Найти тему

История кино. Почему Луи де Фюнес так долго не получал главных ролей?

Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что французский актер Луи де Фюнес (1914-1983) - один из самых выдающихся комиков 20 столетия.

Но так стали воспринимать де Фюнеса примерно через два десятилетия после его дебюта в кино. Многие годы во Франции его считали актером эпизодов и небольших ролей.

молодой Луи де Фюнес (справа)
молодой Луи де Фюнес (справа)

Луи пришел в кино сразу после войны, в 1945 году, практически одновременно с другим великим комиком – Бурвилем. Бурвиль стал звездой после своего третьего фильма («Не так глуп», 1946) и оставался одним из самых популярных актеров Франции до своей смерти в 1970 году. Луи де Фюнес получил свою первую главную роль после 12 лет работы в кино, когда на его счету было более 80 ролей!

Да и то, исполнив три подряд больших роли в 1957-1958 годах, де Фюнес не стал полноценной кинозвездой, и прошло еще целых 6 лет, прежде чем он присоединился к Бурвилю, Жану Габену и Лино Вентура на небосклоне французского кино. Еще через пару-тройку лет Луи де Фюнес стал самым кассовым актером французского кино, и оставался таковым все 70-е годы!

-3

Как так получилось, что Луи де Фюнеса с его очевидным комическим талантом столь долго не замечали французские зрители и продюсеры?

Чтобы ответить на этот вопрос, я ознакомился с несколькими десятками ранних картин актера и еще раз пересмотрел его главные хиты, неоднократно виденные мной ранее. В результате я сделал следующие выводы.

Полагаю, что причин долгой дороги де Фюнеса к славе как минимум три, и все они тесно связаны друг с другом.

Первая причина прохладного отношения к актеру со стороны публики и продюсеров с режиссерами, в принципе, достаточно очевидна – это непритязательная внешность актера.

Давайте посмотрим на актера непредвзятым взглядом, забыв, какой большой звездой он стал в итоге. В этом нам помогут несколько изображений актера из фильмов 50-х годов.

«Папа, мама, служанка и я» (1954)
«Папа, мама, служанка и я» (1954)
комедия «Гусары» (1955)
комедия «Гусары» (1955)

На них мы видим некрасивого низенького мужчину (164 см) с откровенно плутовским лицом, глядя на которое так и ожидаешь, что он выкинет какую-нибудь гадость! Разве такой тип может быть киногероем? Конечно, нет!

Главный герой в кино должен быть обаятельным! У Луи де Фюнеса обаяние преимущественно отрицательное. Подходящие ему типажи в кино – это жулики, сердитые соседи, мелкие чинуши и прочие сомнительные персонажи. Именно таких типов он и играл на раннем этапе своей карьеры.

-6

На фото вверху де Фюнес в одном из своих ранних фильмов «Апрельская рыбка», где главную роль исполнил Бурвиль. В картине у де Фюнеса был маленький эпизод. Актер исполнил роль инспектора, который преследует героя Бурвиля за рыбалку с нарушением правил. Персонаж откровенно отрицательный, хотя и забавный.

«Папа, мама, служанка и я»
«Папа, мама, служанка и я»

В комедии «Папа, мама, служанка и я» (1954) Луи изобразил смешного соседа. На кадрах из фильма хорошо заметно, что его герой – откровенный плут. И не потому, что у актера была соответствующая роль. Нет, он должен был просто сыграть забавного соседа, но поскольку сам де Фюнес выглядел как жулик, его внешность неизбежно отражалась на характере персонажа.

молодой Бурвиль с Брижит Бардо в фильме "Нормандская дыра" (1952)
молодой Бурвиль с Брижит Бардо в фильме "Нормандская дыра" (1952)

По общему правилу, чтобы зрителю был интересен герой, он должен ему сопереживать. Упоминаемый ранее Бурвиль был обаятельным от природы, и даже когда он представал в образе деревенского дурачка, зрителям нравился его герой за счет обаяния самого актера. Бурвиль в этой «маске» простофили переходил из фильма в фильм, быстро став одной из самых кассовых кинозвезд Франции.

Луи де Фюнесу с его внешностью плута было неизмеримо труднее пробиться, чем Бурвилю. Ему нужна была такая роль, где его отрицательное обаяние «жулика» шло бы ему в плюс, чтобы зрители полтора часа с интересом следили за историей его персонажа.

кадр из фильма "Совершенно некстати"
кадр из фильма "Совершенно некстати"

Продюсеры долго не давали де Фюнесу таких ролей. Первую главную роль незадачливого самоубийцы он сыграл в достаточно удачной комедии Мориса Регами «Совершенно некстати» (1957), которая очень неплохо прошла во французском прокате для фильма без звезд (1,8 млн зрителей).

кадр из фильма "Не пойман – не вор"
кадр из фильма "Не пойман – не вор"

У нас обычно этот смешной фильм игнорируют и называют первой большой ролью де Фюнеса картину, которая была в советском прокате - «Не пойман – не вор» (1958) Ива Робера, которая собрала чуть большую аудиторию, чем «Совершенно некстати» (2,5 млн проданных билетов).

