Найти тему

Музей архитектуры. Фрески затопленного города.

Музей архитектуры им. А.В. Щусева. Экспозиция флигеля "Руина". Фото автора
Музей архитектуры им. А.В. Щусева. Экспозиция флигеля "Руина". Фото автора

Волги берега скованы морозом, снегов чистейшие сугробы выше головы, а ночью город погружается во тьму, под звёздным покрывалом неба.

Вой ветра, вьюги, да зверя по лесам несётся. Несколько недель мороз стоит за минус тридцать и кажется, замёрз сам воздух.

Калязин ещё жив, но совсем немного и возведённая плотина, закроет бег волнам речным и он уйдет под воду.

Уйдет история столетий, написанная в камне.

Москва. Государственный музей имени А.В. Щусева. Фрески 1654 г. 1. Конь Бледный и Конь Вороной. Фрагмент композиции "Снятие третьей и четвертой печатей" из цикла "Апокалипсис". Западная стена, верхний ярус. Реставрация под руководством А.С. Кузнецова. 1967 - 1969. Фото автора
Москва. Государственный музей имени А.В. Щусева. Фрески 1654 г. 1. Конь Бледный и Конь Вороной. Фрагмент композиции "Снятие третьей и четвертой печатей" из цикла "Апокалипсис". Западная стена, верхний ярус. Реставрация под руководством А.С. Кузнецова. 1967 - 1969. Фото автора

Фрески Макарьевского монастыря г. Калязин уникальны: мы знаем дату и имена художников, видим своеобразие и необычные нюансы.

Посмотрите, первый фрагмент: всадник на вороном коне, изображён канонически, с весами в руке - он голод нёс Земле, а у всадника на коне бледном, в руках пищаль, которой никак не могло быть во времена написания "Откровений Иоанна Богослова", да и облик всадника непривычен..

Поясняющая надпись к фреске N 2. Фото автора
Поясняющая надпись к фреске N 2. Фото автора

В самом начале двадцатого века, необыкновенную роспись Калязинского монастыря, поразившую своим мастерством и полнотой сюжетов, увидел Николай Рерих, благодаря ему, провели её первую реставрацию.

Монастырь закрыли в 1920 году.

В нем колония для несовершеннолетних располагалась, дом отдыха Московского электрозавода, а затем, монастырь и часть города были затоплены, при возведении Угличской ГЭС.

Рисунок калязинского Никольского собора по фотографии. Фото автора.
Рисунок калязинского Никольского собора по фотографии. Фото автора.

Про Калязин можно посмотреть здесь:

Свято Троицкий Макарьев монастырь почитали на Руси.

В нём Иван Грозный, Борис Годунов и Алексей Михайлович бывали, а фрески создавали те же мастера, что расписали Кремль.

Таких мастеров, называли "первой кистью" и это была царская артель.

Макет Троицкого собора, по состоянию 1939 года. Автор макета архитектор Иван Леонидов. Фото автора
Макет Троицкого собора, по состоянию 1939 года. Автор макета архитектор Иван Леонидов. Фото автора

Зимой 1939 - 1940 г.г. в монастыре не было ни света, ни отопления, оконные проемы зияли пустотой и темью.

Луна и звёзды, лишь, заглядывали в них и любовались переливом древней позолоты, изображением невиданных цветов и ветхозаветного сюжета.

Музей архитектуры. Фото автора
Музей архитектуры. Фото автора

С хрупких от мороза стен, осторожно сняли фрагменты древних фресок, сделали фотографии, зарисовки, чертежи, макеты, произвели точные замеры всех строений и деталей зданий..

Периметр самых ценных фрагментов штробили, фреску заклеивали слоями марли и аккуратно отделяли от стены.

Музей архитектуры. Фреска. 1654 г. Строительство Вавилонской башни. Фото автора
Музей архитектуры. Фреска. 1654 г. Строительство Вавилонской башни. Фото автора

Архитектура - огромная часть быта и культуры. Искусство, где поэзия и музыка остановились в дереве и камне.

Фундамент прочный, здание надёжно и кажется, века переживет. Однако, его легче утерять, чем записанное на обычную бумагу.

Красоту строений и изображений не объяснит вам дирижёр и не сыграет гениальный пианист, артист не передаст эмоции, как при чтении стихов и строк поэмы, их нужно видеть самому, почувствовать силу места.

Музей архитектуры. Фреска. 1654 г. Разрушение Вавилонской башни. Фото автора
Музей архитектуры. Фреска. 1654 г. Разрушение Вавилонской башни. Фото автора

Многое удается сохранить в макетах, чертежах, гравюрах, фресках, что передают нам облик, более несуществующих зданий, оставшихся в истории среди преданий, летописей, фольклорных упоминаний.

Фрески Свято Троицкого Макарьего монастыря. Фото автора
Фрески Свято Троицкого Макарьего монастыря. Фото автора

Обратите внимание на фото вверху: змей - искуситель, обвивший дерево познания добра и зла, здесь изображён с человеческим лицом.

Третья фреска: дьявол искушает Каина.

Фото внизу: в центре фреска с изображением ангелов семи церквей Апокалипсиса:

Фрески Свято Троицкого Макарьего монастыря. Фото автора
Фрески Свято Троицкого Макарьего монастыря. Фото автора

Специалисты экспедиции, под руководством Павла Ивановича Юкина, сняли со стен и отправили в Москву сто двадцать шесть фрагментов древних фресок, общей площадью сто восемьдесят пять квадратных метров, а также некоторые элементы отделки.

К реставрации смогли приступить, лишь в начале 60 - х прошлого века, выполнили ее в мастерских художественно - промышленной академии имени С.Г. Строганова.

Музей архитектуры. Фото автора
Музей архитектуры. Фото автора

04.06.24 Anna Seton

Уважаемые читатели, Ваши просмотры важны для развития канала, комментарии и лайки приятны для автора.

Новые публикации каждые вторник и пятницу☕☕

Все публикации на канале защищены авторским правом, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