Найти в Дзене
Cat_Cat

Минутка человека в большом футляре

Не так давно у меня была запись про физика Генри Кавендиша, человека нелюдимого и замкнутого до такой степени, что его именем можно было бы называть единицу интровертности. Трудно поверить, что найдется кто-нибудь, превосходящий Кавендиша в этом отношении.

Однако такой человек нашелся. И представьте себе, он тоже Кавендиш, точнее Кавендиш-Скотт-Бентинк, 5-ый герцог Портлендский. Первый герцог Портлендский был еще просто Бентинком, но далее его потомки женились на женщинах с фамилиями Скотт и Кавендиш и добились объединения их фамилий со своей.

Ничто не предвещало чудачеств в характере Уильяма Кавендиша-Скотта-Бентинка, второго сына 4-го герцога Портлендского. Он служил в гвардии и заседал в парламенте, как многие люди его круга. В 1854 году он унаследовал от своего отца титул и земли. Где-то тут его, видимо, и накрыло. В принадлежащем ему поместье Уэлбек-эбби Кавендиш развернул масштабное строительство разнообразных сооружений. Там были сады, конюшни, манеж для верховой езды, а также многочисленные залы и коридоры, поражающие воображение окрестной публики. Не столько тем, что на них уходила прорва денег и материалов, сколько тем, что большинство из них располагались под землёй. Герцог Портлендский строил лабиринт в духе дворцов критско-минойской цивилизации, а Минотавром в этом лабиринте был он сам.

На строительные работы собрали множество человек с округи и они трудились за довольно щедрую оплату в пятнадцать шиллингов в неделю. Но на условии, что с ним не будут разговаривать и даже приветствовать его. Арендаторы поместий должны были, встретив герцога, проходить мимо него как мимо какого-то предмета мебели. Инструкции выдавались в письменном виде. И вообще после окончания строительства очень малая часть всех помещений действительно использовались по назначению. Герцог мог пройти по своим туннелям в любое место поместья. Должно быть, это доставляло ему некое удовольствие.

-2

Соседи терялись в догадках, что творится с Кавендиш-Бентинком, который вообще перестал показываться им на глаза. Говорили что он обезображен и прячет свое лицо, говорили что он совершил преступление и теперь скрывается, что он устраивает там под землёй дикие оргии (а соседей не приглашает). Свидетельств всему этому нет. Герцог вел довольно обширную переписку. В случае, если ему надо было отлучиться из поместья, он приказывал снарядить карету со спущенными занавесками. Кучер ставил экипаж в укромное место рядом с выходом одного из тоннелей и отлучался на полчаса. В это время герцог выходил из тоннеля и прятался в карете и сидел там как мышь. Кучер, воротившись, отправлялся в путь, не зная точно, находится ли его хозяин в карете или нет. Проверить это можно было только если экипаж поминутно останавливался, тогда пассажир мог выйти из себя и закричать "Какого черта!"

-3

В возрасте восьмидесяти лет Уильям Кавендиш-Скотт-Бентинк, что называется, сыграл в ящик. Слуги нашли нетронутым пудинг на тарелке, а когда появился запах разложения, рискнули пойти проверить и нашли тело герцога. Его захоронили по разработанному им самим церемониалу в закрытом гробу (кто бы сомневался). Его подземные угодья, никем не посещаемые и не обслуживаемые, в конце концов затопило. Но это ещё не конец истории.

В 1897 году, через восемь лет после смерти герцога в суд обратилась некая вдова по имени Анна Мария Дрюс. Она утверждала интересную вещь: Кавендиш на самом деле вел двойную жизнь и играл роль городского обойщика по имени Томас Дрюс, который, собственно, приходился ей, Анне Марии, тестем. Звучит бредово, но вы слушайте дальше. Герцогу надоело быть обойщиком и он инсценировал смерть Дрюса в 1864 году и вернулся в Уэлбек-эбби.

В то время смерть в Британии фиксировали ещё без всяких документов. То, что Томас Дрюс действительно умер, засвидетельствовал его старший сын Герберт, а Анна Мария была женой младшего сына Уолтера. Она явно страдала от какого-то нервного расстройства, поскольку лечилась в психиатрической клинике. (Возможно, у герцога Портлендского тоже были проблемы по части аутизма). По предложению вдовы выходило, что гроб Томаса Дрюса надо вскрыть, и если тела там не обнаружится, то ее муж является наследником состояния герцога.

Эээээ, сказали юристы, разбиравшие это дело, а что насчёт этого думает мистер Герберт Дрюс, наследник покойного? Мистер Герберт Дрюс на эксгумацию отца не соглашался в принципе. У Анны Марии нашлись какие-то свидетели, которые вроде бы видели покойного обойщика через несколько лет после смерти. Но дело все равно представлялось безнадежным. Вдова в итоге проиграла тяжбу, окончательно тронулась рассудком и снова попала в клинику - теперь уже навсегда. Но внезапно и это не конец истории. Обнаружился ещё один наследник, кто бы мог подумать!

Из Австралии приехал некто Джордж Дрюс, внук Томаса Дрюса от его первого брака, который узнал о процессе из газет. Он оказался куда более настырным и упёртым истцом, чем несчастная сумасшедшая вдова. Джордж Дрюс для ведения процесса основал акционерное общество, куда привлек вкладчиков, обещанием хороших дивидендов в случае выигрыша дела. Он интриговал, печатал памфлеты и довел дело до того, что Герберт Дрюс плюнул на все и сказал: вскрывайте!.

Гроб с Хайгейтского кладбища при свидетелях извлекли и вскрыли. И что бы вы думали? В гробу лежали неплохо сохранившиеся останки того, кто при жизни был Томасом Дрюсом, обойщиком. Кстати , они с герцогом были действительно очень похожи. Джордж Дрюс быстро оценил ситуацию и уехал на пароходе обратно в Австралию, фирма, созданная им разорилась и вкладчики потеряли все вложенные в нее деньги.

И вот здесь уже точно конец истории.

Автор: Михаил Рыжок