"Найти то, не знаю что..." - это я знаю где, когда в очередной раз отправляюсь на блошинку к Врангелю. Для лучшего восприятия пытаюсь хоть как-то оградиться от окружающих реалий? - Не получается. Да и вряд ли это возможно. Хотя, переосмыслить простейшую истину, стоит. То, что происходит сейчас, спустя мгновение, превратится в историю. Твоя эта история, твоего народа, а может, больше? - Разберёмся, только не мы, а те, кто спустя сотню - другую лет, будут ступать по этой самой земле и неожиданно вспомнят о нас или хотя бы о нашем времени. Если, конечно, вспомнят. Невольно задумаешься - а после нас, на самом деле, хоть что-нибудь стоящее останется? Или?..
С этими, весьма пространными мыслями вхожу в беспокойное пространство блошинки, отделившееся от существующего мира незримым экраном...
Каску время не пощадило, но то, что я ищу - налобную пластину, которая как раз опиралась на эти рожки, а на тыльной части притягивалась к каске широкой резинкой, никак не удаётся найти. Не были они популярны и у солдат Первой мировой. Пулю пластина держала, но шейные позвонки на это были неспособны. Голову попросту говоря - "сносило".
Попав на волну касок не вольно цепляю взглядом ещё две, уже Второй мировой. Касок, как всегда много и разных, но исключительно редко, практически невозможно встретить ржавую каску Советского солдата. Существует среди копарей это негласное этическое правило уважения к своим воинам.
Вот тут-то и началось самое интересное. Рядом с колышками для палаток лежал он... Это был стилет, причём старый... Пришлось достать его "из-под прилавка"
Об этих аристократических убийцах известно немало. Назначение их, как впрочем и всего оружия - убивать. В бою, во второй руке, в добавок к тяжёлому мечу, сабле, шпаге, часто находился стилет. Если позволяла дистанция, при сильном ударе растягивалось кольцо кольчуги и цель достигалась. Кроме того им можно было поразить противника в сочленение лат, доспехов, ударить снизу, под забрало. Малозаметное и страшное оружие.
В дворцовых разборках стилет так же нередко применялся. Более того, это было правило дворцового убийства. Хотя, можно было и отравить, тоже правило, но мы о своём. Название его происходит от Stilus (лат.) - острый стержень, палочка для письма. Итальянцы, конечно, спорят - Stiletto (итал.) - это наше всё. Аристократ не мог убить ножом. Шпагой, стилетом (в раннем звучании "штилет") - да. Здесь благороднейшие члены общества применяли массу изысканных ухищрений - смазывали лезвие ядами, тёртым стеклом, кровью больных животных, вытяжкой ядовитых грибов и это далеко не весь их "арсенал".
Это была эпоха приверженности трёх-четырёхгранному колющему оружию. Шпаги, штыки винтовок Мосина, Бертье - Лебеля и др. Существовали дамские стилеты, чаще всего трёхгранные (не оставляют следа и мало крови). Миниатюрные, изящные, незаметные. Легко спрятать в складку наряда и... убить незаметно. Однако этот экземпляр перед нами, здесь, на блошинке у Врангеля.
Только и это было не всё. На рукояти хорошо читалась надпись WALDSCHLOSS ZINTEN
Невольно приходит в голову не раз встречающееся едкое выражение немцев - "Иностранец из Цинтена". Кто он, этот иностранец? А история комична и проста. В начале 20-го века, из предместий, по выходным дням, в городок Zinten, с населением чуть больше 6 тыс. человек, приезжали два подмастерья. Одевались не так как жители города, разговаривали на понятном только им (выдуманном) языке, кривлялись. Горожане понимали всё, улыбались, однако, прозвали их - "Иностранцы из Цинтена" т.е. люди, которые выдают себя не за тех, кто они на самом деле.
Не менее сложно было разобраться с замком Waldschloss. Здесь всё покрыто тайной. Замок стоял глубоко в лесу, имел привилегированное положение, ограниченный доступ. Однако, поскольку был деревянный, в 1913 году, во время празднования 600-летия Цинтена сгорел. Следов от него не осталось, так как на его месте выстроили другой. Достоверно известно - уцелела земельная грамота, которая в тот момент находилась у бургомистра да кружка с синей надписью "waldschloss". Это всё, что мне удалось нарыть. Теперь получается ещё и этот стилет из исчезнувшего Лесного замка.
Давайте посмотрим на этот заострённый персонаж и представим времена, когда во время шпажного боя "через факел" (пока догорит факел), устраивался перерыв для приведения в порядок одежды, головных уборов, перьев, оборок, кружевов... После чего, сделав глоток вина, можно было продолжать убивать, умирать... Можно было легко получить смертельный укол шпагой или стилетом и расстаться с жизнью, но нельзя было потерять честь. Честь была непререкаемой ценностью, в то время как людская жизнь не стоила ничего. Да, другое было Время. Другим был мир. Жестоким, но не безнравственным.