"Такси, прицеп и коррида"
"Такси, прицеп и коррида"

Необходимо отметить, что 1958 год стал удачным для де Фюнеса не только по причине успеха «Не пойман – не вор». Осенью того же года в прокат вышла еще одна популярная картина с участием Луи в главной роли - «Такси, прицеп и коррида» Андре Юнебеля.

Итак, актер сыграл в трех подряд успешных проектах в главных ролях, но… Дальше все вернулось на круги своя. Словно и не было этих картин.

В следующие несколько лет уделом де Фюнеса вновь стали небольшие роли: в двух итальянских картинах с комиком Тото – «Пройдоха» (1959) и «Тото в Мадриде» (1959), во французских - «Кандид или оптимизм» (1960), «Некоторым нравится похолоднее» (1960), «Капитан Фракасс» (1961), «Прекрасная американка» (1961), «Вендетта» (1962), «Джентльмен из Эпсома» (1962)...

с Франсисом Бланшем в комедии «Вендетта» (1962)
с Франсисом Бланшем в комедии «Вендетта» (1962)

За четыре года (1959-1962) из 14 ролей на счету де Фюнеса была лишь пара главных, да и то одна из них в несмешной и провальной комедии «В воде, в которой пузыри» (1961). Часто имя актера в титрах фильма шло в самом начале, что намекало зрителям, что у актера главная роль, но по факту оказывалось, что его экранному персонажу отведено не так уж много времени – как в комедиях «Мы поедем в Довиль» (1962) и «Вендетте» (1962).

Почему карьера де Фюнеса вновь забуксовала? Казалось бы, в 1958 году жизнь 44-летнего актера наладилась, он стал хорошо известен во Франции, продюсеры убедились, что его фильмы могут приносить прибыль... И в этот момент ему практически перестают предлагать главные роли!

Мне кажется правильный ответ заключается в том, что в картинах «Совершенно некстати», «Не пойман – не вор» и «Такси, прицеп и коррида» Луи де Фюнес еще не нашел тот образ (комическую маску), который принесет ему настоящую славу чуть позднее.

кадр из фильма "Жандарм из Сен-Тропе"
кадр из фильма "Жандарм из Сен-Тропе"

Если вы смотрели главные хиты актера, начиная с его «Жандарма из Сен-Тропе» (1964), вы должны быть хорошо знакомы с классической «маской» де Фюнеса, которую можно назвать маской "маленького начальника" («маленького диктатора»).

При всей разнице его героев, Луи в своих самых популярных фильмах, по сути, играл одного и того же персонажа, который был эксцентричен, энергичен и постоянно командовал, буквально терроризируя окружающих.

Маленьких начальников (диктаторов) в 60-70-е годы он переиграл множество: таким был его жандарм из Сен-Тропе, комиссар полиции, который ловит Фантомаса, торговец во «Взорвите банк!» (1964), мафиози в «Разине» (1965), дирижер из «Большой прогулки» (1966), ресторатор в «Ресторане господина Септима» (1966), коммерсанты де Фюнеса в «Оскаре» (1967), «Приключении раввина Якоба» (1973) и «Склоке» (1978), аристократ в «Мании величия» (1971).

жандарм Крюшо с начальником
жандарм Крюшо с начальником

Поскольку типичный герой де Фюнеса не был очень важной персоной, то перед действительно большим начальством он вел себя совсем иначе, чем с подчиненными и семейными – он лебезил и чрезмерно угодничал, что тоже всегда выглядело смешным.

Добавив к этим особенностям его нового образа фирменные ужимки де Фюнеса, которыми он овладел в ходе своей долгой карьеры, мы получим классического Луи де Фюнеса, которого сегодня знают все.

кадр из фильма "Ресторан господина Септима"
кадр из фильма "Ресторан господина Септима"

Когда Луи стал использовать маску «маленького диктатора», его герои стали буквально излучать энергию, подавляя своим темпераментом всех окружающих. Именно поэтому Бурвиль, изображавший тюфяков в совместных фильмах с Луи де Фюнесом («Разиня» и «Большая прогулка»), терялся на фоне партнера. Да и не только он. Все остальные тоже уходили на второй план.

Поскольку в этом образе Луи полюбился зрителю, то сам актер с середины 60-х годов уже не стремился играть кого-то другого. «Кого-то другого» он вдоволь наигрался в 50-е годы, когда никак не мог добиться успеха, поэтому его приверженность найденному образу «маленького диктатора» вполне понятна.

«Жандарм и инопланетяне»: все, кто смотрел это кино, должны помнить, что произойдет несколькими секундами позднее...
«Жандарм и инопланетяне»: все, кто смотрел это кино, должны помнить, что произойдет несколькими секундами позднее...

После 1975 года, когда де Фюнес дважды пережил инфаркт, его герой постарел вместе с самим актером и его диктаторские замашки существенно смягчились.

По всей видимости, Луи уже не хватало энергии, чтобы играть в той по-настоящему взрывной манере, которая была характерна для него с середины 60-х. Это хорошо заметно по хиту советского проката – «Жандарм и инопланетяне» (1978), где 64-летний де Фюнес выглядит очень старым.

