Найти тему
VK Play

Похвальная, но все же неудачная попытка: обзор Senua's Saga: Hellblade 2

Очень красивая и технологичная игра, авторы которой совсем забыли про интересный геймплей

В 2017 году студия Ninja Theory выпустила Hellblade: Senua's Sacrifice – необычное сюжетное приключение о воительнице, которая страдает от слуховых и зрительных галлюцинаций. Это была короткая, но очень запоминающаяся игра, которая легко выделялась на фоне конкурентов. И хотя сиквел ей, казалось, не нужен, авторы потратили больше пяти лет на продолжение. Рассказываем, в чем Senua’s Saga: Hellblade 2 хороша, а в чем – разочаровывает.

События сиквела разворачиваются вскоре после финала первой части, где главная героиня пыталась вернуть возлюбленного из царства смерти. Свой путь она все еще продолжает одна, но теперь у девушки новая цель – выследить и убить предводителя северного народа, который атакует и похищает ее соплеменников. Для этого Сенуа намеренно попадает в плен, чтобы захватчики сами доставили ее к главному злодею. Но, оказавшись на новых землях, она сталкивается совсем с другими врагами.

Hellblade 2 сразу же поражает визуалом: технологически это одна из самых, а скорее даже самая продвинутая современная видеоигра. Ninja Theory знала, как использовать движок Unreal Engine 5 и добиться потрясающих результатов практически во всех аспектах – дальности прорисовки, детализации, освещении, объемных эффектах, рендеринге воды и скорости загрузок. SSD тут используется примерно так же, как в Alan Wake 2: окружающий мир меняется прямо на глазах, причем иногда это не просто загрузка, а реальная трансформация ландшафта. Например, в игре есть впечатляющая сцена, где героиня осушает целое озеро, а потом спускается в подземный мир – и все это происходит в реальном времени.

Примерно на такие пейзажи придется смотреть большую часть игры
Примерно на такие пейзажи придется смотреть большую часть игры

По ходу сюжета авторы также постоянно меняют погоду, освещение, иногда даже гравитацию. При этом вся игра как бы снята одним кадром, но сюжетные главы разворачиваются в разное время и разных локациях. Поэтому виртуальному оператору приходится искать интересные визуальные решения, пока местность и время суток вокруг меняются.

Качественную картинку дополняют крутые анимации, особенно лицевые. Разработчики явно потратили кучу времени, чтобы максимально точно перенести в игру актерские таланты и мимику. Когда герои просто разговаривают на фоне горного пейзажа, иногда не так уж просто понять, игра перед тобой или фильм. Но и уровень других анимаций тоже поражает, особенно в боевых сценах. Первая большая драка – чистый восторг из-за количества различных контекстных событий и абсолютно бесшовного, плавного перехода одних движений в другие.

-3

В этом плане Hellblade 2 напоминает игры Naughty Dog. Эта студия тоже любит тратить массу ресурсов, чтобы сражения выглядели максимально круто: настолько, что многие примут их за постановочное видео, а не реальный геймплей. Экшен Ninja Theory местами работает даже круче, чем Uncharted 4 или The Last of Us: Part 2. Например, та самая большая драка выглядит как одна огромная катсцена, где есть четкая последовательность врагов, их ударов и переходов от одного противника к другому. Но в действительности это не заскриптованный фрагмент: если проиграть битву и начать ее заново, то игрок увидит другой набор боевых ситуаций.

На месте и главная фишка первой Hellblade – гул голосов, звучащих в голове главной героини. Они записаны с помощью специального манекена, повторяющего анатомическое строение человеческой головы и ушей (бинауральная запись), поэтому игрок слышит голоса то слева, то справа, то будто бы сзади – в общем, со всех сторон. Эффект создается удивительный, а реагируют эти голоса на все: дают подсказки, ругают героиню, подбадривают, даже ссорятся друг с другом. Кажется, что это должно утомлять, но на деле от бормотания не устаешь. А самые скучные сегменты игры так становятся хоть немного интереснее.

-4

К сожалению, именно технологии впечатляют в Hellblade 2 больше всего – сама игра оставляет неоднозначные эмоции. Не хочется говорить, что студия напрасно потратила эти пять лет, но правда в том, что в продолжении Hellblade не нуждалась. А сиквел выглядит скорее как обязательное продолжение коммерчески успешного продукта, чем какая-то важная, действительно захватывающая глава в этом сюжете.

Взять, например, историю. В первой Hellblade все было более понятно: любовь, путешествие в ад, попытка вырвать близкого человека из когтей смерти. Мотивация героини не оставляла вопросов, а вторая половина сюжета раскрывала сложные отношения Сенуи с отцом и соплеменниками, которые считали ее ведьмой из-за психологических проблем. Авторы делали все, чтобы помочь игроку вжиться в роль героини, и сочувствовать ей было очень легко.