В джазе есть термин "синкопа" - смещение ритма, чаще всего его задаёт ударник. После этого меняется всё... Полагаю в нашем путешествии по лабиринтам Времени, пришла пора это сделать. Мы всё-таки на рынке...
Друзья мои, это грелки двойного назначения. Появились они настолько давно, что точно об этом вам никто не скажет. В уютной, мирной жизни, когда приближалась ночь, в них заливалась горячая водичка, они обматывались большим полотенцем и перемещались в кроватку. На ночь хватало.
Всё изменилось с приходом Первой мировой. Грелки неумолимо начали перемещаться в окопы. В долгой окопной войне врагом был не только противник, но и холод, который так же убивал. Надо было выживать и по возможности хоть с каким-то минимальным комфортом. Когда не было воды, можно было засыпать горячий песок из под костра, сыпучий грунт. Медяшка грела солдат холодными ночами, напоминая о доме, не уставая задавать свой немой вопрос - "На черта тебе, солдат, эта война?"
Собственно говоря, публикацию уже намеревался завершать, да случай... Проезжал в пятницу мимо блошиного рынка, свободного времени было минут двадцать. Не удержался - забегу. И вот напротив остатка боковых ворот башни Врангель, где в камне высечена фраза: (перевод)
"Немцы, помните свои колонии". Так вот, напротив этой фразы в камне (к которой мы все давно привыкли), вижу выкладку, а там...
Я часто заморгал, впился в него взглядом. Неужели.., но это был нож Ферберна - Сайкса...
Сколько стоит? - Две пятьсот... Деньги, конечно, небольшие, но хорошо бы проверить клейма.
Первым изготовителем была компания Wilkinson Sword. Не спешу наделить себя функциями эксперта, наверняка масса людей знают обо всём этом гораздо больше, хотя по судя по всему, это он.
Не просто нож - стилет по форме клинка, балансировке, управляемости.
История этого холодного оружия поражает. В неспокойные 30-е годы прошлого века Ферберн служил в полицейском управлении Шанхая, где по роду службы, боролся с криминалом, изучал их методы, оружие. Среди орудовавших в те годы шанхайских банд был популярен самодельный нож из штыка отслужившей свой век винтовки Lee Metford М1888. Это был удобный, безбликовый нож со смещённым в сторону рукояти центром тяжести. Чёрный, небольшой, незаметный, но очень эффективный. Предпочтительное ношение - на голени. Каких только угрожающий имён он не носил из-за своей черноты - "Гюрза Шанхая", "Чёрная смерть", "Ночной убийца". Он действительно хорош.
Решающий момент случился в Англии, накануне Второй мировой, когда встретились бывший полицейский криминального отдела Шанхая Ферберн и человек знающий подход к оружейному лобби - Сайкс. Нож, кинжал, стилет - всё, чем наделено это холодное оружие было принято на вооружение Британской армии и увидело свет уже в 1941 году. Выпуск начался на четырёх заводах. До сего дня в конструкцию было внесено лишь несколько несущественный изменений. Он до сих пор стоит на вооружении коммандос Англии.
Однако, стоп. Синкопа. Сдвинем ритм... Подтолкнул меня к этому весьма оригинальный персонаж и то, что он неторопясь собирался сделать...
Немного теории сравнений и капельку философии. Если существование планеты Земля взять за год, то жизнь на ней продолжалась всего 3 секунды! Это столько, сколько будет гореть головка спички, которую сейчас зажжёт старец. Какова ценность каждого отведённого нам мгновения? Задумайтесь...
Такие вот необычные мысли начинают будоражить воображение от посещения обыкновенного блошиного рынка в Калининграде. Я бродил в лабиринтах времени, останавливался, спотыкался, изумлялся. Вокруг меня сновали, погружённые в свои заботы массы людей. Много необычных мыслей рождается здесь, рядом со смотрящей в воду башней Врангель, на обочине старой дороги, где рельсы вросли в камень, где Время только и ждёт, чтобы остановиться... Обычная улица, обычные люди - добрые и не очень, шумные и беззвучные. Как всё это назвать, как озаглавить? Музей, театр, шоу под крышей неба, а может, портал?.. Всё настолько обыденно, настолько необычно, что наступает момент, когда в течении монотонной повседневности удаётся разглядеть гораздо больше, чем видел.
Не случайно подданный Российской империи, немец Эммануил Кант, который за всю жизнь лишь единожды выехал из Кёнигсберга, как-то обронил: "Один в луже видит грязь, другой отразившуюся луну...".