Найти в Дзене
Navigare necesse est

Иордания. Замки крестоносцев и тайная долина Дана, о которой не знают туристы

После Петры мы собрались проехать на местных автобусах по Королевскому пути по замкам крестоносцев. Таксист, спасший нас со словаками из Вади-Рама, убеждал, что это невозможно, и до Шобака, то есть замка Монреаль, доехать нельзя ни на чём, кроме такси, потому что транспорт к замку не ходит (от трассы 1,5 километра). Арабы действительно считают 1-2 км непреодолимым расстоянием, и постоянно впадают от нас в шок. Мы решили, что это расстояние нам по силам.

***

С утра при выезде из Петры с нами произошел конфуз: мы позволили надуть нас в автобусе. Вроде и здравый смысл, и советы товарищей, и опыт, и даже дружественные бедуины говорили, что поезд в локальном автобусе должен быть 1-2 динара. Но мысль о том, что надо торговаться в общественном транспорте, а не в такси, настолько дика, тем более, что нас ещё ни разу не пытались в нем обмануть, что мы заступили, и в автобусе на Амман дали по 3,5 динара, хотя ехать нам было всего ничего. Только потом поняли, что произошло.

Когда второй раз нас сначала увезли вообще не туда, а потом пытались содрать пятерку, их фокус не прошел.

***

Целью нашего дневного путешествия был замок Монреаль в городке Шобак (сарацины называют теперь так и сам замок).

Замок Монреаль
Замок Монреаль

Из-за того, что подлый грабительский автобус ещё и не стал останавливаться, где нам надо, а провез лишних 3 км, мы пошли обратно по трассе. В какой-то момент рядом затормозила машина, и местный мужик предложил нас подкинуть. Мы честно предупредили, что денег у нас нет, на что он ответил, что все ок, он сам тоже едет к замку. Оказалось, что и он бедуин, живёт в пещере под замком. И дед его там жил, и дед его деда, а дальше он не помнит. Привез, напоил кофе, отвёз к своему другу за шавермой с фалафелем. Предложил оставаться у него в хостеле, если мы не уедем (и, конечно, предрекал, что мы не уедем, потому что единственный автобус в нужную сторону в 6 утра, а ведь уже почти 10). Он показал нам пещеру, в которой у них магазинчик, а нас - старикам в этой пещере, которые со всем уважением уговаривали нас остаться ещё и выпить чаю. Когда мы спросили, а где же они спят, он рассказал, что они опускают полотняные стены шатра и приносят внутрь горелку. Шатер выглядит как коврики, свисающие с каркаса, и на полу тоже коврики, и немного диванных лежаков (не диванов, а именно сидушек).

Потом он похвастался, что у него самый маленький хостел в мире, состоящий из Фольксвагена-Жука. Изнутри он выложен подушками с верблюдами, а сверху покрыт ковром. Когда мы уже уходили, я вспомнил, что наш новый друг Ахмед из Петры говорил, что если мы останемся в Шобаке ночевать, то мы должны найти машину с ковром на крыше, и остановиться там. Хозяин, мол, уже старый человек, понял истину, смотрит на звёзды и не волнуется о деньгах. Я хотел рассказать про это спасшему нас мужику, но он отвлекся на других туристов. Ничего, думаю, на обратном пути зайдём прощаться, расскажу. Но когда мы спускались из замка, никого из хозяев не было, машины (кроме Жука) исчезли, а двери пещеры были закрыты, как исчезает потаенный вход в подземелья гномов или в Сим-сим.

Самый маленький в мире хостел
Самый маленький в мире хостел

Но я вам говорю: если ночь застанет вас с Шобаке, ищите машину с ковром на крыше.

***

Замок Монреаль построен вторым королем Иерусалимского королевства Балдуином, братом Готфрида Бульонского, взявшего Иерусалим. "Мон Реаль" и переводится как "королевский замок". Потом он перешел под управление лордов Трансиордании, хотя имел уже меньшее значение. Главным замком стал Карак, в который мы поехали позже. В какой-то момент замок принадлежал Рено де Шатильону, и был захвачен Саладином после падения Иерусалима.

Развалины Монреаля сохранились не очень хорошо. Часть стен, контуры башен. Среди камней тусят местные, которые изображают сарацин и предлагают с ними сфотографироваться. Кольчуги у них вязаные.

Однако, сохранилась часовня, а под ней подземный ход. Я никогда не был в крепости, где подземный ход с одной стороны не заканчивался бы через три ступени обваленной стеной, с другой не был огорожен тысячей смотрителей и запретных табличек “оооочень опасно”. Тут за замком никто не смотрит, а ход уводит на 6 полноценных пролетов. Там он все равно завален, но это пока самый длинный подземный ход в моей жизни.

***

Ахмед из Петры также очень советовал нам поехать в Дану. Это биосферный заповедник, который являет собой зелёную долину среди песков Иорданской пустыни. Вообще, земли южнее Мертвого моря довольно бессмысленны что с западного берега, что с восточного, а тут - долина. Мы решили, что если бедуины советуют любоваться природой, надо брать. И поехали.

