Как совершали трансокеанские переходы наши предки? То, что такие переходы на своих лодках совершали древние мореходы уже доказано учёными - экспериментаторами. Один из них, норвежский исследователь Тур Хейердал. Он с командой на бальсовом плоту пересёк Тихий океан. В настоящее время миграции древних людей через океан доказаны и современной археологией, и палео-генетикой.
Переход через Тихий океан с востока на запад плота Кон-Тики состоялся из Южной Америки на острова Полинезии Тихого океана и был успешно проведен в 1947 году. Плавание опиралось на использование пассатных ветров и океанских пассатных течений с востока на запад, формируемых этими ветрами.
*Другие статьи досуговой информационно - учебной ленты А.Б.С. Морская академия для курсантов, преподавателей и выпускников академии, а также для всех любителей яхтинга можно посмотреть по ссылке. Ссылка активна: https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
Пассат, от испанского viento de pasada (ветер, благоприятствующий передвижению) - ветер, дующий между тропиками круглый год в Северном полушарии с северо-востока, в Южном — с юго-восточного направления. Пассаты Северного и Южного полушарий отделены друг от друга внутритропической зоной конвергенции пассатов. Эта зона конвергенции характеризуется штилями, дождями и грозами.
Пассатные ветра своим существованием обязаны чередованию зон высокого и низкого давления, которые в атмосфере располагаются «параллельным» способом или широтными поясами относительно экватора. Смотрим иллюстрацию ниже:
Красные стрелки здесь - пассаты, которые дуют в зоне от северного тропика до экватора, и от южного тропика до экватора. В широтах большей широтной высоты севернее северного тропика и южнее южного тропика «работает» западный ветровой перенос воздушных масс, противоположный направлению пассатных ветров.
Направление пассатных ветров определяется также вращением Земли. Твёрдая планета с запада на восток проворачивается внутри воздуха своей атмосферы и над поверхностью Земли в приземном слое движется навстречу воздуху атмосферы. Физически это проявляется и ощущается как пассатные ветра, как поворот пассатных ветров на запад.
Именно на пассатных ветрах в зоне южного тропика Тур Хейердал прошёл практически на парусной тяге весь путь от Южной Америки до Полинезии. Ветер определял и направление движения с востока на запад. Так что магнитный компас на борту нужен был только условно. Иди попутно ветру и придёшь туда куда нужно. Точнее относительно ветра курс был полный бакштаг (под углом с кормы). Остальное дело техники.
Кроме того, постоянно дующий в одном направлении ветер формирует здесь постоянное океаническое течение вдоль (параллельно) экватору и это тоже помогло путешественникам. Смотрите иллюстрацию ниже.
На предшествующем рисунке 6 изображено также и самое мощное течение мирового океана, которое обусловлено постоянно работающими в полосе «ревущих сороковых» широт западными ветрами , которые дуют фактически вкруговую на своей широте вокруг планеты, не встречая на своем пути сушу континентов, которая могла бы их «притормаживать».
Так и сложилась стратегия мореходов при пересечении Тихого океана от Австралии до мыса Горн и до пролива Дрейка на южном окончании материка Южная Америка. Если лодка прочна и есть уверенность в своих силах, «оседлать» попутные западные ветра и на них промчаться весь маршрут. Эту "радужную" картинку могут дополнить циклоны южной части океана, но тогда придется учитывать их расположение и идти в периферийной зоне этих циклонов. Смотрите статью «Дорога героев или путь циклонов» здесь в Дзен https://dzen.ru/a/Zci18P2m3y73_pSp
Таким образом, можно считать, что здесь сам ветер показывает направление с запада на восток.
А что же в Индийском Океане?
Океанские течения в Индийском океане. Ка мы видим на иллюстрации Рис. 7 имеет место и пассатное течение, которое подпитывается потоком пассатных ветров. Многие яхтсмены идут с востока на запад именно этим путем от Австралии до острова Маврикий у берегов Африки, опираясь на практически попутный пассатный ветер. А ближе к самым высоким широтам у Антарктиды работают западные ветра, благоприятные для движения в противоположном направлении с запада на восток. Однако, там очень холодно и, чтобы осуществлять такую стратегию плавания, нужно иметь яхту с соответствующим оснащением и оборудованием и нужную экипировку. В этой стратегии есть всегда балансирование между попутными ветрами и холодом Антарктиды. Нужно идти так, чтобы ветер с запада ещё работал, но не «проваливаться» вместе за ветром, южнее чем нужно в зону холода. Обычный маршрут яхтсменов в этом направлении от мыса Игольный на африканском берегу до порта Перт на западном берегу Австралии.
Нужно отметить, что и ветра, и морские течения описаны в соответствующих морских лоциях, которые должны быть на борту яхты или в бумажном, или в электронном виде.
Как видно из вышесказанного, «опираясь» на ветер соответствующего направления в Индийском океане, можно уверенно идти с востока на запад и с запада на восток. А уж если на небосклоне выглянуло Солнце или Луна, то древнему мореходу в его архаичной навигации с ориентированием по сторонам света и определением курсов в океане было почти комфортно.
Муссоны. А что же такое муссонные ветра?
В верхней части Рис. 7 изображено муссонное течение от Аравийского полуострова вдоль берегов Индии до Индонезии, его разгоняет определенный ветер, который работает в определенные периоды года на стыке материка и океана.
Муссо́ны, от араб. mawsim, — время года - ветры, идущие из тропиков к экватору (летом дуют с океана, зимой — с материка). Свойственны тропическим областям и некоторым приморским местностям умеренного пояса (Дальний Восток). Муссонный климат характеризуется повышенной влажностью в летний период. Зимний муссон дует с суши на океан. На суше в областях муссонного климата зимой очень сухо. Летний муссон дует с океана на сушу, приносит влагу.
Кроме ветров преобладающего направления в каждом сезоне наблюдаются и ветры других направлений: муссон испытывает перебои. В переходные сезоны, весной и осенью, когда происходит смена муссонов, устойчивость режима ветра нарушается.
Муссоны наблюдаются в тех районах, где циклоны и антициклоны обладают достаточной устойчивостью и резким сезонным преобладанием одних над другими. В тех же областях Земли, где циклоны и антициклоны быстро сменяют друг друга и мало преобладают одни над другими, режим ветра изменчив и не похож на муссонный. Так обстоит дело и в большей части Европы.
Муссон по своей природе очень похож на морской бриз, оба определяются тем, что суша и море по-разному нагреваются и остывают. Только муссон меняет направление дважды в год, а не каждый день, как бриз. Бриз днём дует в сторону берега, а ночью с берега в море. Т.е. в масштабах муссона День - лето, а Зима - ночь. Но если ширина работы бриза над прибрежной акваторией всего несколько километров, то муссон может ощущаться на тысячах километров от берега.
Муссон — это не просто ветер в очень локальной зоне, как бора или мистраль. Его можно сравнить с циклоном: это преобладающее направление переноса воздуха, существующее на огромных пространствах . Оно не обязательно должно быть одинаковым каждый день, но обязательно будет самым частым, например, за месяц. Погода при муссоне может быть самая разная.
Летний муссон
Когда в тропиках наступает лето, воздух с океанов устремляется на континенты. Над разогретым континентом влажный океанический воздух начинает подниматься, образуются кучево-дождевые облака огромной мощности, из которых проливаются колоссальные дожди.
А ещё в тропиках летом образуются тропические циклоны. Под влиянием муссона они могут направляться на континенты, где приводят к страшным последствиям: ураганные ветры, ливни, наводнения. Тропические циклоны не являются частью муссона, но очень часто сопровождают его.
Итак, летний муссон можно описать словами: ветер дует на континент; кучево-дождевые облака и обильные осадки; тропические циклоны
Зимний муссон Зимой ветер в муссоне устойчивее, чем летом. А в антициклонах, образующихся над континентами, очень сухо и нет никаких осадков. Поэтому зимний муссон-это ветер, дующий от континента и низкая влажность. К весне сухость достигает предела: земля трескается, растения высыхают, возникают засуха и угроза голода. Миллионы людей каждый год ждут установления летнего муссона и прихода сезона дождей.
