люстр и каминов, а также искусственный мрамор, которым облицован центральный холл на первом этаже.
В других помещениях оформление было простым: потолки гладкие с карнизами, которые не накапливали пыль, стены ровно оштукатурены. Столовая же отличалась фризом и нишей, декорированными скульптурами на тему лесной охоты.
Сергей Чаев жил в своём роскошном особняке до 1911 года, а затем переехал в ещё более просторный новый дом, расположенный на престижном Каменном острове на реке Малой Невке.
В 1912 году особняк купил миллионер Соловьёв, муж примы-балерины Мариинского театра Веры Трефиловой. При Соловьёве особняк со стороны двора был немного расширен, появилась веранда, спроектированная Фёдором Лидвалем. Но уже в 1915 году состоятельный владелец умирает. Его супруга, к 1916 году завершив все дела умершего мужа, выходит замуж в третий раз — за театрального критика и редактора журнала «Нива» Валериана Светлова. После этого она уезжает в Париж.
В 1916 году, когда дом принадлежал М. Э. Верстрату, архитектор М. И. Рославлев сделал пристройку с западной стороны, добавив к ней боковой одноэтажный объём, а также увеличил на один этаж пристройку Лидваля.
В 1919 году здание было передано Пункту охраны материнства и младенчества, а в 1935 году его заняла зубная поликлиника. В 1930-е годы в поликлинике работали 150 человек. Она не останавливала работу даже во время Великой Отечественной войны: 30 врачей продолжали оказывать стоматологическую помощь жителям Ленинграда.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: