Найти тему
Школа Вокала.

В чем трудность обретения певческого состояния для начинающих певцов. Нервная система.Сила инертности.

Что большую часть времени вы делаете в жизни-говорите или поете?

Конечно, говорите, скажет любой непрофессионал.

Переход от речи к пе­нию составляет трудность для начинающего певца, как для непрофессионала, который большую часть времени говорит, а не поет.

Речевая установка голосового аппарата отлична от певческой и потому может помешать, в силу инертности про­цесса, сразу обрести певческую координацию.

Мгновенно настроиться на пение и запеть после разговора.

Для примера.

Между пением на уроке вы сразу начнете говорить что-то естественным образом, а вот начать петь для вас между разговорами-это ощущается намного неестественно.

Также и выполнять все певческие задания тоже сначала неудобно и непривычно.

Для этого распев­ки помогают на уроке настроиться на певческое состояние и на них мы учимся выполнять певческие задания,потому что это проще сделать поэтапно, чем все сразу(как это надо делать в песне).

В силу инертности, сразу вы­полнить певческие задания на уроке проще, когда вы уже хорошо натренированы в обретении певческого состояния.

Инертность нерв­ной клетки есть чрезвычайно важное свойство центральной нервной системы. Чем выше мы будем брать нервные клетки, поднимаясь от спинного мозга к головному, тем больше будет повышаться и это основное свойство инертности клеток.
Оче­видно, вся наша сложная психическая деятельность и основы­вается на такой инертности.
Если бы у нервных клеток не было инертности, то мы жили бы секундами, моментами, у нас не было бы никакой памяти, не было бы никакой выучки, не су­ществовало бы никаких привычек. Поэтому инертность надо считать основным свойством нервной клетки.
И. П. Павлов

В основе образования связей, их закрепления повторением и сохранения на длительное время лежит свойство инертности нервных клеток. Именно поэтому все, что было выработано ор­ганизмом, все связи, все привычки, знания остаются в нервной системе так, как они были образованы.

Новое лишь наслаивается на старое, образуя более сложную цепь связей.

Отсюда становится понятным, почему научить чему-либо много легче, чем переучить.

Переучиться петь гораздо сложнее, чем научиться петь с нуля. Наработанные мышечные навыки и привычки организма могут мешать иному, более правильному исполнению.

Например, если человек долгое время пел с неправильным дыханием или напряжением горла, то его организм уже запомнил этот способ и привык к нему. При этом, переучить организм на новый, правильный способ пения может потребовать значительных усилий и времени.
Наработанные привычки и навыки стали для человека не просто привычными, а естественными!

И на уроках нам с вместе с учеником приходиться прикладывать значительные усилия, чтобы переучить мышцы.

Потому что, надо сделать то, что для вас естественно, неестественным, а новое естественным. Мышцы сопротивляются В СИЛУ ИНЕТНОСТИ и на переучивание уходит больше времени и сил.

Инертность протекания процессов в коре создает проторенность путей образования связей, создает предрасполо­жение к повторению той же связи.

Если певец начинает заниматься с раннего детства, то способности разворачиваются особенно полно. В это время нервная система очень чутка, организм еще фор­мируется, целенаправленная тренировка вызывает образование новых связей и совершенствование нервных про­цессов в коре мозга. Происходят анатомо-физиологические изменения в орга­низме, благоприятствующие данному виду деятельности.

Для певцов, которые начинают обучаться будучи взрослыми, ситуация менее благоприятная. Певец, даже если он имел возможность планомерного музыкального развития и имел выработанные автоматизмы в пении, например если он пел в хоре с детства, должен после мутации начинать как бы заново осваивать пение. Вся система его двигательных навыков претерпевает коренную ломку. В лучшем случае к началу обучения он имеет хорошо развитые музыкальные способности. В худшем-приходит и музыкально неподготовленным.

Инертность, благодаря которой в нервной системе остается след, является причиной, по которой все так сложно делать во взрослом возрасте.

Свойство образовывать связь на след после действия раздра­жителя позволило И. П. Павлову выделить в отдельную группу следовые рефлексы.

У собаки слюна выделяется не только, если ее приучить кормить под действием звонка, но и в том случае, если еда будет приноситься вслед за прекращением звучания. «Условным раздражителем станет не наличный раздражитель, не наш примененный звук, а след его в центральной нервной системе. На этом основании мы различаем рефлексы налич­ные и следовые»
На основе следа от предыдущего действия образуются сис­темы цепных рефлексов, где конец протекания одного рефлек­са является сигналом для начала следующего.

В музыке,например,ритмичность музыкального исполнения, выдерживание пауз, когда нет реального звучания, реального действия и последующее зву­чание должно наступить через строго определенный период времени, является типичным следовым рефлексом.

Однако «следовость» относится не только к рефлексам. Это общее свойство нервной ткани сохранять след от тех процессов, которые в ней протекали. Оно выражается, с одной стороны, как в общих явлениях, таких, как повышение тонуса, возбуди­мости или, наоборот, тормозного состояния, так и в специфических.

Человек, находясь в возбужденном состоянии, не сразу может перейти в спокойное, хотя причина для возбуждения уже прошла. Так же и человек, будучи заторможен, например после сна, длительной однотипной сидячей работы, не сразу способен выполнять сложные движения. Ему надо время, чтобы растормозиться.

Это примеры сохранения общего характера процессов, протекающих в коре.

В основе их лежит свойство инертности.

Надо определенное время для смены установки нервной системы.

В этом трудность обретения творческого состояния для начинающих певцов.

У начинающих переход от речи к пе­нию в силу инертности составляет трудность и требует времени, причем у каждого столько ,сколько надо именно для него.,ля его нервной системы.

Талант-это комплекс удиви­тельно-развитых способностей, нужных для творческой деятель­ности, и связан он с природными задатками и особенностями деятельности нервной системы.

Именно поэтому на концерте трудно быстро переключаться на разные по характеру произведения и при составлении программы надо это учитывать.

Именно поэтому разные певцы во время концерта распеваются по-разному и кто-то полнозвучно звучит в первом отделении, а кто-то только во втором или под конец второго.

Поэтому ,зная это общее свойство нервной системы и зная свои личные особенности своей нервной системы ,можно понять, что с вами происходит во время исполнения и управлять этим, а не биться в истерике и упрекать себя, что долго переключаетесь или не успели сообразить и т.д.

Для того, чтобы хорошо, полноценно работать на уроке или на концерте, надо «втянуться в работу», «настроиться», «собраться», «разогреть­ся», «размяться», «распеться» и т. п. Это втягивание организма в ту или иную работу по причине инерции у всех занимает разное количество времени.

Лучше будет для вас знать свое время для этого и учитывать для получения результата. Подробнее в статье:

Если вы в силу заня­тости и загрузки другими делами пришли на урок не настроившись на пение, то вы будете тратить время урока на это. По инерции вы также и начнете петь впопыхах, не подготовив мышцы для пения(например, высокую позицию, а значит на горле и т. п). А лучше заранее разогреться и распеться, повторить произведения или песни(хотя бы послушать),которые будут в работе. Повторить в голове, если нет возможности пропеть.

Тогда урок пройдет более эффективно, вы успеете больше всего сделать на уроке продвинетесь гораздо дальше. А ведь именно этого вы и хотите!