Очень красивая и технологичная игра, авторы которой совсем забыли про интересный геймплей
В 2017 году студия Ninja Theory выпустила Hellblade: Senua's Sacrifice – необычное сюжетное приключение о воительнице, которая страдает от слуховых и зрительных галлюцинаций. Это была короткая, но очень запоминающаяся игра, которая легко выделялась на фоне конкурентов. И хотя сиквел ей, казалось, не нужен, авторы потратили больше пяти лет на продолжение. Рассказываем, в чем Senua’s Saga: Hellblade 2 хороша, а в чем – разочаровывает.
События сиквела разворачиваются вскоре после финала первой части, где главная героиня пыталась вернуть возлюбленного из царства смерти. Свой путь она все еще продолжает одна, но теперь у девушки новая цель – выследить и убить предводителя северного народа, который атакует и похищает ее соплеменников. Для этого Сенуа намеренно попадает в плен, чтобы захватчики сами доставили ее к главному злодею. Но, оказавшись на новых землях, она сталкивается совсем с другими врагами.
Hellblade 2 сразу же поражает визуалом: технологически это одна из самых, а скорее даже самая продвинутая современная видеоигра. Ninja Theory знала, как использовать движок Unreal Engine 5 и добиться потрясающих результатов практически во всех аспектах – дальности прорисовки, детализации, освещении, объемных эффектах, рендеринге воды и скорости загрузок. SSD тут используется примерно так же, как в Alan Wake 2: окружающий мир меняется прямо на глазах, причем иногда это не просто загрузка, а реальная трансформация ландшафта. Например, в игре есть впечатляющая сцена, где героиня осушает целое озеро, а потом спускается в подземный мир – и все это происходит в реальном времени.
По ходу сюжета авторы также постоянно меняют погоду, освещение, иногда даже гравитацию. При этом вся игра как бы снята одним кадром, но сюжетные главы разворачиваются в разное время и разных локациях. Поэтому виртуальному оператору приходится искать интересные визуальные решения, пока местность и время суток вокруг меняются.
Качественную картинку дополняют крутые анимации, особенно лицевые. Разработчики явно потратили кучу времени, чтобы максимально точно перенести в игру актерские таланты и мимику. Когда герои просто разговаривают на фоне горного пейзажа, иногда не так уж просто понять, игра перед тобой или фильм. Но и уровень других анимаций тоже поражает, особенно в боевых сценах. Первая большая драка – чистый восторг из-за количества различных контекстных событий и абсолютно бесшовного, плавного перехода одних движений в другие.
В этом плане Hellblade 2 напоминает игры Naughty Dog. Эта студия тоже любит тратить массу ресурсов, чтобы сражения выглядели максимально круто: настолько, что многие примут их за постановочное видео, а не реальный геймплей. Экшен Ninja Theory местами работает даже круче, чем Uncharted 4 или The Last of Us: Part 2. Например, та самая большая драка выглядит как одна огромная катсцена, где есть четкая последовательность врагов, их ударов и переходов от одного противника к другому. Но в действительности это не заскриптованный фрагмент: если проиграть битву и начать ее заново, то игрок увидит другой набор боевых ситуаций.
На месте и главная фишка первой Hellblade – гул голосов, звучащих в голове главной героини. Они записаны с помощью специального манекена, повторяющего анатомическое строение человеческой головы и ушей (бинауральная запись), поэтому игрок слышит голоса то слева, то справа, то будто бы сзади – в общем, со всех сторон. Эффект создается удивительный, а реагируют эти голоса на все: дают подсказки, ругают героиню, подбадривают, даже ссорятся друг с другом. Кажется, что это должно утомлять, но на деле от бормотания не устаешь. А самые скучные сегменты игры так становятся хоть немного интереснее.
К сожалению, именно технологии впечатляют в Hellblade 2 больше всего – сама игра оставляет неоднозначные эмоции. Не хочется говорить, что студия напрасно потратила эти пять лет, но правда в том, что в продолжении Hellblade не нуждалась. А сиквел выглядит скорее как обязательное продолжение коммерчески успешного продукта, чем какая-то важная, действительно захватывающая глава в этом сюжете.
Взять, например, историю. В первой Hellblade все было более понятно: любовь, путешествие в ад, попытка вырвать близкого человека из когтей смерти. Мотивация героини не оставляла вопросов, а вторая половина сюжета раскрывала сложные отношения Сенуи с отцом и соплеменниками, которые считали ее ведьмой из-за психологических проблем. Авторы делали все, чтобы помочь игроку вжиться в роль героини, и сочувствовать ей было очень легко.
