Найти тему

История кино. Комедийные «кино-банды» из Франции.

Оглавление
комик-группа "Шарло" в полном составе
комик-группа "Шарло" в полном составе

В истории кино можно вспомнить немало комедийных актеров, которые добивались успеха у зрителей в составе устойчивого дуэта, переходящего из фильма в фильм.

В Америке было несколько таких дуэтов: Лорел и Харди, Эбботт и Костелло, Джерри Льюис и Дин Мартин, Джек Леммон и Уолтер Маттау. В Италии - Тото и Пеппино, Чиччо и Франко, Бад Спенсер и Теренс Хилл, Лино Банфи – Альваро Витали…

Часть из перечисленных актеров были интересны зрителям только в составе дуэта (Эбботт и Костелло), а такие люди как Тото или Джек Леммон были вполне самодостаточны и без своих привычных партнеров.

Кросби, Ламур и Хоуп
Кросби, Ламур и Хоуп

Были в мировом кино и более крупные комик-формирования, когда трое и более комедийных актеров длительное время снимались все вместе. В Америке первой устойчивой комической тройкой стали Боб Хоуп, Бинг Кросби и Дороти Ламур, которые в 40-60-е годы появились в семи комедиях франшизы «Дорога на… («Дорога на Рио», «Дорога на Бали» и т.д.).

В СССР была своя великолепная тройка: Трус (Георгий Вицын), Балбес (Юрий Никулин) и Бывалый (Евгений Моргунов). Хотя эти трое сыграли главные роли лишь в двух короткометражках и двух полнометражных комедиях, их популярность в Советском Союзе была огромной.

В Италии тоже была подобная троица, объединенная франшизой «Фантоцци», состоящая из Паоло Вилладжо (Фантоцци), Жижи Редер (бухгалтер Филини) и Анны Маццамауро (синьорита Сильвани), которые вместе сыграли в 10 фильмах этого киносериала.

актеры из франшизы "Carry on"
актеры из франшизы "Carry on"

Были в мировом кино и более многочисленные бригады кино-комиков. В Британии несколько комических актеров переходили из фильма в фильм в рамках киносериала «Carry on» (название этих комедий обязательно начиналось с фразы: «Carry on»: например, «Carry on Teacher», «Carry on Cruising»…). С конца 50-х гг. за 2 десятка лет их создатели наштамповали около трех десятков фильмов. Режиссером этих картин был Джеральд Томас, а в главных ролях снимались практически одни и те же актеры: Кеннет Уильямс, Сидни Джеймс, Кеннет Коннор, Чарльз Хоутри, Джоан Симс.

Во Франции "кино-банд" было целых две. С первой из них – группой «Шарло» советские зрители были знакомы очень хорошо, а вторая - под названием «Le Splendid» («Великолепный») у нас была совершенно неизвестна, хотя большинство ее участников российские зрители знают в качестве звезд французского кино.

«Шарло» («Безумцы»)

"Шарло" - мушкетеры
"Шарло" - мушкетеры

В одной из статей о группе «Шарло» я прочел, что мы, советские зрители, оказывается, «запомнили их: Жерар Ринальди, Жан Саррюс, Жерар Филипелли, Жан-Ги Фешнер». Мне кажется, все было наоборот – их имен практически никто не знал (кроме тех немногих людей, кто готовил их комедии к прокату в СССР), но название «Шарло» действительно было хорошо известно десяткам миллионов советских граждан.

Их фильм «Четыре мушкетера Шарло» (1974) в СССР посмотрели 56 миллионов человек, а «Новобранцы идут на войну» (1974) - 50 млн. Показывали в советских кинотеатрах и продолжение «Четырех мушкетеров» - «Четверо против кардинала» (1974). Данных по зрителям, которые пришли в кинотеатры на вторую часть, в открытом доступе я не нашел, но, думаю, что их было не сильно меньше, чем зрителей первой (по своему содержанию эти два фильма были 1-й и 2-й сериями одной картины).

В 1989 году в СССР закупили еще одну классическую комедию «Шарло» - «Сумасшедшие на стадионе» (1972), но этот кинофильм остался незамеченным широким зрителем, поскольку в то время кинопрокат в Советском Союзе загибался, в крупных городах повсюду открывались видеосалоны, где показывали преимущественно американское кино, да и в принципе в те бурные годы нам было уже не до «Шарло» ….

-5

Была ли группа так же популярна на родине, как в СССР? Да, но очень недолго. Их комедии регулярно собирали полные залы в первой половине 70-х, но затем от коллектива отпал Жан-Ги Фешнер (брат известного кинопродюсера), после чего их карьера резко пошла на спад. После 1975 года вышли еще 6 фильмов с участием «Шарло», но интерес публики к ним был невелик.

