Найти в Дзене
"На наш взгляд"

Шаман нового времени

Интервью писателя-фантаста Натали Тумко с духовным мастером, Ольгой Кривошапкиной

Мы живем в такое время, когда почти каждый имеет свое мнение. Но не каждое мнение может быть интересным, и не каждого собеседника хочется слушать, затаив дыхание. В нашей газете мы собираем взгляды удивительных людей самых разных профессий из самых разных уголков нашей страны. Убедитесь сами.

Потомственная шаманка - Ольга Кривошапкина. Фото автора.
Потомственная шаманка - Ольга Кривошапкина. Фото автора.

Для дружбы и общения в наше время совсем не обязательно жить в одном городе и даже в одной стране. Я живу во Владивостоке. А в далекой Якутии живет моя подруга Нюргуяна Угарова — издатель, общественный деятель. Когда она позвонила и сказала, что я непременно, просто обязательно, должна познакомиться с ее приятельницей, которая сейчас как раз на несколько дней приехала во Владивосток, собственно, у меня и мысли не было возразить.

Возможно, Нюргуяна не была уверена, что убедила меня, поэтому к прежним доводам добавила: «Ольга — не просто коуч и интересный человек, Натали. Она — шаманка. Потомственная шаманка! Я знаю, ты изучала шаманизм Камчатки, вот тебе — опыт Якутии!»

Как было отказаться?

Договориться о встрече с Ольгой оказалось очень легко — подозреваю, обо мне она получила не менее искрометную информацию.

Мы позавтракали в прекрасном итальянском ресторане на Чуркине, с видом на залив и Золотой мост. Я попросила разрешения записать часть разговора для статьи (а кто бы устоял на моем месте?), и наша беседа приняла формат интервью. Вы только послушайте, о чем рассказывает эта великолепная женщина!

«Мне никогда не нравилась оторванность духовности от жизни»

Натали: Я хотела спросить Вас: у меня есть повесть, фантастика, разумеется, слияние шаманизма и славянской культуры. Это Камчатка, опыт совсем другой. Я там прожила 17 лет. Есть такая теория, что сам шаманизм – это не религия, это мировоззрение, которое не изменилось с древнейших времен. Как в современном мире человек использует это? А тем более женщина. Ведь существует такой стереотип, что шаманы – прежде всего, мужчины.

Ольга: Я по образованию экономист, кандидат экономических наук. Я бывший начальник налоговой инспекции…

Натали: Очень земная профессия.

Ольга: И я очень практичный человек. Рядом с тонкими материями была всегда. Еще в школе изучала астрологию, хиромантию. Мой папа в шаманизме сорок лет. Весьма известный человек у себя на родине (Алексей Божедонов-Сырдык – прим. Ред). Я к этому относилась всегда с уважением, с одной стороны, с другой – считала, что это – его история, которая ко мне не имеет никакого отношения. Я дистанцировалась от этого и считала, что я туда точно заходить не буду. А потом, когда у меня начали происходить разные события в жизни… Вообще, когда мы обращаемся к Богу, к религии, к вере? Когда нас по жизни тряхнет хорошенько. И ты разочаровываешься в себе, в жизни, и начинаешь искать ответы на вопросы. И тогда внутри тебя просыпается вера. Я не стала исключением. У меня тоже были жизненные ситуации, после которых я тонула, оказалась выброшенной за борт. И тогда я спросила себя: что происходит вообще? Так начался духовный поиск. Я лет десять читала все подряд: Ошо, китайские философы, все, что существует на эту тему, благо, сейчас есть интернет, ютуб. Вот иду полы мыть, еду готовить, и параллельно слушаю. Я прочитала, наверное, всех авторов в сфере эзотерики и ни с кем не была согласна на 100%. Как бы да, но чего-то не хватает, что-то не то. И мне никогда не нравилась оторванность духовности от жизни. Я всегда думала: почему, чтобы быть духовной, мне необходимо уединиться где-нибудь в шалаше, молиться, отказаться от всего мирского? А кто детям будет кашу варить? И я подумала: а почему я не могу интегрировать духовность в повседневность? Почему нельзя совместить глубокие понятия с обычной жизнью? Почему духовная жизнь обязательно должна быть отделена от мирской? И еще я думала, что, если я иду в духовность, моя повседневная жизнь должна улучшаться во всех сферах. А иначе зачем все это? И постепенно у меня стали рождаться статьи. Они рождались как будто сами по себе. Я старалась подавить в себе это желание писать, хотелось их спрятать, не хотелось никому показывать. Затем я стала отправлять их подругам по ватсапу, получала смайлики в ответ – и все. Мне стало жалко, что статьи эти пропадут, и в один прекрасный день я открыла в инстаграме блог, это было в 2019 году, и выложила сразу 5 или 6 статей, все, что было написано на тот момент. И вот так начался мой путь, мой выход в открытый космос. Я вышла в соцсеть. Но я не могла прямо сказать, что вот она я, Ольга Кривошапкина, рассказываю вам о непознанном. Я придумала псевдоним. То есть меня, как личности, не было.

