«Дюна» Фрэнка Герберта - культовая сага, вдохновившая многие не менее культовые вселенные. "Следы" Дюны и истории дома Атрейдесов можно найти и в «Звездных войнах» Лукаса, и в «Матрице» Вачовски, и в «Метабаронах» Ходоровски, и много где еще. На мире Герберта выросло не одно поколение ценителей фантастики, а сейчас, благодаря фильмам Вильнёва, идет новая волна интереса к этому циклу книг. Я не исключение - тоже обратилась ко вселенной Дюны после просмотра недавнего одноименного фильма. На сегодняшний день мной прочитано три первых книги - «Дюна», «Мессия Дюны» и «Дети Дюны». Делюсь впечатлениями ниже.
Думаю, нет никакого смысла подробно пересказывать сюжет. Далекое будущее, космос, уникальная планета, за ресурс которой готова бороться вся Вселенная, великие дома, враждующие друг с другом, жестокий император-автократ, политические интриги, война, разные народы (расы) и менталитеты, их столкновение и, конечно, личная вендетта - и любовь, и переворот, и власть, и то, к чему она приводит. Вот, вкратце, то, с чем мы имеем дело в истории Дюны.
Мое знакомство с этим миром началось после просмотра фильма Дени Вильнёва, от которого я долго уворачивалась по двум причинам: меня предупреждали, что без книг может быть не очень понятно/плосковато/не впечатлить - раз; было подозрение, что после просмотра я нырну в книги, а их аж шесть, и каждая объемная - два. Второе пугало больше, чем первое: после «Тёмной Башни» Кинга я опасаюсь циклов-долгостроев, особенно тех, которые очень хорошо начинаются, но заканчиваются, скажем так, иначе. Но от судьбы не уйдешь - и вот, мы здесь.
"ОСТОРОЖНО, ДАЛЕЕ В ТЕКСТЕ ПРИСУТСТВУЮТ СПОЙЛЕРЫ!
Что ж, первую «Дюну» я прочитала запоем, или, если угодно, залпом - в электронном виде, примерно за полтора дня (почти бессонная ночь туда включена). Не могла оторваться, с каждой строкой "видеоклип" Вильнёва расцветал для меня новыми красками, становился объемным. Я улетела в мир, сопереживала героям. Оценила по достоинству Джессику - в отличие от фильма, в книге это очень сильный во всех отношениях персонаж. Очень впечатлили Харконнены, причем и барон, и Фейд-Раута. Весьма обрадовалась, что Лайет-Кайнс в оригинале не афроженщина, а очень интересный, ключевой важности персонаж мужского пола, вдобавок имеющий непосредственное отношение к Чани. Да и Чани в оригинале хороша, чудо как хороша, такая настоящая женщина мужчины-лидера, мужчины, которому суждено стать и мессией, и императором, и пророком, и... впрочем, об этом позже.
Первая книга очень хороша во всех отношениях. Это история низложения и восхождения, предательства и мести, история пути и освоения другого мира, сурового, законы которого непросто понять, принять и соблюдать. История эта очень динамична, захватывает так, что не оторваться, пока не дочитаешь. Меня особенно зацепила религиозная, идеологическая составляющая, она оказалась мне крайне близкой в силу субъективных причин и моих собственных представлений о картине мироздания. По сути своей, «Дюна» - удивительно мусульманская книга, причем вот этого я от западного фантаста Герберта вообще не ожидала, читала и поражалась - и восхищалась. Но это был не единственный сюрприз, который ждал меня на страницах «Дюны»: добравшись до самых последних слов романа, тех самых, которые Джессика сказала Чани, я вдруг поняла, что знаю эти слова с детства, и они крепко отпечатались в моем (под)сознании:
Джессика горько усмехнулась.
– Подумай, Чани, у принцессы будет громкое имя, но жить ей суждено будет хуже наложницы… Подумай, ни мгновения ласки… А нас, Чани, нас, наложниц… история назовет женами.
(с)
Читаю эти слова, и, как говорится, искра-буря-безумие-картинки воспоминаний перед глазами: История назовет нас женами. Синие глаза. Пески. Война. Победа. Красивая отвергнутая принцесса. Ну конечно...
Это был сериал «Дюна», который мы с папой в моем раннем отрочестве смотрели по ТВ. Символично, что кроме этих последних слов и, кажется, разочарования, что главный герой отверг красивую принцессу, мне ничего не запомнилось в те годы - ну, девочки такие девочки.
