Константин Юон (1875-1958) — российский и советский художник, чьё творчество на протяжении более пяти десятилетий охватывает множество стилистических направлений. Его работы являются уникального примером сочетания импрессионизма, реализма и лиризма. Судьба всегда благоволила ему: он прожил долгую жизнь, имел счастливый брак, был окружен любовью и никогда не знал нужды. Успех пришел к нему рано и остался верным спутником на протяжении всей жизни. Конечно, не обошлось без трудностей. Размолвка с отцом из-за женитьбы на крестьянке длилась несколько лет, а также ранняя смерть одного из сыновей оставила глубокий след в его сердце.
Константин Юон родился 12 октября 1875 года в Москве в семье со смешанными корнями: отец был швейцарско-русского происхождения и работал в страховом обществе, а мать происходила из немецкой семьи. Первые пять лет своей жизни Константин провел в уютном двухэтажном доме на 4-й Мещанской улице, окруженном садом с вязами, клумбами и скамейками. Мать Константина увлекалась искусством, что, возможно, повлияло на творческое развитие детей.
Уже в юности его талант был очевиден. В 1892 году Юон поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где учился у таких мастеров, как К. А. Савицкий, Н. А. Касаткин, А. Е. Архипов и В. А. Серов. Его работы сразу привлекли внимание на ученических выставках — публика охотно раскупала их, что позволило ему путешествовать по России и Европе.
С 1896 до конца 1900 года он жил в Париже, где работал в частных мастерских и создавал гравюры с пейзажей Камиля Писсарро и других импрессионистов, стараясь воспроизвести их в собственном стиле.
Константин Юон приобрел известность прежде всего благодаря своим пейзажам и городским видам. Как пейзажист он был популярен как среди московской, так и петербургской публики. Однако в течение своей жизни Юон также обращался к исторической живописи и портретному жанру.
Вскоре после окончания училища Юон начал преподавать и посвятил этому занятию всю свою жизнь. Среди его учеников были такие выдающиеся личности, как В. И. Мухина и скульптор-анималист В. А. Ватагин. Они высоко ценили его наставничество и вклад в их развитие.
Начав с импрессионистических пейзажей под влиянием Камиля Писсарро и Парижа, Юон в своих ранних работах нередко тяготел к стилю модерн и символизму. Это особенно заметно в его композиционных приемах и работе с формой. В акварелях 1900-1910-х годов влияние импрессионизма проявляется в изображении ночных и вечерних городских сцен, как у его учителя Коровина.
У меня был такой рабочий метод: выносить на натуру холст, а потом дома продолжать работать в ожидании нового, подходящего момента в природе. Я по часам всегда знал, в какой момент придет нужное мне солнечное освещение, и приходил за час до этого момента, а когда этот момент наступал, я клал кисть и лишь наблюдал взаимосвязь всех частей картины, ее существо.
Константин Юон
После революции Юон переключился на создание больших композиционных полотен. Исторические памятники, городские пейзажи и природа, которые раньше были центральными элементами его работ, теперь становятся фоном или местом действия. Эта смена роли привела к изменению стиля: вместо импрессионистических оттенков появились более реалистичные детали. В это время он также создал множество портретов. После революции почести сами находили его: высокие награды, звания и руководящие должности стали частью его жизни. Его картины всегда были желанны на выставках различного уровня.
Лиризм в картинах Юона усиливался благодаря его интересу к русской истории и провинциальным мотивам. Вдохновленный культурой Древней Руси, традиционными ремеслами и художественными традициями, он постепенно приблизился к стилю палехских лаков. Помимо масла и холста, Юон начал использовать темперу и картон, традиционные техники древнерусских мастеров.
К 1940-м годам Юон активно работал в стиле соцреализма. В 1951 году, в возрасте 76 лет, он вступил в КПСС. Несмотря на изменения в стиле и постоянные творческие поиски, его произведения всегда оставались графичными и декоративными, яркими и красочными, с узнаваемыми чертами импрессионизма и реализма, а также с уникальным лиризмом, присущим только ему.
Купил я у художника Константина Федоровича Юона семь эскизов к декорациям «Бориса Годунова», которые написаны нынче для Парижа, и каждый день любуюсь не налюбуюсь на них — превосходные вещи… Заплатил ему полторы тысячи рублей, а удовольствия имею на полтораста. Экая прелесть, ей-богу, — талантливый парень, черт его заласкай!
Федор Шаляпин, из письма Максиму Горькому
Юон также известен как талантливый театральный художник. В конце 1900-х — начале 1910-х годов он оформлял оперные постановки русских сезонов Сергея Дягилева в Париже. После революции он создавал декорации для спектаклей Московского Художественного театра и Малого театра. В 1945-1947 годах Юон был официальным художником Малого театра.
Художник активно участвовал в выставках Московского товарищества художников (1899, 1902), Товарищества передвижных художественных выставок (1900) и «Мира искусства» (1901, 1906). С 1903 года он был постоянным экспонентом Союза русских художников и с 1904 года входил в его Комитет. Он состоял членом многих художественных объединений, таких как Московское товарищество художников, «Мир искусства», Союз русских художников, Общество «Свободная эстетика» и Ассоциация художников революционной России (АХРР).
В советское время К. Ф. Юон занимал важные должности в художественном сообществе: он был директором Института истории и теории изобразительных искусств Академии художеств СССР (1948-1950) и первым секретарём Союза художников СССР (1956-1958). За свои заслуги он был удостоен Сталинской премии (1943) и ордена Ленина.
Константин Юон оставил значительный след в истории российского искусства не только благодаря своим картинам, но и через своих учеников. Хотя он малоизвестен широкой публике, его многогранное творчество и активное участие в культурной жизни страны делают его одной из ключевых фигур своего времени.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
• Музы и модели: таксы в искусстве
• Энди Уорхол и его кошачья колония: история любви к искусству и животным
• Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами
• Скрытые шутки в голландских произведениях искусства
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