В первой части статьи я подробно рассказал, что отличает комедии по-французски от других фильмов комедийного жанра:
Повторю еще раз – отнюдь не каждую комедию, снятую во Франции, следует относить к этому жанру. Если сформулировать кратко, то комедии по-французски – это фильмы с интересными историями (а не просто набор смешных сценок!), в которых мы встречаем множество тщательно продуманных комедийных эпизодов, тесно связанных с сюжетом.
Эксцентричные герои настоящей французской комедии - это не комедийные маски, а живые люди, которые не безразличны зрителю. И эти герои - настоящие французы, граждане свободной страны, что проявляется не только в поведении главных действующих лиц, но нередко и в сексуальной раскрепощенности ряда персонажей.
Что, к примеру, типично французского в комедиях группы «Шарло»? По большому счету их лучшие картины – это просто набор сценок, объединенных простейшим сюжетом. Участники «Шарло» из фильма в фильм изображали придурковатых парней. Их персонажи – это комедийные маски. И хотя эти «маски» вели себя вполне по-французски, комедии с «Шарло» не стоит относить к этому жанру.
То же самое можно сказать про популярные молодежные картины конца 70-х «Загорелые» и «Загорелые на лыжах», которые были похожи на любые другие молодежные комедии тех лет – хоть американские, хоть итальянские (зато третья часть из этого сериала – «Веселые и загорелые» (2006), снятая почти через 30 лет после первого фильма, вполне вписывается в жанр «комедии по-французски»).
Я составил небольшой список самых смешных комедий по-французски, которые считаю лучшими образцами жанра. Чаще всего они оказывались в числе самых популярных фильмов французского проката, но были и такие, которые остались практически незамеченными.
Список из 30 картин составлен по времени их появления на экранах. Начну с 50-х годов, когда главными комиками Франции были Фернандель и Бурвиль.
«Красная харчевня» («Красная таверна», 1951) Клод Отан-Лара
В этом фильме Фернандель сыграл монаха, который попадает на ночевку в харчевню в горной деревне, хозяева которой убивают и грабят своих постояльцев. Узнав из исповеди об этих преступлениях, герой Фернанделя пытается спасти заночевавших путников, не нарушая тайну исповеди…
История откровенно жутковатая, но благодаря режиссеру и Фернанделю фильм остается в рамках комедийного жанра. Это так называемая комедия-гиньоль. Или черная-пречерная комедия, похожая на американскую картину «Мышьяк и старые кружева» (1944) Фрэнка Капры.
«Баран с пятью ногами» («Такие разные судьбы», 1954) Анри Верней
Эта картина – бенефис Фернанделя. Он сыграл 6 ролей – отца («барана») и всех его пятерых сыновей. В маленькой роли засветился тогда малоизвестный Луи де Фюнес.
Картина стала второй по популярности комедией во Франции в 1954 году (на 1-м месте оказалась «Папа, мама, служанка и я», где тоже появился де Фюнес).
«Муж моей жены» («Готовим с маслом», 1963) Жиля Гранжье
«Муж моей жены» - единственный фильм, в котором играли в паре Фернандель и Бурвиль. И хотя на съемочной площадке их отношения оставляли желать лучшего, на картине это не отразилось.
По сюжету «Муж моей жены» является своеобразным ремейком итальянской комедии с Тото и Пеппино «Трехспальная кровать» (1960), которую поставил режиссер Стено. Оба фильма основаны на нежданном возвращении пропавшего на фронте мужа к своей жене, которая успела обзавестись вторым супругом. Но если в итальянском фильме все крутиться вокруг шумного героя Тото, вернувшегося домой, то у французов обаятельные герои Фернанделя и Бурвиля вполне равноправные персонажи.
Эта комедия стала самым популярным французским фильмом 1963 года (6,4 млн зрителей).
«Жандарм из Сен-Тропе» (1964) Жана Жиро
Самый кассовая кинолента во Франции в 1964 году вывела в высшую лигу французских кинозвезд Луи де Фюнеса и положила начало франшизе, состоящей из 6 картин!
«Жандарм» также стал лучшей работой известного французского режиссера Жана Жиро, на счету которого более 30 фильмов.
«Барбузы – секретные агенты» (1964) Анри Верней
В 1964 году французы делали комедии на любой вкус: о смешном жандарме из Сен-Тропе, о ловле Фантомаса, о приключениях солдата в Южной Америке («Человек из Рио»), а называющаяся в оригинале просто «Барбузы» - это шпионская комедия с Лино Вентурой, Бернаром Блие, Франсисом Бланш и Мирей Дарк.