Именно муссоны позволили арабским купцам-мореходам с Аравийского полуострова и из региона Персидского залива успешно достичь берегов Индии и Индонезии и не только установить выгодные торговые связи, но и принесли с собой на эти территории ислам.
Вот так «опора» на ветер, имеющий определенное направление, позволил а прежние времена арабам с аравийского полуострова развить торговые морские связи и расширить своё влияние.
Карта регионов, где можно наблюдать сезонные муссоны.
Атлантический океан или как её называют американские капитаны «Большая Лужа». Пассаты и течения.
Пассатные ветра за счёт своей постоянной «работы» формируют северное пассатное и южное пассатное течение с востока на запад между Африкой и Америкой. Смотрите рисунок 11 выше.
«Опираясь» на устойчивый по направлению ветер, можно по нему знать не только направления по сторонам света, но и использовать его для удержания необходимого курса и достижения необходимого берега.
Немного о «Конских широтах» Атлантического океана.
Конские широты - это акватория мирового океана (в частности, Атлантического океана), - полоса между 30—35° с. ш. и ю. ш., для которых характерны субтропические океанические антициклоны со слабыми ветрами и частыми штилями. В XVI—XIX веках во времена парусного мореплавания эти штили вызывали длительные задержки судов в пути, и из-за недостатка пресной воды приходилось выбрасывать за борт умирающих лошадей, которых везли из Европы в Новый Свет.
Вопрос: А как же реально «опереться» на ветер и удерживать к нему курс?
Каждый современный яхтенный капитан ответит: «Делов-то, включаю электромеханический автопилот, он и держит и курс. Если нужно курс к ветру и курс по сторонам света».
Электро - механический автопилот требует постоянного питания электричеством и его управляющие приводы «жрут» электричество в изрядном количестве, и часто заряда аккумуляторов от солнечных батарей не хватает. Приходится включать генератор для подзарядки аккумуляторов. Да и автопилоты такого типа пришли в обиход яхтсменов сравнительно недавно.
А вот аэро - гидродинамическое (Thruster) устройство позволяет удерживать курс к ветру сколь угодно долго, пока дует ветер, и его приводы не требуют электрической энергии.
28 мая 1967 года, ровно 50 лет назад, яхта Gipsy Moth IV под управлением Френсиса Чичестера финишировала в английском порту Плимут в соей кругосветной экспедиции, при этом установив сразу несколько мировых рекордов. Именно за эту экспедицию яхтсмен был посвящён в рыцарское звание и получил титул «Сэр». Без подруливающего устройства (Thruster) был бы невозможен этот рыцарский подвиг, он обеспечил необходимый отдых и сон яхтсмена на маршруте.
Не потеряла своей актуальности такая «опора на ветер» и в настоящее время. На гонках яхтсменов-одиночек Golden Globe Race вокруг света 2022 г. такая система была установлена на каждой яхте.
Резюме. В отсутствие магнитного компаса, GPS можно «опереться» не только на ориентирование по сторонам света, используя извечных спутников морехода: Солнце и Луну, но и ...... на ветер, зная его направление (курс) и «повадки» и используя для удержания курса к ветру подруливающее устройство, Thruster.
Всем счастливых морских миль!
Предшествующую по теме Часть 2. "Архаичная навигация в море. Ветер как компас"можно прочитать здесь https://dzen.ru/a/ZkSX3FFMIH4LDt0_
Море и паруса всегда с вами в вашем смартфоне!
О других случаях и нюансах морской практики можете прочитать здесь на нашей учебной инфо ленте Дзен https://dzen.ru/profile/editor/id/5fd4dd442073d8706d992c02/publications
и в наших всегда доступных бесплатно на экране вашего смартфона учебных пособиях по управлению крейсерской парусной яхтой на нашем сайте https://morakademy.ru/
*Прием курсантов для обучения по курсу яхтенного капитана круглогодичный, заявление о приёме на обучение и вопросы присылать письменно в электронную почту morakademy@yandex.ru
или через форму на сайте, подробности и вся информация на сайте https://morakademy.ru/
текущая информация о кругосветных и океанских гонках и экспедициях, о жизни яхтсменов в море публикуется в нашей телеграмм ленте: https://t.me/morakademy
@АБС