Дебют группы в кино стал по-настоящему триумфальным. Их первый фильм «Большая Ява», выпущенный в самом начале 1971 года, привлек в кинотеатры весьма солидную аудиторию для Франции - 3,3 млн человек, а вышедший в декабре того же года «Безумные новобранцы» стал лидером французского проката 1971 года (7,6 млн зрителей). Первая комедия «Шарло» – совсем примитивная, а вторая, поставленная выдающимся комедиографом Жераром Ури – более качественное кино, хотя и в нем многие шутки оставляли желать лучшего.

Были популярны во Франции также «Сумасшедшие на стадионе» (1972) – 5,7 млн проданных билетов (2-е место в прокате), «Шарло в Испании» (1972) – 4,1 млн. (5-е место), «Большой переполох» (1973) – 3,9 млн (4-е место), «Новобранцы идут на войну» (1974) – 4,1 млн (5-е место). Последние приличные сборы из фильмов «Шарло» оказались у комедии «Из Гонконга с любовью» (1975).

-6

Интересно, но два фильма о мушкетерах и их слугах (роли слуг исполнили «Шарло») во Франции были приняты гораздо спокойнее, чем в СССР. Достаточно сказать, что их следующий фильм - «Новобранцы идут на войну» в одиночку привлек в кинотеатры больше зрителей, чем две картины про слуг мушкетеров.

Мне кажется, меньшая популярность «Мушкетеров Шарло» во Франции вызвана несколько иным юмором этих псевдоисторических картин. Их снял ветеран Андре Юнебель, которому к тому времени стукнуло 77 лет (!), и, похоже, что он ориентировался на более взрослую аудиторию, чем 40-летний Клод Зиди, на счету которого самые популярные фильмы «Шарло».

Зиди снимал комедии для подростков, уделяя больше внимания не сюжету картин, а тщательной постановке отдельных эпизодов. В результате его фильмы были просто набором отдельных сценок, но эти сцены часто были реально смешными. Этого было достаточно для молодых зрителей. У Юнебеля сюжет какой-никакой все-таки был, но он его растянул на 2 фильма общей продолжительностью более 3 часов! В результате основная аудитория «Шарло» эти фильмы не приняла, а нам в СССР было все равно, кто снял эти фильмы с «веселыми придурками»: «на безрыбье и рак щука».

-7

По большому счету европейскими звездами ребята из «Шарло» так и не стали. Пару их фильмов показали в Италии. В ФРГ все их главные хиты были в прокате, но кассы не сделал ни один из них. Похоже, из больших стран эта «кино-банда» была популярна только на родине и в Советском Союзе.

Как получилось, что участники музыкальной группы оказались успешны в роли комиков, словно их набирали для участия в комических представлениях, а не для исполнения музыки?

На самом деле их успех в кино вполне закономерен, поскольку группа «Шарло» изначально была юмористической: парни пели смешные песенки и делали пародии на известные шлягеры. Еще задолго до кинокарьеры по их записям на ТВ хорошо заметно, что они настоящие комики. Поэтому их приглашение в кино было лишь делом времени.

Обложка пластинки группы "Шарло"
Обложка пластинки группы "Шарло"

В чем секрет популярности «Шарло»? Однозначно, не в художественном уровне их комедий. Французское кино дало миру множество замечательных произведений комедийного жанра, но картины с «Шарло» к ним не относятся. Основное содержание этих фильмов – это набор разнообразных сценок, связанных одной темой ( «Шарло» в армии, на отдыхе в Испании, в Гонконге, на стадионе…). Иногда эти разрозненные эпизоды действительно были смешные, но в их картинах было немало откровенно глупых и примитивных шуток.

Я думаю, популярность этой комик-группы во Франции была вызвана сочетанием нескольких факторов.

Во-первых, они дебютировали сразу после того, как из жизни ушли Бурвиль и Фернандель – двое из трех главных французских послевоенных комиков (третий – де Фюнес). Де Фюнес еще активно снимался, но он уже был пожилой дядька – когда появились «Шарло», ему было 56 лет, а молодым зрителям требовались комики, похожие на них самих. Бельмондо часто снимался в комедиях, но и ему было почти сорок! Ниша комиков для подростков в возрасте «слегка за двадцать» была пуста.

-9

Во-вторых, «Шарло» действительно выглядели смешными. По отдельности никто из них не был выдающимся комиком, но вместе они смотрелись весьма гармонично. И отнюдь не случайно, что даже в начальных титрах своих фильмов они позиционировали себя как коллектив («Шарло» в фильме…), не указывая своих имен.