Так или иначе, если начало саги Герберта мне было знакомым, хоть я того и не помнила, дальше следовал чистый лист, и я взялась за «Мессию Дюны», уже в формате аудио, в озвучке Чонишвили. Причины перехода на этот формат простые: время. В силу рода моей деятельности читать книги для себя в бумаге и электронке, в основном, некогда, а аудио хорошо идет в дороге и под тренировки. Выбор оказался правильным: вторая книга сильно отличается от первой, это уже такая "Игра Престолов в космосе", там очень много политики и философии. Финал «Дюны» - это триумф Пола-Муад'диба, а в «Мессии» мы видим, куда спустя 12 лет этот триумф привел... и куда еще приведет.
Истребление населения целых планет. Кровавая священная война. Изменение положения фрименов и, как следствие, начало их раскола, разложения, упадка. Выбор и его последствия. Неизбежные и роковые ошибки, последствия которых практически необратимы - и неизбежны. Борьба за власть продолжается, потому что власть оказалась в кризисе, в кризисе ресурсов и престолонаследия.
«Мессия Дюны» мне тоже понравилась. Но уже меньше, чем первая. Несмотря на то, что лично мне очень интересны политические игры, которые там явлены во всей красе, очень интересен вектор "куда приводят мечты", который тоже показан во всей полноте, было чувство, что вторая книга существенно проседает в динамике. Многие размышления героев, их выводы, решения, терзания и сомнения как будто слишком сильно жуются. Но мощный финал это с лихвой компенсирует.
Дети-близнецы, которых Пол не ждал - предвидение не помогло, то, что наследник будет не один, оказалось ошеломляющим сюрпризом. Неизбежная смерть Чани после их рождения. Слепой Мессия, который продолжал Видеть - но перестал, как только на свет появились Лето и Кханима, неизбежный уход по-фрименски, Алия, принимающая власть... Так и хочется передать привет и "Звездным войнам", и "Матрице", и "Судье Дредду" (с аналогичным уходом в "отставку"), и многим, многим другим кино- и книжным сагам. Сразу после того, как дочитала «Мессию Дюны», пересмотрела "Матрицу" - и некоторые сцены один в один, и ослепление Нео, и, конечно, образ Тринити явно вырос из Чани во многом, и тут ни в коем случае никого не хочется обвинять в плагиате, это скорее вдохновленное заимствование. Финал второй книги таков, что не броситься читать после этого третью невозможно. Хочется знать, что дальше. Что дальше с этими детьми и особенно с Алией, поскольку некие тревожные звоночки уже дают о себе знать, семена будущего конфликта.
«Детей Дюны» я тоже слушала в формате аудио, в озвучке Чонишвили. Когда приступала к этой книге, было много опасений. Уже знакомые с миром Герберта люди делятся на разные категории. Все единогласно хвалят первую, исходную «Дюну», а дальше мнения слишком отличаются. Кто-то считает, что после «Мессии» двигаться дальше смысла нет, раз уже не про Пола фактически, другие говорят, что «Детей» еще можно, а дальше хватит краткого содержания, третьи настаивают на четырех из шести, потому что там завершается история дома Атрейдесов... В общем, выхода не было кроме как составить собственное мнение. И я могу сказать, что «Дети Дюны» понравились мне больше «Мессии».
В этой части опять прошли годы, мы скакнули вперед. Главные герои - наследники Пола и его сестра Алия, которая окончательно скатывается в Мерзость и попадает под влияние своего коварного деда, барона Харконнена. По моим ощущениям, с домом Харконненов в первой части разобрались слишком быстро, во второй о них даже не вспоминали, и мне как будто их не хватило. Что же, «Дети Дюны» компенсируют эту нехватку с лихвой. Барон Владимир, даже в виде голоса в голове Алии, очень силен, очень впечатляет.
Вспомнили не только о Харконнене - но и о наследниках императора Шаддама. Ирулан же не единственная его дочь. Появляется новый персонаж, принц Фарад'н, и мне он очень понравился, он и его развитие.