Мотивация Сенуи во второй части ощущается не так мощно: как минимум с эмоциональной точки зрения. Мы плывем мстить за людей, которых в игре даже не показывают, а злодеи оказываются не такими уж пугающими. Когда появляются новые враги, становится сложнее понять, что движет героиней. Если в первой части она кажется невероятно храбрым человеком на трудном пути, то в сиквеле занимается какими-то самоубийственными вещами и выживает лишь чудом.
Сюжет Hellblade 2 также сужает возможности интерпретации истории. В первой игре можно было спекулировать, что на самом деле реально, а что героиня только видит в своей голове. История сиквела в этом плане вышла более конкретной и ограниченной. В финале складывается впечатление, что у команды было много идей, но выбрать несколько и сфокусироваться на них создатели не решились. Хотя интересные темы в игре есть, их не хватает, чтобы оправдать даже такой небольшой хронометраж.
Спасти нарратив могли геймплейные улучшения, но их в сиквеле нет – скорее наоборот. Большую часть времени игроки просто куда-то долго идут, иногда решают простые загадки и дерутся. Но и без того простые механики сделали еще проще. Например, зрительные галлюцинации в первой Hellblade показывали неуравновешенное состояние героини, которая с трудом, но могла видеть мистическую сторону реальности. На это были завязаны головоломки, когда надо было суметь разглядеть в окружении специальные символы и открыть дорогу вперед. В Hellblade 2 нужные элементы подсвечиваются, поэтому даже думать особо не приходится – все стало заметно легче. Другой тип головоломок с летающими водными пузырями и вовсе выглядит странно, будто пришел из другой игры.
Все бои теперь проходят один на один – даже если на арене находится несколько противников. И хотя выглядят битвы потрясающе, поймать нужный ритм в них сложнее: нужное окно для уворотов и парирований будто бы меняется всю игру. Враг вроде только замахнулся, но блок уже не работает – слишком поздно ты его нажал. Начинаешь пытаться парировать атаки быстрее – и Сенуа контратакует мимо. Умереть в Hellblade 2 сложно, даже пропустив цепочку ударов, но всю игру раздражает ощущение, будто ты все делаешь не так.
Портит впечатления и рваный темп. Игра очень короткая и проходится всего за 6-7 часов, но в ней все равно много «пустых», скучных сегментов, в которых вообще ничего не происходит. Примерно треть игры мы проводим в унылых темных пещерах, где даже нечего бояться. А если между локациями героине надо куда-то проползти, это занимает очень много времени – буквально целую минуту. Если раньше такие моменты помогали подгружать локации, то в Hellblade 2 наличие этих сцен объяснить сложно.
И дело даже не в особенностях жанра «симулятор ходьбы» – эти игры многим нравятся за медитативность, линейность и отсутствие лишних, отвлекающих от сюжета факторов. Hellblade 2 уж слишком часто на рельсах: до такой степени, что целые геймплейные секции могли быть обычной катсценой и ничего не потерять.
Несмотря на все эти минусы, называть Senua’s Saga провалом не хочется. В игре есть трогательные, жуткие и просто очень красивые моменты. Игровой оператор и художники иногда вытворяют такое, что редко увидишь в видеоиграх. А техническое исполнение настолько хорошо, что на геймплейные проблемы обращаешь внимание не так уж часто.
Hellblade 2 – это неплохой артхаусный фильм: не всегда понятный, не всегда интересный, но все же удерживающий внимание до финальных титров. Уровень сложности и интриги не так хорошо сбалансированы, как в первой части, и даже главные фишки вроде голосов впечатляют в этот раз слабее. Но у Ninja Theory все равно получилась игра, авторы которой как минимум пытались сделать что-то необычное, атмосферное и запоминающееся.
Senua’s Saga: Hellblade 2 – потрясающая картинка, зрелищные сражения, но очень скучный геймплей, даже в рамках жанра. Таких необычных, смелых историй хочется видеть больше, особенно во времена, когда большие издатели боятся рисковать и сокращают бюджеты. Но именно как игра Hellblade 2 вряд ли заслуживает высокой оценки.
Даже если вы фанат первой части, сиквел может вас разочаровать. Однако если вам нужно короткое, красивое и атмосферное приключение, лучшего кандидата на эту роль вы сейчас вряд ли найдете.
Оценка: 6.5/10