Более трети россиян (38 процентов) считают, что нужно использовать все основные меры по защите пользовательских персональных данных, как на программном, так и аппаратном уровнях, а также минимизировать участие человека в обработке персональных данных. Опрос на эту тему провели ВТБ и банк «Открытие» с 1 по 12 мая 2024 года. В репрезентативной выборке участвовали 1500 человек в возрасте от 18 лет из городов России с населением более 100 тысяч человек.
35 процентов респондентов считают, что «в современном мире тотальной «интернетизации» данные о них «уже есть в большом количестве источников и так или иначе могут утечь» и они «уже давно перестали об этом переживать».
26 процентов опрошенных сообщили, что используют вымышленные имена и дополнительные номера телефонов для всевозможных регистраций в интернете и в программах лояльности компаний. Но примерно столько же — 27 процентов респондентов — не видят в этом смысла, и всегда указывают свои реальные данные.
38 процентов респондентов считают, что организации должны предпринимать все меры, чтобы повысить уровень доверия к процессу обработки персональных данных. По мнению участников опроса, организациям можно обезличивать данные (32%), защищать доступ на аппаратном и программном уровнях (24%), исключать или минимизировать участие человека в этой обработке (13%). ВТБ как один из крупнейших операторов персональных данных совместно с МФТИ и Холдингом Т1 развивает собственное решение по их безопасному объединению – Криптоанклав. Оно представляет собой специализированный программно-аппаратный комплекс, защищенный программно и физически. Это новейшая технологическая разработка, полностью независимая от зарубежных технологий. Информация хранится там в зашифрованном виде. Люди не имеют к ней доступа. Ценность из объединенных данных извлекают Auto-ML-алгоритмы — роботы внутри Криптоанклава.
Руководитель департамента анализа данных и моделирования, старший вице-президент ВТБ Максим Коновалихин считает, что современным организациям очень важны для работы данные об их клиентах и сотрудниках. Он напомнил, что исторически именно банки одними из первых научились извлекать ценность из статистических данных о клиентах – например, первые модели кредитного скоринга, позволяющие автоматически принимать решения, датируются еще 50-ми годами прошлого века. И сейчас данные собирают, анализируют и бережно защищают от какого-либо влияния на них извне. И чем больше массив данных, которые оказываются в распоряжении какого-либо оператора, тем больше усилий он должен приложить, чтобы сохранить их. И вопросы безопасного оборота данных, безусловно, очень важны.