На западе Петербурга, рядом с устьем Большой Невы, расположен Канонерский остров. С материком он соединен только автомобильным туннелем. Других сухопутных путей сюда нет. Отчасти поэтому сам остров представляет собой довольно своеобразное место: с одной стороны, это часть Санкт-Петербурга, а с другой - отдаленный уголок в стороне от тех районов города, где кипит жизнь.
Сам остров довольно небольшой. Северо-восточную его часть занимает судоремонтный завод, в центральной части расположено несколько многоквартирных жилых домов и других построек, а юго-западная часть представляет собой покрытую растительностью неосвоенную территорию, где уже много лет планируется создать Канонерский парк, но пока что дальше проектов дело не сдвинулось.
Между Канонерским островом и соседним Гутуевским островом проходит линия Петербургского морского канала - основного корабельного фарватера, по которому крупные морские суда заходят в порт Санкт-Петербурга.
Также на Канонерском острове можно обнаружить довольно симпатичное бывшее здание портовой конторы, построенное в начале 20 века в стиле модерн. Сейчас в нем находятся офисы, но само здание в достаточно хорошем состоянии.
В его дворе находится скульптура кота на камне - своего рода неофициальный символ острова.
До основания Петербурга остров назывался по-фински Kissasaari - «кошачий остров». Так что, видимо, появление скульптуры связано как раз с этим. Наше небольшое видео с этой скульптурой вы можете посмотреть здесь:
https://dzen.ru/video/watch/6651f6cfebc61c24b25b42d8?share_to=link
Ну а нынешнее название острова - Канонерский - появилось приблизительно в конце 18 века и связно со словом "канонир" (или "канонер"), т.е. артиллерист, пушкарь. Дело в том, что на берегу острова, обращённом к заливу, в те времена располагалась артиллерийская батарея с пороховым погребом для защиты города со стороны моря. Она и дала название острову.
Также над Канонерским островом проходит мост Западного скоростного диаметра, но на сам остров съезда с него нет. Все-таки людей здесь живет совсем немного.
Еще, говорят, на западном побережье Канонерского острова хорошие места для купания. Рядом с берегом песчаные отмели, глубина небольшая, и вода в теплое время года быстро прогревается. Пляжи здесь действительно есть, да и купающихся людей мы тоже встретили.
Но особенно нас на острове заинтересовала так называемая Канонерская коса в юго-западной его части, по которой мы решили прогуляться.
Канонерская коса представляет собой искусственное сооружение, дамбу, построенную в конце 19 - начале 20 веков для прикрытия от штормовых волн Петербургского морского канала и сооружений Морского порта, переведенного в эту часть города со Стрелки Васильевского острова в 1885 году. Со временем с северной стороны косы образовались песчаные наносы, на которых теперь выросли кустарники и деревья, а сама эта территория превратилась в прогулочную зону, хотя и совершенно неблагоустроенную.
Как я уже писал в начале статьи, время от времени появляются проекты создания здесь парковой зоны, а территория южной части острова на картах уже гордо именуется Канонерским парком, но на самом деле никакого парка нет. Вывоз мусора и поддержание территорий осуществляется исключительно в порядке частной инициативы неравнодушными людьми. Хотя места и виды, которые открываются отсюда на Финский залив и Морской канал, очень хороши и вполне заслуживают того, чтобы эта территория действительно стала полноценным городским парком.
Длина Канонерской косы составляет около 1,5 км. Дорожка, идущая по ней, не везде удобная и исключительно пешеходная. До ее начала (расположенного в восточной части косы) можно доехать на машине, объехав соевый завод, хотя сама дорога достаточно плохая. Доехать можно примерно вот до этой точки: 59.889277, 30.194981 (координаты для навигатора). Если же начинать путь от границы жилой застройки, где дороги в более приемлемом состоянии, то идти приблизительно 3 км.
Коса на некоторых участках настолько узкая, что из одной точки видны оба ее берега, но есть и участки, где она расширяется - в таких местах можно встретить даже достаточно большие деревья.
