Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что товарооборот между Россией и странами африканского континента увеличился за прошлый год на 30% и составил около 25 млрд долларов. Много или это мало, и какие есть тенденции — давайте разберёмся.
Безусловно, положительная динамика торговли не может не радовать. По этому направлению продажи российских товаров за год практически удвоились. Ещё в 2022 году США увещевали Африку не покупать у России ничего, кроме продукции сельского хозяйства и удобрений. Но, конечно, ассортимент у нас значительно больше, он включает продукцию нефтехимической промышленности, оборудование и многое другое.
Для России, которая ставит задачу масштабировать собственное производство промышленных товаров, важны рынки сбыта. В Африке численность населения к концу года преодолеет отметку в 1,5 млрд человек. Нашими основными торговыми партнёрами выступают Египет, на который приходится почти треть всего экспорта. Ещё треть — это поставки в Алжир, Сенегал и Марокко.
Российско-африканским торговым отношениям есть куда расти: ведь доля континента в нашем экспорте составляет всего лишь 5%. Если у нас сейчас есть цифра в 25 млрд долларов товарооборота, то у КНР с Африкой этот торговый показатель на порядок больше — 254 млрд долларов. Причём Пекин продаёт чуть больше, чем закупает, то есть рассматривает Африку как привлекательный рынок сбыта своих товаров.
О том, что КНР прочно кооперируется в экономическом плане с Африкой, известно всем. Более чем 3,5 тыс. китайских компаний инвестировали в континент. Пекин в предыдущие десятилетия давал кредитные средства странам Африки, которые частично направлялись на развитие инфраструктуры, в том числе, для развития логистических возможностей торговли (дороги, мосты, порты).
Также средства направлялись на закупку китайских товаров. Развитие было и в сфере промышленности, и в настоящее время китайские компании в Африке дают 12% промышленного выпуска на континенте.
Буквально последние два годы объём накопленных долгов по кредитам африканских стран перед КНР привёл к сокращению инвестиций со стороны Китая: Пекин хочет прежде увидеть возврат выданных заёмных средств.
Но Африка не хочет сбавлять темп своего развития, и поэтому заинтересована в иностранных инвестициях. Это означает, что сейчас для России есть удачное окно возможностей, чтобы расширить экономическое влияние на континенте. Кстати, если рассматривать российский товарооборот с африканскими странами с тем, что есть у США (64 млрд долларов), то хотя мы отстаём, но не так существенно, как от показателя КНР.
Несмотря на вложения КНР в развитие логистической инфраструктуры, африканский экспорт пока что составляет лишь 3% от мирового. Очевидно, что этих инвестиций оказалось недостаточно. Проще говоря: у Африки есть много того, что России было бы интересно купить, но нужно выстраивать соответствующую инфраструктуру. Подобные долгосрочные инвестиции будут выгодны для обеих сторон.