Добрались мы до нее уже во второй половине дня. Сама долина лежит примерно на 300 метров ниже уровня ближайшей одноименной деревни, и на 500 - трассы. Представляет из себя каньон, даже с ручьем, от которого сейчас осталось только русло, но весной он, возможно, более полноводен. Говорят, в Дане четыре разных природных зоны и много редких животных, но мы слышали только крики хищных птиц. Зато разных пород камней действительно сменилось несколько: были черные, похожие на вулканические, был обычный в этих краях известняк, а были белые меловые выходы, от которых можно отламывать куски и крошить их руками.

Дана - биосферный заповедник, уникальное место для Иордании. Около 800 видов растений, редкие и вымирающие виды животных. Место почти неизвестно массовым туристам (мы вот узнали только от бедуина), хотя прекрасно подходит для хайкинга, треккинга и прочих способов единения с природой. Долина находится всего в 35 км от знаменитой Петры. Но мы там были одни во всей деревне, а в русской Википедии даже нет статьи ни при деревню, ни про долину.

Мы шли вниз и на запад до заката, посмотрели на то, как солнце садится за дальние горы (тут почему-то всегда находится дальняя невидимая гора, отчего закат наступает минут на 10 раньше предполагаемого). Очень жалели, что нет бутылочки красного вина. После заката пошли обратно, вверх и под звёздами. Небо очень ясное, виден Млечный путь, но из созвездий четко опознается только Орион и Кассиопея.

Закат в Дане
Закат в Дане

***

Деревня Дана очень похожа на испанские деревеньки на Пути Сантьяго: в ней есть пять отелей, мечеть и школа, больше ничего нет. Подвезший нас мужик спросили сначала, забронирован ли у нас ночлег, и предложил отель своих друзей с ужином и завтраком, всего за 30 динар. Это был какой-то перебор, и посмотрев минимальную стоимость жилья на букинге в 19 динар (в этом же отеле), я сказал, что больше 20 мы все равно никому не дадим, и да, с ужином и завтраком. Мужик согласился так быстро, что стало казаться, будто и тут мы дали много.

Отель был деревенским домом, местами разваливающимся в прямом смысле (например, кровати старались это сделать). Ещё он явно построен так, чтобы защищать от жары, поэтому ночью был лютый холод, плюсующий в рейтинг самой холодной стране.

Хозяева, однако, являли приятную крайность сельского гостеприимства: они приготовили нам домашний ужин такого объема, что мы не справились, и завтрак тоже не подкачал. В качестве развлекательной программы представляли ловлю кота. Вся семья: старый дед, юная девочка, хозяин и хозяйка дома по очереди защищали дорогих гостей от посягательств кота на их еду, периодически приманивая его салфеткой, выгоняя клюкой и ползая под скамейками, где эти самые гости и сидели. Когда мы признались, что в спальне как-то холодно, нам принесли электрообогреватель (из 4 нагревателей работал 1) и ещё одеял. Так мы и спаслись.

***

Выбраться из Даны тоже оказалось небанальным делом. Например, она в 3-х километрах от трассы, и надо идти либо по бетонке обратно, либо по скальным тропками вперёд. Разумеется, мы выбрали тропки, но они оказались настолько тайными, что для их поиска мне пришлось ползти около сотни метров вверх просто по скальному выступу.

Вид на Дану сверху
Вид на Дану сверху

***

Карак - главный замок сеньоров Трансиордании. Был построен Пейеном де Мильи, также отошел Рено де Шатильону и был захвачен Саладином. Хотя поселение, в котором находится крепость, известно еще с библейских времен и даже нанесено на знаменитую мозаичную карту Палестины в Мадабе.

Я сильно сомневался, что мы сможем попасть в Карак, потому что Гугл утверждал, что в воскресенье замок закрыт. Однако один из пассажиров автобуса, на котором мы ехали, позвонил своему другу в управление музея и уверил нас, что все в порядке. Результат оказался странным: замок был открыт, а музей закрыт. “И ты, Абрам, прав, и ты, Мойша, прав”.

Карак сохранился гораздо лучше Монреаля. Остались целые галереи с боковыми комнатами, несколько этажей связанных между собой помещений, стены. В одном из нижних коридоров я процарапал на цементе монеткой Deus vult и Ave Maria. Чтобы процарапать в самом камне не было никакого инструмента, хотя он очень мягкий.

***

Перед тем, как мы пошли в Карак, погода неожиданно решила испортиться. Поднялся сильный ветер, и с юго-запада надвинулась та самая тьма, которая накрывала ненавидимый прокуратором город. Это смесь тучи, тумана и пыли. Видно вдаль в ней ничего, волосы остались словно покрытые песком, но ты ощущаешь только силу ветра. Дождя при этом нет. Очень сочувствую прокуратору. Вообще, в провинции Палестина я всегда больше всего сопереживаю римлянами.