Мы привыкли воспринимать сказку как художественную литературу, разновидность народного фольклора. Но сказка – это еще и метод психологической коррекции. Древнейший, наиболее естественный и доступный каждому.
Почему дети так любят сказки? С самого раннего возраста у человека развивается правое полушарие, ответственное за воображение. Левое полушарие начинает развиваться ближе к школе. Поэтому с первых лет жизни малыш живет эмоциями, интуитивным восприятием окружающего мира, мечтой, фантазией. Иными словами, он живет в сказке. Неспособный адекватно воспринимать реальный мир, ребенок познает его через сказки. И для каждого возраста они свои.
Сказки для детей по возрастам
Потребность в сказках у малышей созревает примерно к двум годам, когда они начинают удерживать в памяти действия персонажей. В этом возрасте важна опора на зрительные образы, поэтому иллюстрации в книжках для самых маленьких обычно занимают в несколько раз больше места, чем сам текст.
Сказки для детей 3-5 лет следует подбирать аккуратно. В этом возрасте воображение работает на полную мощь, и ребенок не просто слушает и запоминает действия героев, но и может их представлять. Фантазии порождают множество страхов. Важно обращать внимание на то, какие персонажи вызывают тревогу или даже пугают вашу кроху. Почему одни герои симпатичны малышу, а другие его отталкивают? Вдумчивый анализ позволит выявить психологическую проблему и вовремя скорректировать ее.
Сказки для детей 5-7 лет должны развивать личность ребенка, учить его мыслить, оценивать поведение, рассуждать. В этот период дошкольник в норме должен уметь пересказать сюжет сказочной истории.Трудности с пересказом свидетельствуют о задержке психического развития.
Детские сказки – эффективный инструмент, позволяющий человеку на начальном этапе жизни развиваться как личность и повышать свои умственные способности.
В результате исследований, ученые из Цинциннати пришли к выводу, что сказки развивают у малышей те области мозга, которые связаны с речью и обучением.
Благодаря своей метафоричности сказка обращается к подсознанию человека, в этом ее основное отличие от простой истории. Поэтому, когда мы читаем сказки детям, мы помогаем им развиваться и формировать правильные жизненные стратегии.
Что такое терапевтическая сказка?
Знания о том, как можно использовать сказку в терапевтических целях, в психологии существовали очень давно. Особенно много об этом писал Карл Юнг. Но официально термин «сказкотерапия» возник в России в конце XX века, благодаря диссертации Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. В своей работе она рассматривает сказку как способ коррекции психологических состояний. Отсюда и название – «терапевтическая сказка».
Применение таких сказок в психологии актуально не только для детей, но и для взрослых. Но в работе с детьми методика сказкотерапии особенно эффективна. Психолог использует символику сказки для того, чтобы выявлять психологические проблемы ребенка, которые выражаются в страхах, нежелательном поведении, агрессии и конфликтах.
Цели применения терапевтических сказок:
- развитие у ребенка социальных навыков;
- преодоление трудностей, поиск путей выхода из проблемы;
- развитие воображения, эмоционального интеллекта, самоконтроля;
- осознание причинно-следственных связей между поступками и их последствиями.
Как работает терапевтическая сказка?
На языке сказки до ребенка можно донести то, чего пока обычными словами не объяснить в силу его развития. В сказке малыш идентифицирует себя с кем-то из героев и проживает жизненные ситуации вместе с ним. Так он может в безопасной сказочной среде столкнуться с проблемой, которая в жизни кажется ему непреодолимой. Но вместе с персонажем он находит решение и понимает, что ничего неразрешимого и безвыходного в жизни нет.
Добившись хорошего результата своих действий на месте героя сказки, ребенок получает полезный опыт и учится правильно действовать в сложных жизненных ситуациях. Тем самым он повышает уверенность в себе.
Развивая способность понимать и контролировать свои эмоции, ребенок начинает понимать и принимать эмоции другого – а это основа здоровой коммуникации.
Виды терапевтических сказок
Для удобства практического применения существует следующая классификация сказок.
- Медитативные. В них ребенок мечтает, фантазирует без какого-то конкретного сюжета. Особенно эффективны во время прослушивания музыки, звуков природы, хорошо сочетаются с рисованием. Такие сказки нужны для эмоционального расслабления, снятия тревожности.
- Психотерапевтические – наиболее глубоко проникающие в подсознание человека. Их цель – вылечить психоэмоциональную травму, глубинную проблему, фобию, и таким образом избавить от страданий.
- Дидактические – призваны знакомить с новыми понятиями, в легкой и доступной форме преподносить новые знания.
- Психологические – нужны для развития личности, осознания смысла совершаемых действий. Такие сказки учат любить, заботиться, ценить жизнь и т.д.
- Психокоррекционные – показывают неправильный стиль поведения и его последствия. Они позволяют мягко и ненавязчиво оказать воздействие на ребенка, который видит со стороны свою поведенческую модель, осознает ее непродуктивность и отказывается от нее.
Терапевтические сказки хороши тем, что при правильном применении, мама сама в домашних условиях может «лечить» своего ребенка, мягко оказывать ему психологическую помощь, выстраивая хорошую и крепкую связь с малышом. Научиться этому методу можно на примере уже опробованных и одобренных сказок, собранных в книгах или на тематических сайтах. Мы рекомендуем для этих целей Жирафика Бонни, у которого есть 10 поучительных терапевтических сказок. Они помогут ребенку исправить свое поведение, успешно пройти адаптацию к детскому саду или другим жизненным условиям, научиться дружить и развить многие другие личностные качества.
Важно понимать, что прослушивание аудиосказок – это вспомогательный метод воздействия. Без обсуждения терапевтических сказок лечебного эффекта не последует.