В последние годы мы наблюдаем возрождение неоязыческой пропаганды против христианства. В этой полемике высмеивается исторический прогресс Церкви, она предстает как орган варварства. Христианство обвиняется в насильственном уничтожении древнегреческой культуры. Еще одно обвинение - в том, что оно является продолжением иудаизма и, как таковое, привнесло в религиозную жизнь греков чуждые элементы.
Наше приложение:
Что касается первого из этих обвинений, то отметим вкратце, что отцы Церкви не только выступали против исчезновения древнегреческой культуры, но и активно работали над спасением множества древнегреческих текстов, которые иначе были бы утрачены (например, Василий Великий, Григорий Богослов, Фотий Великий и др.). Что касается древнегреческого языка, то не стоит забывать, что единственным его публичным использованием на протяжении многих веков было богослужение в Церкви. А если учесть мрачные годы турецкой оккупации, то какая судьба ждала бы греческий язык, если бы он не был языком Церкви? Скорее всего, он бы исчез.
Что касается второго обвинения, то можно обсудить вопрос о связи Ветхого Завета с древнегреческой культурой. Но сначала сделаем небольшое отступление. Помимо контекста упомянутых обвинений, в последние годы мы наблюдаем еще одну коварную тенденцию. Речь идет об отрицании и нападках на Ветхий Завет не только в том, что касается его отношения к древнегреческой культуре, но и в той мере, в какой он связан с Церковью. Это возрождение гностических взглядов, которые давно отвергнуты. Господь наш Иисус Христос читал пророков, то есть Ветхий Завет. Нельзя прочесть и двух стихов Посланий святого Павла, чтобы не встретить ссылок на спасительные события Божьего завета с Авраамом, Исход и традицию Закона. Новый Завет немыслим без Ветхого. Если вы отвергаете Ветхий Завет, вы отвергаете святого Павла и отвергаете Самого Христа.
Что касается связи Ветхого Завета с древнегреческой культурой, то следует иметь в виду, что исторические события Писания касаются не только еврейского народа, но и первого этапа плана Божественной диспенсации для всего мира.
Еще со времен написания древнейших книг Ветхого Завета исторически достоверно известно о культурном взаимодействии евреев и греков. В эпоху эллинизма это сосуществование было органичным. Греческий язык был повседневным языком во всей Палестине. Более чем одна из поздних книг Ветхого Завета изначально была написана на греческом языке. Греческий стиль в этих книгах прослеживается в полной мере. Если вы читаете книгу Иова, то словно попадаете в атмосферу древнегреческой трагедии. А перевод Септуагинты (70), по сути, эллинизировал весь ветхозаветный канон. Это сближение иудаизма и эллинизма наиболее ярко проявилось в городе Александрии. Мудрые евреи Александрии пользовались только греческим языком, культивировали только греческий дух и греческую философию. Что касается взаимоотношений между Новым Заветом и древнегреческой культурой, то здесь происходило постоянное взаимопроникновение, причем настолько, что их общие черты невозможно разделить. Можно сказать, что из этого взаимодействия в далекие времена греки многое почерпнули. Самое главное, что, дав философию и науку, они извлекли пользу из той глубокой религиозности, которой на протяжении веков был пропитан еврейский народ. Для евреев нет ни одного действия, индивидуального или общественного, которое не было бы обращено к Богу. Например, пост - это практика поклонения, которая должна соблюдаться всем народом, как акт прославления Бога, а не как индивидуальный подвиг. Печально, что верующие христиане сегодня читают Ветхий Завет крайне редко. Мы помним, как некоторое время назад старые священники часто начинали свою проповедь с упоминания ветхозаветных событий, а молодые этого не делают.
Сейчас, когда в нашей жизни царит всеобщее смятение, некоторые самозваные подлинные греки, руководствуясь неоязыческими идеями, предлагают убрать из веры греков иудейские элементы. Мы считаем такие взгляды резкими, антихристианскими и явно необоснованными, учитывая сказанное выше. В любом случае, богословие как встреча с Богом не является вопросом нации или расы. Синоды Церкви давно осудили этнофилетизм.
В заключение следует отметить, что Ветхий Завет и древнегреческая культура - это два столпа, на которых покоится христианство и Церковь. Так называемый конфликт между древней Грецией и христианством - не более чем выдумка и измышление, призванное увести народ Церкви от истинного благочестия. Знакомство с богатствами Писания, истории и традиции - необходимое условие жизни во Христе, духовный щит для каждого члена Церкви и всего ее тела.