Авторы, кажется, черпали вдохновение из других игр: в Hellblade 2 есть моменты, которые напоминают о Alan Wake 2, Elden Ring и особенно Death Stranding
Авторы, кажется, черпали вдохновение из других игр: в Hellblade 2 есть моменты, которые напоминают о Alan Wake 2, Elden Ring и особенно Death Stranding

Мотивация Сенуи во второй части ощущается не так мощно: как минимум с эмоциональной точки зрения. Мы плывем мстить за людей, которых в игре даже не показывают, а злодеи оказываются не такими уж пугающими. Когда появляются новые враги, становится сложнее понять, что движет героиней. Если в первой части она кажется невероятно храбрым человеком на трудном пути, то в сиквеле занимается какими-то самоубийственными вещами и выживает лишь чудом.

Сюжет Hellblade 2 также сужает возможности интерпретации истории. В первой игре можно было спекулировать, что на самом деле реально, а что героиня только видит в своей голове. История сиквела в этом плане вышла более конкретной и ограниченной. В финале складывается впечатление, что у команды было много идей, но выбрать несколько и сфокусироваться на них создатели не решились. Хотя интересные темы в игре есть, их не хватает, чтобы оправдать даже такой небольшой хронометраж.

-6

Спасти нарратив могли геймплейные улучшения, но их в сиквеле нет – скорее наоборот. Большую часть времени игроки просто куда-то долго идут, иногда решают простые загадки и дерутся. Но и без того простые механики сделали еще проще. Например, зрительные галлюцинации в первой Hellblade показывали неуравновешенное состояние героини, которая с трудом, но могла видеть мистическую сторону реальности. На это были завязаны головоломки, когда надо было суметь разглядеть в окружении специальные символы и открыть дорогу вперед. В Hellblade 2 нужные элементы подсвечиваются, поэтому даже думать особо не приходится – все стало заметно легче. Другой тип головоломок с летающими водными пузырями и вовсе выглядит странно, будто пришел из другой игры.

Все бои теперь проходят один на один – даже если на арене находится несколько противников. И хотя выглядят битвы потрясающе, поймать нужный ритм в них сложнее: нужное окно для уворотов и парирований будто бы меняется всю игру. Враг вроде только замахнулся, но блок уже не работает – слишком поздно ты его нажал. Начинаешь пытаться парировать атаки быстрее – и Сенуа контратакует мимо. Умереть в Hellblade 2 сложно, даже пропустив цепочку ударов, но всю игру раздражает ощущение, будто ты все делаешь не так.

-7

Портит впечатления и рваный темп. Игра очень короткая и проходится всего за 6-7 часов, но в ней все равно много «пустых», скучных сегментов, в которых вообще ничего не происходит. Примерно треть игры мы проводим в унылых темных пещерах, где даже нечего бояться. А если между локациями героине надо куда-то проползти, это занимает очень много времени – буквально целую минуту. Если раньше такие моменты помогали подгружать локации, то в Hellblade 2 наличие этих сцен объяснить сложно.

И дело даже не в особенностях жанра «симулятор ходьбы» – эти игры многим нравятся за медитативность, линейность и отсутствие лишних, отвлекающих от сюжета факторов. Hellblade 2 уж слишком часто на рельсах: до такой степени, что целые геймплейные секции могли быть обычной катсценой и ничего не потерять.

Несмотря на все эти минусы, называть Senua’s Saga провалом не хочется. В игре есть трогательные, жуткие и просто очень красивые моменты. Игровой оператор и художники иногда вытворяют такое, что редко увидишь в видеоиграх. А техническое исполнение настолько хорошо, что на геймплейные проблемы обращаешь внимание не так уж часто.

-8

Hellblade 2 – это неплохой артхаусный фильм: не всегда понятный, не всегда интересный, но все же удерживающий внимание до финальных титров. Уровень сложности и интриги не так хорошо сбалансированы, как в первой части, и даже главные фишки вроде голосов впечатляют в этот раз слабее. Но у Ninja Theory все равно получилась игра, авторы которой как минимум пытались сделать что-то необычное, атмосферное и запоминающееся.

Senua’s Saga: Hellblade 2 – потрясающая картинка, зрелищные сражения, но очень скучный геймплей, даже в рамках жанра. Таких необычных, смелых историй хочется видеть больше, особенно во времена, когда большие издатели боятся рисковать и сокращают бюджеты. Но именно как игра Hellblade 2 вряд ли заслуживает высокой оценки.

Даже если вы фанат первой части, сиквел может вас разочаровать. Однако если вам нужно короткое, красивое и атмосферное приключение, лучшего кандидата на эту роль вы сейчас вряд ли найдете.

Оценка: 6.5/10