Когда идешь вдоль косы в сторону ее западной оконечности, во многих местах видны плотно примыкающие друг к другу гранитные блоки со следами обработки. Предполагаю, что это части волнореза, построенного еще в дореволюционные времена и защищавшего Канонерскую косу от штормов, накатывавшихся на нее с противоположной стороны от Морского канала.
В некоторых местах тропа ведет прямо по старому волнорезу.
Хотя в целом он сохранился неплохо, есть и участки, где время и стихия нарушили целостность каменной кладки.
Нужно сказать, что с морем значительная часть волнореза сейчас уже непосредственно не граничит, так как песчаные наносы сдвинули береговую линию на север от него. Теперь в таких местах образовались пляжи.
Часть тропы, ведущей к оконечности косы, выложена булыжником.
Сморится довольно колоритно. Видимо, эту дорогу сделали тоже в те времена, когда создавали дамбу.
А вот и оконечность Канонерской косы. Впереди виден еще один фрагмент дамбы, не соединенный с Канонерским островом. Слева проходит фарватер Петербургского морского канала, по которому попадают в город все крупные морские корабли.
Сам Петербургский морской канал был построен в 1875-1885 годах по инициативе и под руководством известного петербургского предпринимателя и инженера Николая Ивановича Путилова, создателя Путиловского (нынешнего Кировского) завода, и был одним из крупнейших гидротехнических сооружений своего времени.
Зачем же этот канал потребовался? Дело в том, что Финский залив достаточно мелководный, и к середине 19 века крупные морские корабли, имевшие большую осадку, уже не могли дойти до Петербурга, поэтому они разгружались в Кронштадте, откуда товары доставлялись в Северную столицу на баржах. Это сильно увеличивало стоимость доставки грузов в город на Неве и ограничивало развитие судоходства. Поэтому возник проект углубления дна Финского залива для того, чтобы морские корабли могли доходить до самого Петербурга. Именно этот 30-километровый корабельный фарватер, проходящий южнее Кронштадта и идущий до устья Большой Невы, получил название Петербургского морского канала.
Сам Путилов не дожил до введения канала в эксплуатацию. Трудности и долги, возникшие в ходе строительства, подорвали его здоровье, и он скончался в 1880 году от сердечного приступа в возрасте всего лишь 59 лет, когда основная часть работ была уже близка к завершению. Канал достроили его компаньоны Петр Борейша и Сергей Максимович. На нынешнем Канонерском острове есть Путиловская набережная, названная в честь Николая Ивановича Путилова, - она находится как раз на той стороне острова, которая примыкает к Морскому каналу.
Но вернёмся к оконечности Канонерской косы. Место это, безусловно, очень красивое и заслуживает того, чтобы его посетить, особенно если раньше вам здесь бывать не приходилось.
Ранее в западной части косы существовал маяк, который в последний раз был отмечен на карте 1993 года. Он не сохранился. Сейчас о нем напоминают фрагмент укрепленного каменной кладкой берега, на котором красуется граффити, и старые кирпичи с клеймами «О.Ф.Г.».
В Интернете мне удалось найти информацию, что клеймо «О.Ф.Г.» использовал кирпичный завод надворного советника Осипа Федоровича Голубинского, действовавший в 1870-1880-е годы. Что ж, как раз те годы, когда строился Морской канал.
Ну а о советских временах на оконечности Канонерской косы напоминает хорошо видимая с нее стела с надписью «Ленинград» на противоположном берегу Морского канала.
Эта стела, несмотря на переименование города, по-прежнему встречает корабли, входящие в Большой порт Северной столицы.
В общем, Канонерский остров - место интересное и по-своему даже в чем-то уникальное. Место, где время течет неспешно, переплетаются история и современность, дополняющиеся красивой природой и прекрасными морскими видами. Сюда хочется возвращаться.
М.С.
Если публикация вам понравилась, подписывайтесь на канал, комментируйте и ставьте лайки! А мы будем стараться сделать его еще интереснее)