В ней постоянно кого-то убивают и пытаются убить, но все убийцы очень забавные. Даже детям будет понятно, что все это несерьезно. В прокате Франции фильм занял 15-е место (2,4 млн зрителей).
«Большая прогулка» (1966) Жерара Ури
Абсолютная классика комедии по-французски! В главных ролях два самых популярных комика Франции 60-х – Луи де Фюнес и Бурвиль.
Сюжет о спасении французами английских летчиков из оккупированного нацистами Парижа лихо закручен и насыщен запоминающимися смешными эпизодами. Отнюдь не случайно, что «Большая прогулка» стала самой кассовой французской картиной в 20 веке (17,2 млн зрителей).
«Нежный проходимец» (1966) Жана Беккера
В 60-е годы Жан-Поль Бельмондо не так уж часто появлялся в комедиях. Его главными амплуа были разнообразные драмы и приключенческие фильмы. «Человек из Рио» (1964) был комедийным фильмом, но в первую очередь это приключенческое кино.
«Нежный проходимец» - первый удачный опыт Бебеля в чистой комедии («Охота на мужчину» тоже была такой картиной, но там у Бельмондо небольшая роль).
Здесь Жан-Поль уже не герой в смешных обстоятельствах, а чистый клоун, смешной сам по себе. Именно в этом фильме Бельмондо сыграл обаятельного прохиндея, который станет его главной комедийной маской.
В дальнейшем она ему пригодится в комедиях «Великолепный», «Неисправимый», «Чудовище», «Игра в четыре руки», «Веселая пасха»…
Фильм не стал кассовой сенсацией (2 млн зрителей), но это по-настоящему смешное кино, чья касса пострадала от тематики, рассчитанной на взрослого зрителя.
«Супермозг» («Мозг», 1969) Жерара Ури
Актерский состав этого фильма производит впечатление: Жан-Поль Бельмондо, Бурвиль, Дэвид Нивен и Илай Уоллак.
Французским продюсерам удалось собрать в одном фильме 2-х крупнейших звезд Франции, одного из известнейших британских актеров и американскую звезду вестерна. К счастью, хорош фильм не только актерами. История ограбления одного поезда сразу двумя шайками очень смешная, хотя чуть-чуть затянутая.
В этой комедии Бельмондо сыграл несколько иную роль, чем в «Нежном проходимце». Здесь он обаятельный и смешной вор, но не ловелас. Его героя интересуют только деньги.
«Супермозг» стал самым популярным французским фильмом на родине в 1969 году (5,5 млн. зрителей), обогнав «Сицилийский клан» и «Дзета».
"Высокий блондин в черном ботинке" (1972) Ива Робера
Пьер Ришар, Жан Рошфор, Мирей Дарк, Бернар Блие и Жан Карме в самой французской из всех комедий по-французски! Это настоящий комедийный шедевр, над которым время не властно.
Удивительно, но в 1972 году сразу две комедии с группой «Шарло» собрали большую кассу, чем «Высокий блондин», который посмотрели 3,4 млн французов.
Скорее всего, это произошло из-за возрастных ограничений. Все-таки в этой комедии есть сцены с не полностью одетой М.Дарк, а комедии с «Шарло» были рассчитаны на молодежную аудиторию.
«Великолепный» (1973) Филиппа де Брока
После этой комедии прозвище «великолепный» буквально приклеилось к Жан-Полю Бельмондо, сыгравшему в этой комедии 2 роли: собственно, «великолепного» агента секретной службы Боба Сен-Клера (пародию на Джеймса Бонда) и писателя-неудачника, который строчит дешевые романчики про этого агента.
В 1973 году фильм занял 5-е место среди французских картин по проданным билетам (2,8 млн).
«Неисправимый» (1975) Филиппа де Брока
Опять Жан-Поль Бельмондо в роли неисправимого афериста, который влюбляется в своего инспектора по надзору. И вновь он великолепен в этой выдающейся комедии - впрочем, как и всегда.
Интересно, но этот фильм стал более популярным в 1975 году в Западной Германии, чем на родине, где его обошли несколько комедий, включая простенькую «Шарло в Гонконге».
«И слоны бывают неверны» (1976) Ива Робера
В главных ролях Жан Рошфор, В.Лану, К.Брассер, Г.Бедо.
Эта комедия – своеобразный французский ответ на итальянский фильм «Мои друзья» (1975) Марио Моничелли. Но если у итальянцев 4 немолодых друга, ищущие развлечений – персонажи практически равноправные, то у французов герой Жан Рошфора – первый среди равных. Он и стал тем «слоном», которого потянуло на приключения.
Для него они закончились не очень весело, но со стороны наблюдать за его попытками покорения одной дамочки по-настоящему смешно. В этом фильме Рошфор сыграл одну из лучших своих комедийных ролей.
Комедия вошла в десятку самых кассовых фильмов во Франции в 1976 году и сразу же получила продолжение – «Мы все отправимся в рай» (1977) – местами смешное, но не столь удачное как первая часть.
"Чудовище" (1977) Клода Зиди
Что будет, если объединить Жан-Поля Бельмондо с главной секс-бомбой мирового кино 60-х Рэкел Уэлч? Если за дело берется Клод Зиди, то получится великолепная романтическая комедия по-французски, которая стала самой кассовой французской картиной в 1977 году.
В ней Бебель сыграл две роли – роль Бельмондо (каскадера) и кинозвезды. Не будет ошибкой назвать фильм бенефисом Бельмондо, хотя он почти каждую комедию со своим участием превращал в бенефис.
«Нежный полицейский» (1978) Филиппа де Брока
Классический французский ромком с Анни Жирардо и Филиппом Нуаре.
70-е годы стали во Франции временем романтических комедий, в которых чаще всего главную роль исполняла Жирардо, а ее партнерами были то Нуаре, то Жан-Пьер Марьель. Это лучшая из ее комедий, в которой Анни играет комиссара полиции, разрывающегося между важным расследованием и своим романом с профессором Сорбонны.
Хотя героям, мягко говоря, «уже за сорок», кино вполне подойдет и молодежи.
"Невезучие" («Приманка», 1981) Франсиса Вебера
Первый фильм главного комедийного дуэта французского кино 80-х Пьера Ришара и Жерара Депардье, который стал самым кассовым во Франции в 1981 году (7 млн. зрителей).
Если посмотреть этот фильм в детстве и потом несколько раз пересмотреть, будучи уже взрослым, то как-то не задумываешься о том, насколько абсурден сюжет у «Невезучих». В фильме герои ищут и находят невезучую девушку с помощью невезучего «детектива» (приманки), и попутно авторы убеждают зрителей, что невезучесть заразна!
Несмотря на такой хлипкий фундамент этой истории, выдающийся сценарист и режиссер Вебер снял одну из лучших французских комедий всех времен.
«Дед Мороз – отморозок» (1982) Жана-Мари Пуаре
Лучший фильм знаменитой комедийной «кино-банды» «Le Splendid», в котором сыграли 5 участников этой театрально-киношной группы, включая Тьерри Лермитта, Жозиан Баласко, Мари-Анн Шазель, Жерара Жюньо и Кристиана Клавье, с примкнувшей к ним Анемон.
По сюжету герои фильма устраивают настоящий бедлам во время встречи Рождества в маленькой службе психологической поддержки, попутно совершая самое смешное убийство в истории!
"Миллион – не деньги" (1982) Эдуара Молинаро
Пара хронических неудачников (Даниель Отой и Жерар Жюньо) пытаются ограбить банк, захватывая заложников.
Ситуация, которая могла закончиться кровавой баней, у Э.Молинаро оборачивается чередой комических эпизодов. При таком сюжете нелегко закончить историю хэппи-ендом, но создатели этого фильма с блеском решили эту проблему, сделав в финале счастливыми и грабителей, и заложников, и полицейских… И, естественно, зрителей.
«Папаши» (1983) Франсиса Вебера
Завязка кино в теории не кажется правдоподобной, но для французского фильма вполне подойдет: мама сбежавшего подростка отправляет на его поиски двух бывших любовников (Ж.Депардье и П.Ришар), каждому из которых она сообщает, что именно он отец беглеца.
Отправив своих героев в путешествие, Ф.Вебер приправил комедийный роуд-муви солидной порцией боевика и проблематикой взаимоотношений отцов и детей. Последнее ничуть не испортило комедию, поскольку наличие у одного ребенка трех отцов предоставило Веберу неиссякаемый источник для шуток.
«Папаши» вызвали меньший интерес, чем первый фильм дуэта Ришар – Депардье «Невезучие» (4,8 млн. зрителей, 4-е место в прокате 1983 года).
