В 20-ых годах в СССР прошла серия разработок по созданию системы стрелкового оружия для строящейся армии. Винтовка Мосина образца 1891 года, получила серию модернизаций, и превратилась в образец 91/30. Разработка снайперской версии винтовки шла сразу, вместе с основным пехотным вариантом.
Первая версия снайперской винтовки была оснащена 4-ёх кратным оптическим прицелом ПЕ. Оптическая схема прицела и "стиль" перекрестья были позаимствованы у немецкой фирмы Цейс. Крепление прицела размещалось сверху на ствольной коробке. Данный вариант снайперской винтовки был отправлен в Испанию, где прошёл проверку в боевых условиях.
По результатам опыта применения, в 1936 прицел и винтовка были модернизированы. В частности, крепление прицела стало боковым, что также "вдохновлено" немецкими образцами того времени. Такой вариант пошёл в производство в 1937 году. Этот вариант был штатным на начало ВМВ в 1939 году.
Однако, перед началом ВОВ в СССР шли разработки полуавтоматической винтовки, и СВТ-40 стала основной армейской винтовкой. Для унификации было принято решение сделать и снайперскую винтовку на основе СВТ. Это потребовало сделать оптический прицел короче, поскольку у полуавтоматического оружия прицелы ПЕ мешали выбросу гильзы (естественно, у винтовок Мосина такой проблемы не было).
Серийное производство снайперских винтовой СВТ началось в марте 1941 года. Но они оказались не очень удачными в качестве снайперского оружия, и чуть больше чем через год, в августе 42-го они были сняты с вооружения. Среди причин проблемы с точностью, быстрый нагрев ствола и смещение СТП, первый выстрел из холодного ствола значительно отличался от остальных и т.д. А производство снайперских винтовок Мосина было прекращено в 1940 году. Соответственно, в тяжёлый период ВОВ, сложилась ситуация в которой в СССР нет в производстве удачной снайперской винтовки. А наша армия применяла снайперов в масштабах, больших чем любой другой участник Второй Мировой, и нуждалась в большом количестве винтовок.
Решением было сохранить в производстве 3,5-кратный прицел ПУ, разработанный для использования с винтовкой СВТ, и запустить в производство снайперскую винтовку Мосина 91/30 с соответствующей версией крепления. Сам прицел ПУ оказался более дешевым, технологичным и простым, чем ПЕ.
В июне 1942 года ижевский инженер Кочетов разработал новую конструкцию кронштейна и крепления прицела ПУ на винтовку Мосина. В августе прошли испытания и новая модель была одобрена. Винтовка получилась не только дешевле, но и лучше по характеристикам, чем полуавтоматическая СВТ.
Основным отличием всех снайперских вариантов винтовки Мосина, кроме крепления прицела, стала загнутая вниз более длинная ручка затвора. Стандартные прямые ручки не позволяют работать с прицелами.
Также в снайперских вариантах винтовки Мосина прицел не позволяет использовать обоймы. Поэтому заряжаются они только по одному патрону. Однако, кронштейн достаточно высокий, чтобы использовать механические прицельные приспособления не снимая оптический прицел.
Основным требованием к конструкции крепления прицела ПУ было максимальное возможное снижение сложных и точных операций мехобработки, по сравнению с предыдущими версиями, а также упрощение установки на винтовку.
Решение Кочетова включало очень широкие пределы регулировок кронштейна по вертикали, намного большие, чем в самом прицеле. Ими компенсировались погрешности массового производства и установки, а уже точное приведение к нормальному бою проводилось за счёт настроек самого прицела.
Прицел удерживается на винтовке с помощью одного крупного винта.
Передняя часть кронштейна удерживается на месте шарообразным разъёмом. Задний винт зажимает кронштейн, а винты сверху и снизу позволяют добиться грубой соосности. В центре видны парные винты: более крупные крепят кронштейн к ствольной коробке через сквозные резьбовые отверстие, меньшие предохраняют их от вращения при стрельбе. Такое крепление требовало минимальных изменений в конструкции винтовки, только небольшой паз в деревянном ложе и два отверстия в ствольной коробке.
Кронштейны прицела производившиеся в Ижевске и Туле имеют незначительные отличия между собой. В частности, из за особенностей станков, отличается размер пазов сделанный для снижения веса.
Также, поскольку кронштейны не обрабатывались сверх необходимого, можно видеть следы фрезы. У Ижевских кронштейнов диаметр фрезы примерно в два раза больше, чем у Тульских. На фото ниже вариант производства Ижевска. Кроме того, у кронштейнов производства Тульского завода есть маркировка с номером, который совпадает с номером комплектной винтовки. В Ижевске же кронштейн прицела не маркировали, а номер прицела наносили на саму винтовку.
Единственное изменение прицела ПУ для винтовок Мосина было связано с изменением настроек дальности для более длинного ствола. Шкала регулировки на барабане идёт до 1300 метров.
В в Ижевске, и в Туле для производства стволов для снайперских винтовок были отдельные технологические линии. Поэтому на всех снайперских винтовках Мосина стоят только снайперские стволы, маркированные буквами "С" или "СН". Такие стволы, не прошедшие ОТК можно увидеть на пехотных винтовках, но на снайперских никогда не бывает обычных стволов, не смотря на легенды об отборе самых удачных и прочие.
Общим требованием к производству снайперских винтовок было соответствие довоенным стандартам в обработке. К тому моменту пехотный вариант подвергался упрощениям и снижению требований, к снайперским винтовкам это не относилось.
Небольшим отличием снайперских винтовок стало меньшее усилие на спусковом крючке и его меньший свободный ход.
Ещё одно небольшое отличие в более высокой мушке. Это связано с тем, что снайперские винтовки не использовались со штыками и к нормальному бою также приводились без штыков, в отличие от пехотных.
Массовое производство снайперских винтовок Мосина закончилось в конце 1944 года. После этого выпускались лишь небольшие серии. Произведенного количества хватило, чтобы до появления СВД в 60-ых годах, винтовка Мосина оставалась основным снайперским оружием в СССР.
Информация взята и переведена из видео Mosin 91/30 PU: Soviet Standard WW2 Sniper's Rifle