Поначалу статьи я писала исключительно по вдохновению. Однако людям творческих профессией нельзя надеяться только на Музу. Хочешь, не хочешь, а надо. И совмещать одновременно и Музу, и самодисциплину – это, наверное, и есть формула успеха. Потому что талант без дисциплины может и не привести к успеху. Потом случилась пандемия. Мне было скучно сидеть дома. И я решила обо всех своих статьях рассказать – на тот момент их было примерно 50. Я начала вести прямые эфиры на разные темы: отчего происходят болезни, что влияет на отношения…

«Все меняется – и шаманизм должен меняться!»

А почему именно шаманизм? Я очень рациональный человек. Мне было понятно только то, что понятно. Но стало приходить непонятное – стали приходить знания откуда-то изнутри, из какого-то первоисточника. Как будто радиоволну включают, и я начинаю говорить то, чего в моих мыслях и не было. То есть я говорю, а какая-то часть меня просто в обмороке. Она говорит – прекрати обманывать людей. А какая-то внутренняя, духовная, часть говорит – ты должна этому верить. Здесь нет рациональности, здесь есть только вера. Либо ты веришь себе, либо… И это был очень сложный внутренний процесс – принять эту веру, и не просто принять, а нести людям. Это уже ответственность. Мало ли какую чушь я напорола сама с собой или с подружкой. И я поняла – если я не соглашусь с собой, я просто не смогу жить дальше. Я сказала: «Боженька, есть, наверное, умнее, чем я, но, если ты меня выбрал, значит, пусть так и будет». А шаманизм объясняет, что у тебя связь с высшими силами, и информация идет от них. И когда ты начинаешь доносить это до людей через якутскую культуру и религию, людям понятнее. Я – дочь своего народа, своего отца, значит, так и должно быть. И я написала о себе – шаман нового времени. Потому что все меняется, значит, и шаманизм должен меняться. Шаман не обязательно должен быть с бубном.

Я убеждена, что мир меняется. Сакральные знания никогда не были достоянием общественности. А сейчас, в наше уникальное время, таких людей, как я, людей-рупоров, несущих знания, стало очень много. Может, скажу даже пафосно, наша миссия – донести эти сакральные знания до людей. Но нет задачи охватить всех, всех трансформировать и просветить. Эти знания для тех, кто хочет знать, кто хочет услышать, кто хочет проснуться. Если человек подавляет эту потребность к духовному, потому что общество высмеивает, потому что не хочется быть белой вороной, он будет глубоко несчастен. Я не могу не писать, не рассказывать.

Натали: Как семья это приняла, как отнеслись близкие, друзья?

Ольга: В семье легко восприняли, потому что папа в этом давно. Да и друзья не удивились. Но многие были обескуражены. Я стараюсь объяснить сложные вещи простым языком, объяснить многие процессы и, самое главное, дать способы, как можно от чего-то избавиться и чего-то добиться, оказать поддержку. Всегда у человека есть надежда на свет, на то, что все можно изменить. И не бывает безвыходных ситуаций.

Натали: Есть стереотип, что шаман – человек-одиночка. И я с большим удовольствием слушаю, что ничего подобного, что шаман не оторван от общества, что он может объединить материальное и духовное. Якутия – совершенно другой край, чем Владивосток или Петербург, куда полетит это интервью. Это – другая вселенная. В нашем современном мире эти вселенные могут взаимодействовать как никогда прежде, благодаря интернету, соцсетям. Многие вещи, которые были недоступны, становятся доступны для познания… А были какие-то вопросы, которые хотелось задать автору книги, но потом ответы нашлись самостоятельно?

Ольга: Так вот именно потому, что я не нашла ответа в книгах, я и стала искать ответы самостоятельно. Внутренняя уверенность, что я точно знаю, что это не так, и я точно знаю, как. Поначалу был внутренний конфликт: кто он, а кто я? Да как я смею?..

Очень люблю сказку «Гадкий утенок». Я всегда хотела написать книгу. Но думала – зачем? Уже все написано. Все уже все сказали. Ты ни одного мазка в эту палитру не добавишь. Сиди! И когда я смотрела тот фрагмент сказки, где гадкий утенок выходит из своего укрытия и думает – пусть эти прекрасные белые птицы разорвут меня в клочья, но я уже не могу прятаться… Это прямо про меня! Я тоже думала: пусть меня разорвут в клочья, но я должна вырваться и полететь. Когда я обнаружила, что у меня тоже есть крылья – это было непередаваемое ощущение! И я поэтому хочу оказать поддержку любому человеку, который через это проходит. Не надо оценивать себя в моменте, пока у вас еще не окрепли крылья. Если нет уверенности – ты еще не стоишь на земле твердо. Просто бери – и делай. А там как-то оно будет, как-то вселенная даст поддержку. И ты взлетишь.

«Мы живем в иллюзии, что в мире есть конкуренция»...

Продолжение - в газете "На наш взгляд"

Записала Натали Тумко, писатель-фантаст

Зам. председателя Союза российских писателей по Приморскому краю