Найти тему
Александр Дедушка

Анимационная история: св. Борис и Глеб - святость принятия смерти

Анимационная история
Анимационная история

Святые Борис и Глеб – сила непротивления

Сейчас – еще один парадокс русской духовности, абсолютно необъяснимый с точки зрения обычной житейской логики. Она выражена в простом и всем известном изречении: «дают – бери, бьют – беги». А тут не взяли, не побежали, потому были убиты, но в результате победили и стали святыми… Как такое можно объяснить? Невозможно.

978 – 1015 гг. – время правления в Киеве князя Владимира.

А по факту произошло следующее. Сразу после смерти князя Владимира на Руси грянула братоубийственная усобица, зачинщиком которой стал старший сын Владимира Святополк. Именно он и решил извести своих младших сводных братьев – Бориса и Глеба, знал же, что отец особенно благоволил к ним при жизни, более того – предлагал Борису стать после него правителем государства. Борис отказался, - отказался и после смерти Владимира, когда уже дружина предлагала идти на Киев и исполнить отцовскую волю.

Казалось бы, что надо Святополку – братья подтвердили, что не конкуренты в борьбе за власть, но мелкие души не прощают даже отказов от власти. Если им предлагалось, значит, теоретически они все-таки опасны – вот их логика.

Поэтому знайте, что если вам предлагалось чье-то место, и вы от него отказались, но об этом узнал тот, чье место вам предлагалось – вы автоматически попадаете в его «черный список». Даже если это ваш ближайший друг и самый задушевный начальник. Что они будут делать с этим «черным списком» - это уже другой вопрос. Если они благородные люди – то ничего. Но «черный список» все равно останется. Так действует элементарная логика самосохранения у тех людей, у которых в душе кроме нее больше ничего нет.

По такой же логике в свое время действовал и небезызвестный Ирод, решивший извести Христа только за пророчество о Его воцарении и не пощадивший ради этого тысячи вифлеемских младенцев. В нашем случае, тоже без них не обошлось, ибо Глеб был по современным меркам еще подростком.

Итак, Святополк подсылает убийц к своим братьям. И те, извещенные добрыми людьми, даже не защищаются, даже не убегают, они… Что бы вы думали? Они – молятся. Молятся, как Христос молился за своих убийц, прибивавших Его ко кресту. Абсурд, сумасшествие!.. С точки зрения обычной жизненной логики – да.

Но в том то и дело, что здесь вступила в силу логика небесная. А по ней зло злом искоренить невозможно. Можно только защититься от него, можно даже победить, но не уничтожить, но не убить. Чтобы зло исчезло, чтобы оно «аннигилировалось», оно должно встретиться со своей противоположностью, как аннигилируют элементарные частицы. К примеру, электрон и его античастица – позитрон. А вместо них – только колоссальная вспышка энергии.

Так и здесь, чтобы зло аннигилировалось, оно должно было встретиться со своей «античастицей» - противоположным добром. Самое жестокое насилие, задуманное Святополком, встретилось с абсолютным непротивлением этому насилию, и было уничтожено в этой встрече. Да-да – аннигилировалось с выделением колоссальной энергии, такой, что даже изувеченные тела братьев, брошенные на съедение зверям, остались нетленными.

Эта энергия была такой силы, что она перешла и в народную память, и в историческое бытие, да еще навеки дискредитировала (по-другому – прокляла, сделала «токсичным») имя Святополк, навеки пришпилив к нему эпитет «окаянный», а братьев прославив в образе первых русских святых (по очередности официальной канонизации).

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь