Волги берега скованы морозом, снегов чистейшие сугробы выше головы, а ночью город погружается во тьму, под звёздным покрывалом неба.
Вой ветра, вьюги, да зверя по лесам несётся. Несколько недель мороз стоит за минус тридцать и кажется, замёрз сам воздух.
Калязин ещё жив, но совсем немного и возведённая плотина, закроет бег волнам речным и он уйдет под воду.
Уйдет история столетий, написанная в камне.
Фрески Макарьевского монастыря г. Калязин уникальны: мы знаем дату и имена художников, видим своеобразие и необычные нюансы.
Посмотрите, первый фрагмент: всадник на вороном коне, изображён канонически, с весами в руке - он голод нёс Земле, а у всадника на коне бледном, в руках пищаль, которой никак не могло быть во времена написания "Откровений Иоанна Богослова", да и облик всадника непривычен..
В самом начале двадцатого века, необыкновенную роспись Калязинского монастыря, поразившую своим мастерством и полнотой сюжетов, увидел Николай Рерих, благодаря ему, провели её первую реставрацию.
Монастырь закрыли в 1920 году.
В нем колония для несовершеннолетних располагалась, дом отдыха Московского электрозавода, а затем, монастырь и часть города были затоплены, при возведении Угличской ГЭС.
Про Калязин можно посмотреть здесь:
Свято Троицкий Макарьев монастырь почитали на Руси.
В нём Иван Грозный, Борис Годунов и Алексей Михайлович бывали, а фрески создавали те же мастера, что расписали Кремль.
Таких мастеров, называли "первой кистью" и это была царская артель.
Зимой 1939 - 1940 г.г. в монастыре не было ни света, ни отопления, оконные проемы зияли пустотой и темью.
Луна и звёзды, лишь, заглядывали в них и любовались переливом древней позолоты, изображением невиданных цветов и ветхозаветного сюжета.
С хрупких от мороза стен, осторожно сняли фрагменты древних фресок, сделали фотографии, зарисовки, чертежи, макеты, произвели точные замеры всех строений и деталей зданий..
Периметр самых ценных фрагментов штробили, фреску заклеивали слоями марли и аккуратно отделяли от стены.
Архитектура - огромная часть быта и культуры. Искусство, где поэзия и музыка остановились в дереве и камне.
Фундамент прочный, здание надёжно и кажется, века переживет. Однако, его легче утерять, чем записанное на обычную бумагу.
Красоту строений и изображений не объяснит вам дирижёр и не сыграет гениальный пианист, артист не передаст эмоции, как при чтении стихов и строк поэмы, их нужно видеть самому, почувствовать силу места.
Многое удается сохранить в макетах, чертежах, гравюрах, фресках, что передают нам облик, более несуществующих зданий, оставшихся в истории среди преданий, летописей, фольклорных упоминаний.
Обратите внимание на фото вверху: змей - искуситель, обвивший дерево познания добра и зла, здесь изображён с человеческим лицом.
Третья фреска: дьявол искушает Каина.
Фото внизу: в центре фреска с изображением ангелов семи церквей Апокалипсиса:
Специалисты экспедиции, под руководством Павла Ивановича Юкина, сняли со стен и отправили в Москву сто двадцать шесть фрагментов древних фресок, общей площадью сто восемьдесят пять квадратных метров, а также некоторые элементы отделки.
К реставрации смогли приступить, лишь в начале 60 - х прошлого века, выполнили ее в мастерских художественно - промышленной академии имени С.Г. Строганова.
04.06.24 Anna Seton
Уважаемые читатели, Ваши просмотры важны для развития канала, комментарии и лайки приятны для автора.
Новые публикации каждые вторник и пятницу☕☕
Все публикации на канале защищены авторским правом, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