Найти в Дзене

Крейсер "Аврора": его спуск на воду и непростая судьба.

Оглавление

Сейчас трудно представить Петровскую набережную в Санкт-Петербурге без этого корабля, он – один из символов города на Неве. А вопрос: стреляли ли из "Авроры" по Зимнему дворцу по-прежнему волнует многих…

Крейсер "Аврора" и Нахимовское военно-морское училище. Фото автора.
Крейсер "Аврора" и Нахимовское военно-морское училище. Фото автора.

Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Стихи: М.Матусовский.

24 мая 1900 года в 11 часов 15 минут под залпы артиллерийского салюта был спущен на воду легендарный корабль – крейсер "Аврора".

Имя кораблю выбирал лично Николай II. Так уж было заведено: всем крупным кораблям давал имя Император. Вот Николай Александрович в апреле 1897 года и назвал строящееся судно в честь парусного фрегата, который прославился во время Крымской войны (в 1853-1856 годах) при обороне Петропавловска-Камчатского. Естественно, при спуске крейсера на воду Император присутствовал лично вместе со своей супругой - Александрой Федоровной и матерью - Марией Федоровной.

Заметка в журнале "Нива":

По команде «задержанники рубить», освобожденное от подпорок судно, с командиром и командой на нем, сперва медленно, потом быстрее, стало спускаться кормой вперед, при звуках народного гимна, кликах «ура» и пушечных салютах стоявших на дистанции военных судов.
По мере выхождения судна из эллинга, на нем были подняты флаги, а на грот-мачте штандарт Его Величества. Затем были брошены якоря, и судно остановилось.

Крейсер "Аврора" и Нахимовское военно-морское училище. Фото автора.
Крейсер "Аврора" и Нахимовское военно-морское училище. Фото автора.

Строить новые корабли – это необходимость, а все из-за напряженных отношений с европейскими странами (особенно с Англией и Германией). В 1885 году принимается решение о дополнении судостроительной программы Российской империи от 1881 года. 23 июня 1896 года вице-адмирал Владимир Павлович Верховский подписывает указ о постройке в Новом Адмиралтействе "крейсера водоизмещением 6630 тонн" типа "Диана". Работы заняли четыре года.

Крейсера типа "Диана" — тип бронепалубных крейсеров Российского императорского флота, построенных в конце XIX — начале XX века.

Бронепалубный и один из самых передовых кораблей Российской Империи мог похвастаться не только четырнадцатью 152-миллеметровыми орудиями и инновационной системой ПВО, которая состояла из шести 76-миллиметровых зенитных пушек, но и количеством членов экипажа - 570 человек.

В 1900 году крейсер коснулся невской воды, но в ряды боевых кораблей Российской Империи "Аврора" вступила лишь через три года, в 1903 году. Надо ведь было все доделать и провести испытания. А в 1905 году корабль впервые принял участие в боях – это было Цусимское сражение во время Русско-японской войны. Боевое крещение крейсер выдержал, но ему было нелегко: сильные повреждения, потеря более 100 членов экипажа, нападение шестнадцати японских боевых кораблей… Но "Аврора" справилась и вышла из окружения…

После первого ранения и последующего ремонта, "Аврора" отправилась, в составе учебного отряда, в мирные экспедиции и побывала в Африке, Таиланде, Индонезии, в Атлантическом и Индийском океанах и Средиземном море.

Крейсер "Аврора", развод Троицкого моста, Исаакиевский Собор. Фото автора.
Крейсер "Аврора", развод Троицкого моста, Исаакиевский Собор. Фото автора.

К 1914 году, к началу Первой мировой войны, "Аврора" вернулась домой, в Кронштадт. Вместе со 2-ой крейсерной бригадой Балтийского флота корабль должен был осматривать Финский залив и сообщать о появлении немецких кораблей. И если с кораблями все понятно – их наши моряки видели, то с подводными лодками возникла проблема… Немецким судам удалось потопить несколько российских дозорных кораблей, и чтобы не повторить их судьбу, экипаж "Авроры" принял решение - укрыться в шхерах.

Так крейсер "Аврора" спасся второй раз.

Шхеры – утес, скала в море.
Крейсер "Аврора", Нахимовское училище и Нева. Прекрасный вид. Фото автора
Крейсер "Аврора", Нахимовское училище и Нева. Прекрасный вид. Фото автора

Но обсуждения и воспоминания о боевом пути крейсера не идут ни в какое сравнение с событием, которое не устают обсуждать и сейчас.

Выстрел "Авроры" по Зимнему дворцу.

Информация о холостом выстреле по дворцу впервые появилась в местной печати 26 октября 1917 года. В сталинские годы говорили уже о БОЕВОМ выстреле. Это событие было "главным героем" в МХАТовском спектакле (в 1965 году по нему был снят фильм), а Лев Толстой упомянул этот залп в своем трехтомнике "Хождение по мукам".

Был выстрел или нет – точно мы никогда не узнаем, но вот что говорили матросы «Авроры» на следующий день после выхода первой заметки:

Текст опровержения. Газета "Правда",  № 170 от  27 октября 1917 года.
Текст опровержения. Газета "Правда", № 170 от 27 октября 1917 года.

Но, несмотря на опровержение, на корабле сейчас можно увидеть памятную табличку, посвященную этому событию:

Табличка на крейсере "Аврора". Фото автора.
Табличка на крейсере "Аврора". Фото автора.

К началу Великой Отечественной войны крейсер стоял в Ораниенбауме, использовался он как учебный (тренировочный) корабль, требовал капитального ремонта и считался устаревшим. Но в защите Ленинграда он учувствовал. С "Авроры" сняли основные орудия и разместили их в районе Дудергофа (между Гатчиной, Ропшей и Царским селом), так получилась батарея "А" - "Аврора", состоящая из 165 человек и девяти 130-миллиметровых орудий. Из всего личного состава батареи "А" к своим вышли только 26 человек…

А сам крейсер героически защищал небо над Кронштадтом. И не просто защищал, а с развивающимся ярко-красным Советским флагом! Несмотря на то, что и сам корабль, и уж тем более красный флаг были прекрасными ориентирами для фашистов, экипаж "Авроры" не сдавался. Личный состав с одной зениткой стойко защищали остров. 1 декабря 1941 года по крейсеру было выпущено 56 снарядов - четыре из них попали в цель. Крейсер "лег" на грунт и попрощался с последним свои оружием. 130-миллиметровое орудие было перемещено на бронепоезд "Балтиец".

Крейсер "Аврора". Фото автора.
Крейсер "Аврора". Фото автора.

20 июля 1944 года крейсер «Аврора» был перемещен в Ленинград и отремонтирован. А в августе того же года Ленсоветом было принято решение об установке крейсера у Петровской набережной в качестве памятника.

Так знаменитая «Аврора» получила место своей "вечной стоянки".

Сейчас на крейсер можно подняться, посмотреть его и посетить довольно интересную экскурсию.
Правда лучше взять билет заранее – желающих много!

💙

Хороших поездок и приятных путешествий.