Фарад’н научился молча слушать, оценивать и ни о чем не спрашивать до тех пор, пока его вопросы не становились точны и безошибочны (с)
Впечатляет здесь и Джессика - ну я вообще пока убеждена, что это один из самых сильных, самых настоящих и многогранных образов, созданных Гербертом в цикле о Дюне. Достойная дочь ордена Бинэ Гессерит, в силу амбиций и большой любви по молодости наплевавшая на главное, для чего ее готовили, и сделавшая все по своему, в этой части является немолодой уже женщиной, которая полностью вернулась к убеждениям своих предшественниц и пришла, что называется, не менять их, а исполнять. Пусть даже путем устранения собственной дочери, которая изначально была ею и обречена на муки Предрожденной, и, фактически, брошена разбираться в этом самостоятельно.
Алия - еще один персонаж, арка которого хоть и ясна изначально, но пройти вместе с ней этот путь интересно. Я, кстати, ей очень глубоко сочувствовала, и никакого желания разделаться с ней за собой не наблюдаю (а вот мать Фарад'на это чувство вызывала с самого начала).
Дункан Айдахо заслуживает отдельного упоминания. Еще один мой любимый герой, причем в ряды любимых вошел именно в третьей книге, в «Детях Дюны». Дункан всегда был верен дому Атрейдесов, поэтому каждое его появление в сюжете было значимым, но именно в «Детях Дюны» он максимально раскрылся - и сыграл свою роль до конца, завершив свою арку сильным аккордом.
Но кульминация третьей книги, конечно, не в Дункане, не в Алие и даже не в Проповеднике (о котором я намеренно ничего не пишу в этом обзоре) - кульминация это Лето. Выбор, который он сделал, решение, которое он принял. И финал, к которому пришли герои (и империя вместе с ними) очень перекликается с финалом самой первой «Дюны» - и по смысловой нагрузке, и по динамике, и по структуре (диалог Лето с Фарад'ном).
Тебе пришлось перейти от бесконечных амбиций в более приниженное состояние. Но разве бабка не предупреждала тебя о бесконечном? Оно привлекает нас, как огонь привлекает мотыльков, и мы бываем ослеплены этим огнем, забывая, что сами конечны.
(Лето — Фарад'ну)
В третьей книге по-прежнему много философии (причем философии, весьма и символично актуальной сегодня), Вселенная Дюны без философии - это не Дюна. Но здесь я не заметила проседания по динамике, которое фиксировала в «Мессии». Хочу выделить некоторые цитаты:
Правительства, если они удерживаются у власти достаточно долго, всегда имеют тенденцию принимать аристократическую форму. Ни одно известное в истории правительство не избежало такого пути. По мере того как развивается аристократия, правительство все в большей и большей степени начинает выражать интересы правящего класса – будь то потомственное дворянство, олигархи финансовых империй или укрепившаяся у власти бюрократия.
Я часто вынужден говорить не то, что думаю, – произнес он. – Это называется дипломатия.
Хорошие люди должны испытывать чувство вины. Вина же начинается с ощущения собственной неудачливости. Хороший автократ умеет изыскать возможность, как показать населению, что оно не умеет ловить миг удачи.
Конец пути содержит его оправдание.
(с)
После финала «Детей Дюны» у меня нет вопросов, читать следующую часть или нет. Читать. Более того, я практически уверена, что дочитаю цикл до конца - после «Бога-Императора» последуют и «Еретики», и «Капитул». А вот дальше, в сиквелы-приквелы и вбоквелы, написанные не самим Гербертом, погружаться не буду. Но при наличии интереса поспрашиваю тех, кто погрузился, что там сын после папы насочинял)
А вот по поводу рекомендации к чтению - сложно. Почти все, кому я вдохновленно рекомендовала читать дальше, потому что чем дальше, тем интереснее, и «Дети» лично для меня практически на уровне первой «Дюны», к сожалению, "сдохли" на «Мессии» или сразу после нее. Глазами - большой объем и много философии/мало динамики, ушами - не все могут в принципе воспринимать аудиокниги, засыпают/пропускают часть текста как фон и так далее. Мне - интересно. На мой субъективный взгляд, читать стоит, а озвучка Чонишвили в принципе отрада для ушей. Но, например, я точно знаю, что в бумаге или электронке тоже бы застряла где-то на второй части - просто в силу объема и времени. Поэтому решайте сами. Но если вы в "Дюнной теме", буду очень рада обсудить этот цикл. А пока - приступаю к «Богу-Императору».
Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊
Также приглашаю вас в свой Телеграм-канал. О книгах и издательском мире из первых рук! А еще у меня там анонсы интересных мероприятий, конкурсы и иногда розыгрыши книг. Подписывайтесь, чтобы не пропустить!)