Не менее чем раз в день я читаю возмущённые комментарии некоторых читателей о том, что раз мы в 1945 году одержали победу над фашизмом, то всё остальное не важно. Дескать зачем что-то изучать, во что-то вникать? Ведь самое главное — Победа, а уж как она нам досталась, так и досталась. Да и как можно вообще говорить о каких-то преимуществах немецкой армии, если она была разгромлена на полях сражений и капитулировала. Надеюсь, понятно, о чём я веду речь.
Поскольку, наверняка, люди с подобным мнением и сейчас читают эти строки, то обращусь напрямую.
Вы, когда что-то покупаете, вас цена не интересует?
Давайте такую картину представим. Вы дарите супруге супершикарный подарок, который, конечно, должен её обрадовать. Но, купили вы этот подарок у жуликов, которые развели вас по полной, заставив заплатить за и так дорогую вещь, в десять раз дороже её реальной стоимости. В результате вы истратили все деньги в доме, да ещё и в долги влезли, или, не дай бог, кредит взяли. Как вы думаете, ваша супруга будет на седьмом небе от счастья после такого подарка?
А ведь всего лишь деньги, хоть и важная, но не главная составляющая нашей жизни.
Война — это такая штука, на которой люди за всё платят своими жизнями. К сожалению, войны без жертв не бывает. И, как не крути, но именно количеством пролитой крови любая война и оценивается, это самый важный результат. Вторая Мировая война коснулась всех, нет ни одной семьи, где кто-то не вернулся с фронта. Самые «везучие» вернулись инвалидами.
Конечно, можно было бы не углубляться в историю войны, не докапываться до всех деталей, до подоплёки всех событий, но… Но, если бы в июне 1941 года Красная Армия, как в кинофильмах того времени, разгромили Вермахт в приграничных боях, а затем пошла освобождать Европу, подняла Красное знамя над Рейхстагом, дошла до Парижа и Рима. В результате, бо́льшая часть Европы оказалась бы оккупирована Советским Союзом, разместили бы там наши военные базы, поставили у власти дружественные правительства. Жизнь бы, несомненно, стала мирная и спокойная, поскольку противостоять было не с кем в Европе, да и всём прочем мире. Власть большевиков, конечно, в любом случае рухнула через какое-то время, в силу нежизнеспособности, но всяко такой расклад был бы для нас лучше. Правильно?
Как мы знаем, почему-то ничего этого не случилось. Почему-то Красная Армия вдруг не стала одерживать одну победу за другой, а оказалась в «котлах», давших чуть не миллион пленных в первые месяцы, те, кто избежали окружения — отступали, а то и бежали. А почему? Ведь РККА была намного больше Вермахта и по численности, и по количеству дивизий, имела в пять раз больше танков и в четыре раза больше самолётов. Вроде и вооружена была хорошо. Уж наши «сорокопятки» были точно не хуже немецких, потому что именно немецкие инженеры нам её разрабатывали и внедряли в производство. И отличные зенитные пушки были, тоже немецкими инженерами созданные, и 122-мм гаубицы. А что не немцы, то шведские или чешские инженеры создали. И притом мы и сами немало хорошего вооружения создали. Почему же Красная Армия отступала аж до Москвы? Почему всего лишь за два с небольшим месяца немцы дошли до Ленинграда? Да, к концу 1941 года Вермахт выдохся, понёс критические потери в живой силе и технике.
Но ведь в 1942 года немцы снова наступали и дошли до Волги и Кавказа. Так далеко дошли, что на Кавказе оказались неспособны снабжать армию полноценно. Да, их опять разгромили, а когда они пытались снова наступать под Курском уже в 1943 году, их снова разгромили.
А теперь самое время поговорить о цене. Или кто-то по-людоедски продолжает считать, что неважно сколько людей положили, главное результат?
Не случайно ни в одном советском историческом труде вы не найдёте сравнение людских потерь. Как в целом, так и по отдельным операциям. Это же не по забывчивости, это потому, что такие данные озвучивать боялись.
Давайте просто сравним два взгляда на одну ситуацию. Чтобы не брать что-то абстрактное, возьмём конкретную операцию. Например, Гомельско-Речитская наступательную, что проходила в ноябре 1943 года. Если отбросить «ненужные» подробности, то наши войска в ходе наступления, освободили города Гомель и Речица, освободили ещё много более мелких населённых пунктов, вышли на подступы к Жлобину, Мозырю, Паричи.
Вроде полная победа, как и следует быть для второй половины 1943 года.
А теперь давайте более подробно посмотрим на эту операцию. Соотношение сил к началу нашего наступление — примерно в 2-3 раза в нашу пользу. Цель наступления — Бобруйск и далее на Минск. В результате, поставленные цели не достигнуты, Гомель освобождён, который начали штурмовать ещё в октябре. Наши потери в ходе операции — 110 615 человек, у немцев потери — 10 518 (хотя, скорее всего, на 5-7% больше).
Разница ощущается? И это, к сожалению, вполне типичная картина — у нас сил вдвое-втрое больше, а потери в результате наши превышают потери противника, хорошо если вдвое, а могут быть в десять раз больше.
Ладно, каждую операцию изучать — не всем интересно и под силу. Но давайте посмотрим на самые страшные цифры. С 22 июня 1941 года по 1 января 1945 года наша армия понесла боевые безвозвратные потери свыше 10 миллионов человек. А Вермахта за тот же период на Восточном фронте потерял немногим менее 4 миллионов. Это цифры официальные и всеми признанные. Хоть по ним и спорят, но только в плане уточнения, порядок уже другим не будет точно. Вот такой вот результат победы на Вермахтом.
Кто-то считает, что этого нам знать не нужно?
Кто-то уже готовится писать злобный комментарий, спеша обвинить автора в стремлении переписать итоги войны. Не спешите показывать свою глупость. Итоги войны переписать нельзя, так же, как отменить закон всемирного тяготения — даже если отменить, то падать будет одинаково больно.
А вот знать её цену, а ещё и понять все ошибки — нужно обязательно. Если кому-то непонятно, зачем знать, то поясняю. Ошибки надо знать, чтобы постараться их не повторять. Чтобы следующую войну выиграть с меньшими потерями. Или кто-то не согласен? Для тех, кто придерживается известной позиции — русские бабы людей ещё нарожают, стоит отправится прямо сейчас на передовую и там подтвердить свою позицию.
И вот если мы всё это знаем, то должен встать и естественный вопрос — почему? В чём были преимущества Вермахта, какие ошибки допускало командование Красной Армии, что позволяло германским войскам добиваться таких результатов. Говорить о конкретных преимуществах Вермахта я тут, понятно, не стану, это требует отдельных серьёзных разговоров по разным направлениям.
Поскольку всё, что хотел сказать, я уже выше изложил и пора заканчивать, то я как раз и дам ссылку на одну из своих статей по этой теме.