Найти тему

Мультивселенная Хроник Амбера - Роджер Желязны

Пройдёмся по классике. Желязны написал свои романы в 70-е, в пик популярности научной фантастики, что в значимой степени повлияло на его мир. Если ты ещё споришь с кем-то или не можешь выбрать, какая фэнтезийная вселенная лучше, то Желязны всех перехитрил. Он собрал все их вместе. Его, наравне с Льюисом Кэрроллом и Майклом Муркаком, можно назвать прародителем мультивселенной в жанре фэнтези.

Огненный путь и Дара
Огненный путь и Дара

Мир Желязны разбит на владения Порядка и Хаоса, а все остальные миры (Тени) являются их отражениями. Наша Земля, Зазеркалье Алисы, Авалон короля Артура и прочие миры, лишь Тени истинных миров. Путешествовать между мирами могут только члены королевских семей, прошедшие по Огненному пути в Амбере или Лоргусу в Хаосе. Все они потомки властителя Амбера — Оберона. История начинается с того, как главный герой Корвин, один из принцев Амбера, приходит в себя в больнице на Земле без памяти. В то время Оберон исчезает, истинный Путь повреждают, нарушается баланс сил между Порядком и Хаосом и начинается борьба за трон Амбера.

Амбер
Амбер

Цикл разбит на два тома по пять романов. Книги Корвина и книги Мерлина, сына Корвина. Всего в паре книг Желязны уместил кучу всего, что в итоге сложилось в гармоничную картину.

В Хрониках Амбера легко упустить что-то важное. Так что поговорим о самом интересном, на мой взгляд, в этой вселенной. Герои часто задаются вопросом о реальности нереальных миров (Теней). Это плод их воображения, или они находят миры, которые больше всего подходят их фантазиям. Учитывая тот факт, что количество Теней безгранично, то существуют миры для любого воображения.

Ребма - подводное отражение Амбера
Ребма - подводное отражение Амбера

Янтарное королевство (Амбер) представляет Порядок. Его олицетворением служит местное божество в образе Единорога. Амбер нельзя описать, как привычный нашему пониманию мир, он не имеет границ и континентов. Это просто замок на горе у морского побережья, который окружён предместьями, Арденнским лесом и ближайшими путями к соседним мирам. Амбер способен отбрасывать Тени. Это возможно благодаря расположенному в замке Огненному Пути, в котором заложены принципы мироздания, определяющие реальность Амбера. Прошедший по лабиринту получает контроль над Тенями. Эти Тени, они же миры, лишь отражения истинного. И чем дальше Тени от источника, тем сильнее они искажены. Так что Амбер — это не планета — это само мироздание и философская идея. И идея эта заключается в том, что всевозможные, даже самые безумные, параллельные миры существуют.

Тир-на-Ног’т - иллюзорное отражение Амбера, видимое только ночью при лунном свете.
Тир-на-Ног’т - иллюзорное отражение Амбера, видимое только ночью при лунном свете.

Противоположная сторона - Дворы Хаоса. Воплощением Хаоса является образ Змея. Если Порядок можно описать и понять, то Хаос на то и Хаос, что понять его невозможно. Здесь нет ничего определённого и постоянного. Отсутствие самой реальности. Вокруг всё непрерывно подвергается изменениям. Жители Хаоса могут принимать любые формы. Дворы, как и Амбер, имеют свой путь — постоянно меняющийся Лоргус с похожими свойствами Огненного пути. Единственное место, которое не подвергается изменениям и действительно существует — это столица Хаоса Тхельбан. Который стоит на краю мироздания, над Бездной, из которой всё и вышло. Сперва появился Хаос, а из него вышел Порядок.

Столица Хаоса Тхельбан
Столица Хаоса Тхельбан

Порядок и Хаос — это не две противоборствующие стороны, это просто разные полюса. Один без другого не может существовать. Целостность мира поддерживает баланс полюсов.

Дейдре и карты судьбы
Дейдре и карты судьбы

Двух книг, конечно, мало для того, чтобы ответить на все вопросы о таком сложном мире. Поэтому Желязны предоставил нам самим додумывать. Но в том то и суть, что наша фантазия лишь дополняет его миры.

Дворкин в темнице
Дворкин в темнице

Чтобы голова не пошла кругом от бесконечного многообразия и парадоксальности мира, Желязны напичкал книги экшеном, который неплохо разгружает мозги. Бывает, конечно, автора заносит на многостраничное описание лесов и тех самых дорог в другие Тени, но потом бац — и масштабные баталии с залпом фейерверка.

Древо Игг и путь Корвина
Древо Игг и путь Корвина

Герой, лишённый памяти — прекрасная возможность постепенного знакомить нас с миром. Отличная основа для добротного детектива. Вообще, хроники Амбера — это сборная солянка из жанров, тут тебе и фэнтези, и детектив, и фантастика. Борьба за трон, интриги, предательства, тайны мироздания, войны, поединки, загадочные существа и непохожие друг на друга миры. Всем этим вдохновлялся и Джордж Мартин для написания Игр престолов. Но за интригами Желязны наблюдать было гораздо интереснее, поскольку его персонажи прописаны сложнее и изящнее.

Мерлин в кристальной пещере
Мерлин в кристальной пещере

Обильное количество тайн и интриг в совокупности с безумно интересной вселенной, сделало Хроники Амбера культовым произведением своего времени и классикой жанра в наше.

#книжныйотзыв #фэнтези #книжнаярецензия #рецензиянакнигу #книгифэнтези #фэнтезикниги #книжныерецензии #читаюфэнтези #мирфэнтези #советуюкпрочтению #героическоефэнтези #эпическоефэнтези #читатьфэнтези #темноефэнтези #мрачноефэнтези #темныемиры #хроникиамбера #амбер #роджержелязны #желязны #корвин #янтарноекоролевство