Любопытно, но в том году лидером французского проката стала не какая-то французская картина и даже не американская, а замечательная южноафриканская комедия «Наверно, боги сошли с ума».
«Откройте, полиция!» («Продажные», 1984) Клода Зиди
Насквозь коррумпированный коп в блистательном исполнении Филиппа Нуаре «учит жизни» новичка (Тьерри Лермитт). В итоге новичок втягивает ветерана в такую аферу, что тот оказывается в тюрьме.
По такому описанию может показаться, что это морализаторский фильм, обличающий и осуждающий коррупцию, но нет – Клод Зиди снял веселое кино о настоящей дружбе. И пусть «Зло» торжествует, зато зрителям смешно.
«Веселая пасха» (1984) Жоржа Лотнера
Немолодой мужчина отвез жену в аэропорт и решил разлечься, пока жена в другом городе. Но когда он привел домой молодую девицу, его жена неожиданно вернулась…
Весь фильм представляет собой попытку незадачливого ловеласа выкрутиться из этой неприятной ситуации. Поскольку в роли ловеласа Жан-Поль Бельмондо, наблюдать за его героем одно удовольствие.
Французам кино тоже понравилось (3,4 млн проданных билетов), но военно-приключенческий боевик с Бельмондо «Авантюристы» в том году им пришелся по душе чуть больше.
«Операция «Тушенка» («Операция «Соленая говядина», 1991) Жана-Мари Пуаре
Первая удачная комедия Жана Рено и первый фильм дуэта Рено – Кристиан Клавье. Мне кажется, у этого дуэта именно «Тушенка» является лучшим фильмом, хотя в дальнейшем будет еще 6, включая четыре из сериала «Пришельцы».
В Кинопоиске краткое содержание картины передано следующим образом: «агент французской разведки разоблачает международную сеть торговцев оружием». Формально все верно, но на самом деле это комедия о большой любви. О любви героя Рено к Родине и своей коллеге – секретному агенту. И он буквально разрывается между ними!
Фильм посмотрели в кинотеатрах не так уж много зрителей (1,5 млн), но в те годы во Франции наблюдалось чудовищное засилье американского кино. Если же брать только французские картины, то «Тушенка» заняла 4-е место в 1991 году.
А я бы дал ему первое лишь за одну сцену в общественном туалете…
"Мой отец – любовник" («Мой отец – мой герой», 1991) Жерара Лозье
Герой Жерара Депардье едет с дочерью на отдых к морю, а дочурка запускает слух, что он ее любовник…
Только французы могли придумать такое и сделать на этой абсурдной основе отличную комедию! Через три года фильм пересняли американцы с тем же Депардье в главной роли, и насколько я помню, даже не испортили эту историю.
"Деликатесы" (1991) Марка Каро и Жана-Пьера Жене
Действие комедии происходит в постапокалиптическом мире, где существуют трудности с продовольствием. К счастью для каннибалов, которые проживают в доме с предприимчивым мясником, в доме появляется новый жилец, а значит с мясом проблем не будет…
На самом деле это фильм не о каннибалах, а о любви, но в антураже сказок братьев Гримм. И фильм очень смешной.
«Нежная мишень» (1993) Пьера Сальвадори
Эпитет, который мне хочется применить к этой комедии – милая. Милая французская комедия с обаятельнейшим Жаном Рошфором, которому ассистируют молодые актеры Мари Трентиньян и Гийом Депардье – дети звезд французского кино Ж.-Л.Трентиньяна и Ж.Депардье (к сожалению, дети рано ушли из жизни).
Кино во Франции прошло совершенно незамеченным, но мне остается лишь пожалеть французов, которые его пропустили.
"Коварство славы" (1994) Мишеля Блана
В этой комедии режиссер Мишель Блан сыграл две роли: знаменитого актера и режиссера Мишеля Блана и жулика, выдающего себя за Блана. Этот жулик изнасиловал кинозвезду Жозиан Баласко, за что полицейские арестовали Мишеля Блана…
В картине в маленьких ролях можно увидеть почти всех участников кино-банды «Le Splendid», которые, как и Блан с Баласко, «сыграли» самих себя.
"Индеец в Париже" (1994) Эрве Палю
Комедия с Тьерри Лермиттом о столкновении первобытной и современной городской цивилизации в духе «Наверное, боги сошли с ума» в интерпретации французов.