Когда де Фюнес окончательно нашел свой образ и превратился на экране в «маленького диктатора»?

кадр из фильма "Пик-пик"
кадр из фильма "Пик-пик"

Мне кажется, что окончательно это произошло в комедии «Пик-пик» (1963) Жана Жиро, которая стала их первой совместной картиной. Эта встреча актера и режиссера стала судьбоносной для обоих. После достаточно успешного «Пик-пик» Жиро взял Луи де Фюнеса в свои следующие фильмы – «Взорвите банк!» и «Жандарм из Сен-Тропе», которые вышли в прокат в 1964 году, и после «Жандарма» карьера обоих резко пошла в гору (эта комедия стала лидером французского проката того года).

Можно смело сказать, что Жиро нашел своего актера, а де Фюнес – своего режиссера, с которым они на пару сделали больше десятка комедий.

Луи де Фюнес в «Пригородные поезда» (1960)
Луи де Фюнес в «Пригородные поезда» (1960)

В «Пик-пик» образ «маленького диктатора» уже обрел свою завершенность, а более ранние эксперименты Луи с этой «маской» можно увидеть в комедии «Пригородные поезда» (1960), «Вендетте» (1962), «Мы поедем в Довиль» (1962) и «Цепная реакция» (1963).

«Маленький диктатор» Луи де Фюнеса в «Мы поедем в Довиль»
«Маленький диктатор» Луи де Фюнеса в «Мы поедем в Довиль»

Во всех перечисленных картинах у де Фюнеса были не очень большие роли (в «Вендетте» совсем маленькая), а сами фильмы не стали успешными, поэтому его новая манера игры не была сразу оценена по достоинству киношниками и зрителями. Но режиссер Жан Жиро сделал ставку на «нового де Фюнеса» и не прогадал.

Вернемся в 50-е годы. В те времена Луи практически не использовал маску "маленького начальника" (я видел его в этом образе лишь в телевизионной комедии «Блоха в ухе» (1956), после которой он долго не использовал его).

кадр из фильма "Малютки у простофили" (1956)
кадр из фильма "Малютки у простофили" (1956)

Де Фюнес играл роли в разной манере, в зависимости от особенностей изображаемого героя. В некоторых картинах ему удавалось выглядеть смешным даже в небольших эпизодах («Бонифаций – сомнамбула», «Папа, мама, служанка и я»), но были и такие фильмы, где он умудрялся остаться совершенно незаметным.

Если обратиться к трем главным картинам де Фюнеса в 50-е годы - «Совершенно некстати», «Не пойман – не вор» и «Такси, прицеп и коррида», то во всех у него разные комическое амплуа. В первом – он недотепа, во втором – пройдоха, в третьем он просто смешной таксист.

пройдоха в «Не пойман – не вор»
пройдоха в «Не пойман – не вор»

Ни в одной из кинолент он еще не напоминает жандарма Крюшо или другого «маленького начальника». Вполне вероятно, что именно отсутствие устоявшейся «маски» в то время помешало де Фюнесу закрепить свой первоначальный успех уже в конце 50-х.

… Откуда в принципе взялся образ «маленького диктатора» в творчестве де Фюнеса, с которым он буквально сроднился с середины 60-х? Это очень интересный вопрос. Я не припомню активного использования французскими комиками подобной «маски» в более ранние времена. Ни Фернандель, ни Бурвиль не играли в такой манере. Жак Тати имел свою «маску», но она напоминала «мистера Бина».

Сам Луи, изобразив «маленького диктатора» в середине 50-х, не возвращался к этому образу несколько лет. Скорее всего, Луи де Фюнес решил вспомнить про него после работы со знаменитым итальянским комиком Тото, с которым они пересеклись на двух картинах в конце 50-х.

Луи и Тото в "Тото в Мадриде"
Луи и Тото в "Тото в Мадриде"

Тото во многих своих комедиях играл подобный типаж – в том числе в «Тото в Мадриде» (1959), где вместе с ним снимался де Фюнес.

Вскоре после съемок этой картины Луи предстал в образе «маленького диктатора» в «Пригородных поездах», а затем стал использовать его в других картинах. Но о буквальном повторении «маски» Тото в случае Луи говорить нельзя, поскольку «диктаторы» французского комика были более экспрессивными, и у них была неповторимая фирменная мимика Луи де Фюнеса.

"Мышь среди мужчин" (1964)
"Мышь среди мужчин" (1964)

Подведу итог. Путь к славе прирожденному комику Луи де Фюнесу сильно затруднила его непритязательная внешность. Она отпугивала продюсеров, не дававших ему подходящие роли, которые смогли бы нивелировать недостатки его внешности. С другой стороны, сам актер долго не мог найти тот образ, который придется по вкусу зрителям, что тоже смущало продюсеров, поскольку они не понимали, в каких ролях лучше всего будет выглядеть этот актер.

К счастью для всех, к 50-летию актера звезды сошлись: Луи нашел подходящую ему комедийную «маску», а продюсеры стали давать актеру главные роли в перспективных проектах, где он смог предстать в своем новом образе. И кинозвезда родилась!