Найти тему

Дух вожделения

Вторая борьба, которую нам приходится вести, - это борьба с духом похоти и телесных желаний, который начинает довлеть над человеком уже в раннем возрасте. Это большая и трудная борьба, которая ведется на два фронта. Потому что если другие недостатки борются в душе, то война плоти ведется и в душе, и в теле. Поэтому нам приходится вести двойную борьбу. Телесный пост недостаточен для обретения совершенной сдержанности и истинной чистоты, если за ним не следует сокрушенное сердце, усиленная молитва к Богу, постоянное изучение Писания, труд, дела рук своих - все то, что способно отразить необузданные порывы души и отвратить ее от развратных фантазий. Но самая большая помощь - это смирение души, без которого никто не может победить ни похоть, ни какую-либо другую страсть. Итак, прежде всего мы должны оградить свое сердце от нечистых помыслов. Ведь, как говорит Господь, именно из сердца исходят злые помыслы об убийстве, прелюбодеянии, блуде и т.д.

Наше приложение:

‎Православие - Ваша Азбука Души

Пост установлен не только для дисциплинирования тела, но и для внимания и трезвости ума, чтобы он не омрачился от чревоугодия и не стал не в силах контролировать свои мысли. Поэтому не следует сосредотачивать все свое внимание на телесном посте, но необходимо также следить за своими мыслями и заниматься духовной учебой, без которой невозможно подняться на вершины истинной чистоты и безупречности. Поэтому, в соответствии с заповедью Господа, мы должны сначала очистить внутреннюю поверхность чашки или тарелки, чтобы потом очистить и внешнюю.

Именно поэтому, если мы имеем в себе волю к честной борьбе и к венцу, то при победе над нечистым духом блуда мы не должны надеяться на свои силы и подвижничество, а только на помощь Господа и Бога нашего. Потому что мы никогда не избавимся от нападок этого духа, пока не поверим, что исцелиться от этой болезни и вознестись на вершину чистоты можно не своими силами и усилиями, а только с Божьей помощью. А это уже вопрос вне природы. В каком-то смысле люди, усмирившие мятеж плоти и ее удовольствий, вышли за пределы тела. Вот почему нам невозможно (если можно так выразиться) на собственных крыльях взлететь к высотам и небесной награде чистоты и подражать ангелам, если только благодать Божия не поднимет нас от земли и грязи. Потому что нет другой добродетели, которая делала бы нас, с нашей плотью, похожими на [бестелесных] ангелов, чем зрелая сдержанность. По словам святого Павла, те, кто обладает этой добродетелью, живут в небесном состоянии, даже находясь на земле.

Признаком того, что мы приобрели эту добродетель, является то, что во сне нас не беспокоят никакие нечистые фантазии. Это не считается грехом, но свидетельствует о том, что душа больна и не освободилась от страстей плоти. Поэтому, если нас беспокоят нечистые мысли во сне, мы должны понимать, что это результат нашей прежней неуправляемости и нашей болезни, так как болезнь, скрытая в глубинах нашей души, проявляется в сновидениях, которые мы видим во сне. Вот почему Врач наших душ дал нам лекарство от сокровенного: если мужчина с вожделением смотрит на женщину, то в сердце своем он уже прелюбодействует. Он лечит не любопытные и похотливые глаза, а душу, которая живет в нас и злоупотребляет глазами, данными нам Богом для нашего же блага. Поэтому в Притчах говорится не о том, что надо беречь глаза, а о том, что надо беречь сердце. Другими словами, Господь поместил лекарство (бдительность) в сердце, которое управляет глазами по своему усмотрению.

Так пусть же это будет гарнизоном и защитником нашего сердца: когда мы думаем о женщине с желанием, возникшим от лукавства диавола, кто бы она ни была, изгоним ее из своего сердца, если диавол заставит нас скатиться к пропасти отвратительных и вредных мыслей. Но заповедь, данная Богом Адаму и Еве, состояла в том, чтобы они сокрушили голову змея, то есть автора вредных мыслей, через которые он надеется проскользнуть в нашу душу. В противном случае, если мы примем голову, которая является началом этих мыслей, то примем и остальное тело змея, которое является нашей капитуляцией перед удовольствиями, и это увлечет наш разум к безнравственным поступкам. Но Писание говорит нам, что каждое утро мы должны уничтожать всех грешников на земле, а это значит, что при свете знания мы должны различать свои греховные мысли и уничтожать их с земли, которая есть наше сердце, по учению Господа. И пока дети Вавилона, то есть злые мысли, еще в младенчестве, бросим их на землю и будем бить о камень (камень - это Христос).

Потому что если эти младенческие помыслы вырастут и станут взрослыми по нашему собственному попустительству, то их не удастся победить, разве что с большим трудом и усилиями. После того, что мы сказали из Священного Писания, хорошо бы вспомнить и слова святых отцов. Святитель Василий Великий, епископ Кесарии Каппадокийской, говорил: Я никогда не знал женщины и не девственник. Он прекрасно понимал, что дар девства - это не просто воздержание от близости с женщиной, а достигается освящением души и чистотой, которую мы приобретаем через страх Божий. Отцы также говорят, что мы не можем приобрести добродетель чистоты в совершенстве, если прежде не достигнем истинного смирения в сердце. Мы также не можем быть признаны достойными обретения истинного богопознания, если в потаенных глубинах нашей души укоренилась страсть похоти.

О том, насколько великим достижением является целомудрие, мы покажем на примере одной фразы святого апостола Павла, а затем сделаем вывод. Стремитесь к миру со всеми и к святости, без которой никто не увидит Господа [Евр. 12, 14]. Когда он говорит о вопросе, который мы здесь рассматриваем, он сразу же после этого заявляет: Чтобы не было блудника, или сквернослова, как Исав, который продал первородство свое за одно кушанье [Евр. 12, 16]. Таким образом, чем более небесным и ангельским является обретение святости, тем больше оно подвергается нападкам со стороны вражеских демонов с их коварством и лукавством. Вот почему мы должны иметь не только постоянство, но и раскаяние, и усиленные молитвы, и воздыхания, чтобы росой Святого Духа угасить горнило нашей плоти, которое вавилонский царь разжигает каждый день, возбуждая наши желания.

Кроме того, величайшим оружием в этой войне является бодрствование с Богом. Потому что, как внимательность и защита днем подготавливает нашу святость ночью, так и ночное бдение с Богом подготавливает и дает возможность душе быть чистой днем.