Южноафриканец Джэми Юйс в «Богах» средствами комедии убедительно доказал, насколько первобытное общество бушменов живет более разумно, чем так называемое цивилизованное. В «Индейце в Париже» акцент сделан на смешных ситуациях, связанных с приездом «дикаря» в Париж, который оказывается еще более диким. Особой философской глубины здесь нет, но в комедии можно обойтись и без нее.
«Индеец» стал самым популярным французским фильмом в 1994 году (7,8 млн зрителей).
"Такси" (1998) Жерара Пиреса (сценарист и продюсер Люк Бессон)
Расизм тоже может быть смешным. Белые французы в этом фильме (да и немцы заодно) – откровенно туповаты. Но к счастью, Франция переполнена иммигрантами из Африки. Они и спасут страну, женившись на белых француженках – такова главная идея этой смешной комедии. Но лучше о смысле этого фильма не задумываться. Особенно, если вы живете во Франции.
«Такси» – симбиоз комедии и фильма о гонках. И второе не очень здорово, учитывая, что герой фильма Даниель на своем такси носится по Марселю, не соблюдая никаких правил, а авторы фильма внушают зрителям, что он большой молодец.
Фильм положил начало целой франшизе и «Такси-2» Жерара Кравчика стало еще успешнее первой части (6,5 млн человек), став лидером французского проката в 2000 году (10,3 млн зрителей).
«Невероятная история Амели Пулен» («Амели», 2001) Жана-Пьера Жене
Все люди делятся на 3 категории: тех, кто обожает этот фильм; тех, кто его не переваривает и тех, кто его еще не посмотрел.
«Амели» - сказочная романтическая комедия. По большому счету все романтические комедии – это сказки, но у Жана-Пьера Жене все настолько сказочное, что дальше некуда: не только все герои (включая снеговика), но и сам Париж, где происходит большая часть действия.
Режиссер снял столицу Франции так, что в его фильме она выглядит как самый восхитительный город на планете.
Откровенные сказки нравятся не всем, но я люблю их с детства, поэтому и «Амели» стал моим любимым фильмом. И не только моим – это один из самых кассовых французских фильмов в мире (собрал в кинотеатрах 174 млн $).
Необходимо особо отметить, что его нельзя смотреть дублированным. Дубляж напрочь убивает сказочную атмосферу. "Амели" хорошо воспринимается в переводе Петра Карцева или в оригинале с субтитрами.
"Грегуар Мулен против человечества" (2001) Артюса де Пенгерна
«Грегуар Мулен» - замечательная эксцентрическая комедия, которая на 100 % французская, но в то же время она не похожа ни на какую другую известную комедию made in France.
Артюс де Пенгерн – не самый известный французский актер, сценарист и режиссер. Лично мне он запомнился по «Амели». Но когда я посмотрел «Грегуара Мулена» с Арюсом в главной роли, то теперь он для меня ассоциируется только с этим бедовым персонажем.
Эта картина прошла во Франции совершенно незамеченной, что можно объяснить отсутствием в фильме звезд и, скорее всего, надлежащей промо-компании.
«Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» (2002)
Если бы в этой сказочной комедии о путешествии Астерикса и Обеликса в Египет в самом финале не появился Зинедин Зидан, то она бы была идеальной. А с ним один недостаток у фильма все-таки есть.
«Миссия Клеопатра» была во Франции такой популярной (14,5 млн зрителей), что намного обогнала в прокате второго «Гарри Поттера» и вторую часть «Властелина колец». Интересно, что том году за первенство соревновались исключительно вторые части различных кинофраншиз…
В конце скажу несколько слов на тему: «а почему здесь нет вот этой комедии?».
Во-первых, потому что это мой список.
Во-вторых, потому что он не безграничный. К примеру, можно было включить «Разиню»? – Можно, но с Бурвилем и Луи де Фюнесом есть «Большая прогулка» - на мой взгляд, их второй совместный фильм интереснее, хотя «Разиня» тоже смешная комедия.
И, в-третьих, совсем не факт, что та комедия, которая вам понравилась, относится именно к «комедиям по-французски».
Чтобы разобраться с этим жанром, почитайте первую часть этой статьи:
И, в-четвертых, «1+1» (2011) - это не комедия. Поэтому этой картины нет в моем списке.
ДРУГИЕ МОИ СТАТЬИ О ФРАНЦУЗСКОЙ КОМЕДИИ: