Найти тему

Шуты в мировой литературе: 3 харизматичных персонажа, которые не оставляют равнодушными

Оглавление

Единственный, кто может сказать правду всесильному владыке или даже высмеять его. Тот, кого никто не воспринимает серьёзно, но кто способен видеть глубоко и знает подноготную всего, что творится вокруг. Ранимая душа, переживающая из-за людских пороков и несовершенства мира, только эта внутренняя жизнь скрыта под маской безудержного весельчака и балагура. Или коварный тип, лишь прикидывающийся дурачком, тогда как на самом деле он замышляет такое... В общем, шуты как персонажи чрезвычайно интересны.

Вспоминать и перечислять таких героев можно очень долго. Поэтому я пока остановлюсь лишь на троих.

1) Безымянный шут из трагедии У. Шекспира "Король Лир"

Лир:
Ты называешь меня дураком, дружок?
Шут:
Ведь ты же сам отдал все свои другие звания; а с этим ты родился на свет.
"Король Лир и Шут в буре" кисти Уильяма Дайса
"Король Лир и Шут в буре" кисти Уильяма Дайса

Шут, пожалуй, один из самых загадочных персонажей этой великой трагедии. Он внезапно появляется, словно из ниоткуда. И так же непонятно куда исчезает. Есть несколько интерпретаций этому факту, одна из них совсем уж экзотическая. Дескать, шут — это переодетая Корделия, младшая дочь короля. Действительно, на сцене эти два персонажа ни разу не пересекаются. Но этому есть и вполне себе рациональное объяснение: скорее всего, в театре Шекспира эти две роли исполнял один актёр.

В трагедии Шут возникает возле Лира в не самую лучшую минуту его жизни: когда старый король начинает подозревать, что что-то пошло не так. Лир гостит у своей старшей дочери, в замке герцога Альбани, её мужа. И замечает, что обращаются с ним и с его людьми совсем не так почтительно, как он имеет все основания ожидать.

О своём Шуте король справляется несколько раз, и тот приходит далеко не сразу. Один из рыцарей говорит, что "с тех пор, как молодая госпожа наша уехала во Францию, шут всё более и более чахнет". Очевидно, Шут необходим своему королю. Однако ничего утешительного он сказать Лиру не может. Шут на разные лады перепевает одну простую мысль: разделив королевство между двумя дочерьми и формально отказавшись от власти, Лир фактически стал никем и ничем.

Шут прямо говорит, что не хотел бы оказаться на месте своего владыки: "А был ты милым малым, которому не приходилось обращать внимания на то, хмурится ли кто-нибудь. Теперь ты вроде нуля без цифры. Я и то лучше тебя. Я шут – а ты ничто".

Однако получается именно так, что верному Шуту выпадет делить со своим королём самые страшные испытания. Пока тот не воссоединится с изгнанной дочерью.

-3

И вроде бы Шут в этой трагедии не совершает никаких действий, которые бы повлияли на сюжет. Однако без него текст был бы намного беднее. Роль этого персонажа ещё и в том, что он в забавном свете выставляет совершенно не смешные, трагические ситуации, словно препарируя жизнь и поступки людей.

2) Робинзон из драмы А.Н. Островского "Бесприданница"

На Робинзона обращают внимание мало, а зря. Его репликам и сценам с его участием отводится приличная часть текста. Так что этот персонаж в "Бесприданнице" вовсе не случаен. Хотя с главной героиней Ларисой Робинзон не взаимодействует практически никак.

Среди героев более ранней пьесы Островского "Лес" был комический актёр Аркадий Счастливцев. История его продолжилась в "Бесприданнице". Из-за пьяного дебоша, который актёр учинил на корабле, его высадили на каком-то островочке, где через несколько дней его подобрал Паратов. Наградил метким прозвищем и оставил при себе в качестве самого настоящего шута. Вполне в духе прочих замашек "блестящего барина".

Робинзон оказался незаменим на званом обеде Карандышева. Без него последнего не получилось бы споить и выставить дураком. Ведь богатые господа воротили нос от "заморских" вин местного производства. А Робинзон был привычен к подобного рода зельям.

Потом про уснувшего Робинзона попросту забыли и на увеселительную прогулку не взяли. Когда он, придя в себя, понял это, то затаил обиду и решил изощрённо отомстить: наделать долгов, оплачивать которые будут Вожеватов и компания: "Они пошутить захотели надо мной; ну, и прекрасно, и я пошучу над ними. Я, с огорчения, задолжаю рублей двадцать, пусть расплачиваются".

Какие-то зачатки (остатки?) собственного достоинства у Робинзона имеются. Он и от собутыльников-покровителей легко открещивается: "Они — так, мимолётное знакомство... Я человек семейный". И ответить может впопад, под стать настоящим шутам:

Вожеватов. А, милорд! Что во сне видел?
Робинзон. Богатых дураков; то же, что и наяву вижу.

Но основная роль этого персонажа в том, что его судьба рифмуется с предполагаемой судьбой Ларисы. Он тоже "вещь", на которую смотрят лишь "как на забаву". То, как поступают с Робинзоном "хозяева жизни", не оставляет никакой надежды и для бесприданницы.

Непосредственно перед знаменитым разговором между Кнуровым и Вожеватовым, когда они решали, кому с Ларисой Дмитриевной в Париж ехать, состоялась любопытная беседа между Робинзоном и Вожеватовым. "Милорд" напоминает, что купец обещал взять его с собой в Париж. Василий от своих слов не отказывается: "Что я обещал, то исполню; для меня слово — закон, что сказано, то свято. Ты спроси: обманывал ли я кого-нибудь?" Только "Парижем" оказался городской трактир, названный в честь французской столицы...

Сразу после этой сцены Вожеватов и Кнуров дали друг другу знаменитое "слово частное купеческое". Только внимательный читатель уже должен был понять цену этого "слова"...

3) Ганс Шнир, главный герой романа Генриха Бёлля "Глазами клоуна"

“– Что ты, в сущности, за человек? – спросил он. – Я клоун, – сказал я, – и собираю мгновения. Пока. – И я положил трубку”.
-5

Герой здесь — профессиональный клоун, комический актёр, который гастролирует по стране (действие происходит в ФРГ в начале 60-х гг.) и показывает номера собственного сочинения. Его связь с шутами прошлых эпох осознаёт и читатель, и он сам. Один раз Ганс так и говорит о себе: "В 13 веке я бы был любимым шутом короля, и всем было бы плевать, обвенчан я с ней [речь о Мари, его возлюбленной] или нет".

Но образ главного героя в этой книге сложен и отсылает не только к средневековым шутам, но и к художникам эпохи романтизма. Непокорным, ищущим высшие смыслы и ценности, восстающим против пошлости жизни. С людьми искусства Ганс тоже ощущает свою связь, в романе есть много интересных рассуждений героя о художниках в широком смысле слова.

Книга интересна тем, что сюжет охватывает события единственного дня. В жизни героя наступили чёрные времена, с ним расторгнуты контракты, от него ушла любимая, он сидит в своей (по его собственным ощущениям, чужой) квартире в своём родном городе без денег. Все события романа — воспоминания Ганса о прошлом, о людях, с которыми сводила жизнь, несколько телефонных разговоров и одна знаменательная встреча (его навещает отец).

На первый взгляд, цель героя довольно банальная — занять денег и разузнать о том, что стало с Мари. Со второй задачей он справляется гораздо лучше. А что же касается денег, то Ганс либо сам о них не спрашивает, либо делает всё для того, чтобы его просьбу не восприняли. В какой-то момент понимаешь, что не деньги нужны герою, а осознание того, что в этом мире он не один. Так, одиночество становится одной из важнейших тем этого произведения.

Кадр из фильма "Глазами клоуна" (1976)
Кадр из фильма "Глазами клоуна" (1976)

Но не единственной темой. Ганс не даром ощущает свою связь со средневековыми шутами. Подобно им, он также не боится вскрывать уродливые стороны жизни, указывать на них окружающим, но прежде всего — самому себе. Личное и общественное (политическое) в восприятии героя так тесно переплетены, что разделить их нет никакой возможности.

Как нет возможности простить матери и отцу гибель старшей сестры, которую в начале весны 1945-го те благословили "защищать священную немецкую землю от жидовствующих янки". Или примириться с бывшим главой гитлерюгенда, который в своё время устроил показательный суд над 10-летним Гансом. А сейчас, понятное дело, все эти и им подобные люди являются благонамеренными членами общества, за ними либо совсем не числится фашистского прошлого, либо они в нём искренне раскаялись...

Отпрыск богатейшего семейства, клоун Ганс абсолютно неудобен в том обществе, где вынужден жить. Его "неудобность" для окружающих распространяется и на многих читателей. Мне временами попадаются отрицательные отзывы об этой книге. Большая их часть говорит об одном: герой неприятный, он эгоист, инфантильный, не научился ладить с людьми, но имеет к ним тысячу претензий.

Отчасти это так. Да и вряд ли Бёлль имел в виду представить в своём клоуне образец для подражания в бытовом поведении. Герой живой, с кучей недостатков. Но лично для меня они компенсируются острым восприятием жизни, тем особым взглядом на людей, ситуации и вещи, ради которого книга и написана.

***

Эти три персонажа приходят мне на ум в первую очередь, когда заходит речь о шутах в литературе. Да, есть не менее яркие герои, вроде Вамбы из "Айвенго" Вальтера Скотта, Фесте из "12-ой ночи" Уильяма Шекспира. Да и в современном фэнтези героев с такой профессией довольно много. Значит, у подборки будет продолжение. А какого героя-шута в первую очередь вспоминаете вы?