Ещё светло. Но солнце уже прячется за крыши домов, напоминая, что очередной летний день подходит к концу.
С автобусной остановки на окраине деревни отъехал старенький автобус. Клубы пыли, смешавшись с выхлопами дыма, летят ему вдогонку. Пожилая женщина продолжает стоять и махать поднятой высоко рукой. Уехали дочка с внуком.
Нина Ивановна пытается продлить эти приятные часы свидания с любимой дочкой Леной.
«Какой Коленька славный, - думает она про себя улыбаясь. – Всё лопочет и лопочет. Хоть бы не передумала и приехала с ним в отпуск. Ягода уже пошла».
Если бы она знала, что в это самое время твориться в её доме.
***
Дочь приехала на выходные с трёхлетним сынишкой. Мать так рада, что не знает, чем и потчевать.
- Мамуль, успокойся, - смеётся Лена. – Мы с собой столько продуктов привезли, что тебе на месяц хватит.
- Зачем же так тратилась, доченька, - качает головой мать. – У меня всё есть. Куры яйцо несут справно, Настя соседка молоко парное продаёт. Ой! – спохватилась она. – Я сейчас сбегаю к ней за свежим молочком. Оладьи вам с Коленькой настряпаю с деревенской сметанкой.
Мать и дочь весь день проговорили о жизни, о городских и деревенских делах. Вечером Нина Ивановна, как полагается истопила баньку и дочь с внуком намылись.
Утром Лена проснулась, как в детстве от вкусного запаха стряпни.
«Мама завтрак готовит», - поняла она.
Солнечные лучи заглядывали через занавеску и нежно касались её лица. Потянулась и вытянув шею посмотрела на спящего сына. Коля ещё спал.
После завтрака Лена с сыном пошли гулять по саду и огороду. Она расстелила покрывало под старой яблоней и усадила Колю с игрушками. На крыльцо выглянула мать и позвала её:
- Леночка, помоги мне пожалуйста.
Дочь вошла в комнату.
- Сними икону, - просит мать, показывая рукой на угол под потолком. – Помыть хочу. Всё руки не доходят. Ноги совсем не держат, боюсь упаду.
- Конечно, мамочка, - отвечает Лена. – Я сейчас. Сколько помню себя, у нас всегда была эта икона.
- Так этой иконой Богородицы меня ещё маменька благословляла, а ей самой от её матери она досталась, - рассказывает Нина Ивановна. – От прабабки твоей. Старая икона. Я ей молюсь, когда тяжело…
- Мам, а может поедешь к нам в город, если тебе здесь так тяжело, - предлагает Лена.
- Чего я там делать стану? – усмехается мать. – Здесь и родители мои похоронены и отец твой Александр. Да и на земле я привыкла… Только зимой тяжело печку топить, а так ничего ещё…
- Мам, а может подумаешь, - просит дочь.
Нина Ивановна бережно протирает икону и мотает головой. С улицы послышался детский плач. Лена выглянула в окно и побежала на улицу. Там Коля упал и ушибся. Следом выбежала перепуганная бабушка, поставив икону на стол.
Потом обе закрутились с домашними хлопотами с обедом, ужином и за разговорами забыли поставить икону обратно на прежнее место. Так и осталась она стоять на обеденном столе.
Следующий день Нина Ивановна суетилась в огороде, чтобы собрать в город дочери гостинцев. Огурчиков нарвала, зелени разной, яиц в ведёрко пластиковое насобирала и конечно молодой картошки копнула пару кустиков.
«Пусть в городе свеженькой поедят с укропчиком», - думает она, раскладывая всё по сумкам.
- Мам, ну куда столько, - смеётся Лена. – Как я такое дотащу?
- Ты же сама говорила. Что Серёжа тебя встретит, - спорит мать. – Бери! До автобуса я дотащить помогу.
***
Она стояла пока автобус не скрылся за деревьями. Вздохнула и пошла домой. Всю дорогу думала о дочке и внуке, поэтому с её лица не сходила улыбка. Повернув на свою улицу заметила странное волнение соседей возле своей калитки.
- Вот она! – кричит Настя, выбегая ей навстречу. – Сейчас у неё и спросим, куды она собралась уезжать.
Нину Ивановну обступили любопытные соседушки. Они шумели, и женщина совсем растерялась.
- Тихо! Не галдите, - прости она. – Чего случилось-то?
- Так вот! – показывает рукой Валентина. – Родственники твои уж и вещи перевозят. Говорят, что ты уезжаешь от нас. Как так, Нинушка? Почему не попрощалась с нами? Столько лет вместе прожили, а ты нас покидаешь и даж…
- Да, с чего вы взяли? – возмущается Нина Ивановна. – Никуда я не уезжаю. Это дочка с внуком ко мне приезжали. Уехали. Я их на автобус посадила…
- Как? – Поразилась Настя. – А кто же тогда твой телевизор и чемоданы вывез только что?
- Мы думали… - оправдывается Валентина, но видя ужас на лице Нины Ивановны, замолкает.
- Ой! – всплеснула руками хозяйка и побежала в калитку.
Соседки бросились за ней следом. То, что они увидели в доме, всех поразило. Вокруг царит полная разруха и беспорядок. Мебель перевёрнута, вещи разбросаны по полу. Открытые ящики и шкафы свидетельствуют о том, что злоумышленники искали ценные вещи.
Нина Ивановна огляделась кругом и села на кровать. Ноги не держат.
На полу валяется разбитая рамка с фотографией её покойных родителей. Её глаза полны слез. На лице отчаяние и беспомощность.
- Звоните скорее в полицию, - кричит Настя соседка. – Может ещё поймают грабителей.
- Что творится, что творится, - качает головой Валентина. – Это ж у кого рука поднялась старуху обокрасть? Телевизор вынесли…
- Нина, не плачь, - просит Настя. – Пойдём ко мне переночуешь, успокоишься, а завтра наведём порядок…
- Всё вынесли! – сокрушается Валентина. – Обокрали нищего. Совести совсем у людей не стало.
Женщины взяли под руки несчастную хозяйку и вывели на крыльцо.
- Не переживай, Нина, - успокаивает её соседка. – У меня пока телевизор посмотрим.
- Да, я не о телевизоре беспокоюсь, - плачет Нина Ивановна. - Бог с ним, с телевизором и со всеми тряпками и деньгами. Мне икону жалко. Икона пресвятой Богородицы пропала.
- Дочке-то звонить станешь? – Спрашивает Настя, расстилая кровать для Нины. – Что тебя обокрали…
- Нет, - мотает головой Нина Ивановны. – Зачем её волновать понапрасну. Она с мужем и сыном обещалась через две недели в отпуск ко мне приехать. Надо успеть навести дома порядок.
- Я помогу, - обещает Настя. – Да и другие помогут. Ты не переживай, - ворчит, говоря сама с собой. - Как это вышло, что всех убедили эти бандиты, что родственники твои. Я описала их участковому. Пусть ищут.
- Только бы икону вернули, - вздыхает Нина Ивановна. – А боле мне ничего не надо.
Шло время, но ни грабителей, ни вещей не нашли. Нина Ивановна отправилась в местную церковь, чтобы помолиться. После службы она подошла к священнику и попросила благословления. Он перекрестил прихожанку и спросил:
- Чем ты опечалена и что тебя тревожит?
Женщина рассказала батюшке о своей беде – о краже старинной иконы. Он выслушал её внимательно и сказал:
- Надо верить и молиться! И тогда икона обязательно найдётся. А ещё нужно мысленно попросить прощения у образа, который потерялся.
Священник объяснил, что надо искренне раскаяться в своём поступке:
- Почему бросила икону на столе? Не гоже это! Молись усердно, тогда икона вернётся на прежнее место.
Нина Ивановна набожный человек, искренне поверила его словам и принялась ежедневно молиться, прося прощения за то, что потеряла святыню.
Через две недели, как и обещала, приехала дочь с мужем и сынишкой.
Пока зять заносил в дом сумки с продуктами и подарками, Коля бегал по комнате и весело смеялся. Нина Ивановна села за стол и развела руками:
- Сколько всего привезли! Даже телевизор.
- Ну, мам, - улыбается дочь. – Я прошлый раз заметила, что твой старенький совсем, плохо показывал. Вот и купили тебе. А где, кстати твой?
- Сломался, - утаила она от дочки, что её обокрали.
Неожиданно Коля достаёт из-за старого сундука, что стоял в углу, икону. Нина Ивановна задохнулась от волнения и расплакалась.
- Мам, ты чего? – Испугалась Лена. – Прости Колю. Он, наверное, в прошлый раз пока мы с тобой болтали на улице, засунул твою икону за сундук. Не сердись, мам!
- Я и не сержусь, дочка, - смеётся сквозь слёзы мать. - Я счастлива.
***
Воры вынесли всё ценное, а икона лежала за старым сундуком.
Даже не знаю. Молитвы Нины Ивановны помогли вернуть старинную икону, как велел батюшка или помог счастливый случай?