В-третьих, простой юмор их картин пришелся по вкусу первому послевоенному поколению «бунтовщиков без причины», которые устраивали беспорядки в стране, требуя от предыдущих поколений нечто, чего эти бунтовщики не могли толком сформулировать. Этому «поколению 1968 года» нужны были свои киногерои – такие же придурки, как и они. «Шарло» вполне подошли на эту роль. По сути, они никого не играли, а изображали «сами себя» - молодых обалдуев. В этом образе они переходили из картины в картину.

-10

Собственно, это однообразие и стало одной из причин их быстрого заката. Ребята старели, их основная аудитория тоже и «Шарло» должны были как-то меняться, чтобы оставаться актуальными в конце 70-х, подстраиваясь под свою взрослеющую публику. Парни этого сделать не сумели, и их вытеснили с вершин хит-парадов их ровесники Пьер Ришар, Колюш и более молодые комики из группы «Le Splendid».

Нужно отметить, что в СССР и Франции группа воспринималась по-разному. Для нас это были четыре балбеса. В ином составе до Союза они не доехали. Для французов «Шарло» изначально была группой из пятерых парней. После первых двух фильмов «банду» покинул Луиш Регу, а еще через несколько лет «Шарло» превратилось в тройку.

Жерар Ринальди - справа. Рядом - Жак Сейлер.
Жерар Ринальди - справа. Рядом - Жак Сейлер.

В 80-е годы мне казалось, что среди этой четверки явно выделяется симпатичный невысокий брюнет – наименее придурковатый из всех. Это был Жерар Ринальди, который действительно был лидером коллектива и ведущим солистом музыкальной группы.

Жерар единственный из четверки активно снимался в кино без других участников, и он первый из коллектива, кто ушел из жизни в 2012 году (в возрасте всего 69 лет).

Жак Сейлер
Жак Сейлер

В конце моего рассказа о «Шарло» необходимо упомянуть еще одного смешного дядьку – Жака Сейлера, который не был членом группы, но снялся в шести самых успешных фильмах «Шарло» в ролях антагонистов главных героев. Он был постарше участников коллектива и некоторым из них годился в отцы.

Жак Сейлер в одной из эпизодических комедийных ролей в начале карьеры
Жак Сейлер в одной из эпизодических комедийных ролей в начале карьеры

Жак начал сниматься в кино еще в конце 50-х, но успеха добился только вместе с группой. Можно даже сказать, что он был приглашенным участником или пятым «Шарло» после быстрого ухода Луиша Регу.

О Регу речь пойдет впереди, поскольку именно он сумел поработать в кино не только с «Шарло», но и с участниками следующей кино-банды…

«Le Splendid» («Великолепный»)

Шазель, Лермитт, Жюньо (стоит), Клавье, Баласко, Муано
Шазель, Лермитт, Жюньо (стоит), Клавье, Баласко, Муано

В 70-е годы во Франции появилась еще одна комическая банда под кодовым названием «Le Splendid», которая поначалу играла в одноименном театре. В ее первоначальном составе были пять парней (друзья детства - Кристиан Клавье, Мишель Блан, Тьерри Лермитт, Жерар Жюньо, а также Бруно Муано) и три женщины (Жозиан Баласко, Мари-Анн Шазель, Клер Маньен).

Временами к группе присоединялись Доминик Лаванан и Анемон, которые позднее стали известными актрисами, и Мартин Ламотт.

-15

«Le Splendid» стала своеобразной заменой «Шарло» для французского зрителя. Поначалу почти все участники пробовали свои силы в кино по одиночке в небольших ролях, а в качестве «кино-банды» они впервые появились в комедии с Колюшем – «Вы не получите Эльзас и Лотарингию» (1977). Из участников театральной группы в этом фильме не приняли участие только Ж.Баласко и К Маньен.

"Загорелые"
"Загорелые"

Но «Эльзас» все-таки был проектом Колюша, а первым фильмом собственно «Le Splendid» стали «Загорелые» (1978) Патриса Леконта – простенькая пошловатая комедия об отдыхе у моря группы друзей. Из восьми членов труппы здесь играли семь (не было только К.Маньен, которая поначалу не снималась в кино с другими участниками).

«Загорелые» очень хорошо прошли во французском прокате (2,3 млн зрителей), что положило начало целой серии комедий, в которых появлялись большинство участников «Le Splendid», если считать постоянных вместе с «приглашенными» (обычно из восьми человек в одном фильме участвовали 6-7 постоянных членов группы плюс 1-2 «друга группы»):

«У героев не мерзнут уши» (1978) – 7 «бандитов» + Ламотт (не смотрел);

«Загорелые на лыжах» (1979) - 7 + Лаванан (так себе комедия);

«Клевые девушки» (1981) – 4 + Анемон и Ламотт (забавное кино);

герои из фильма "Дед Мороз – отморозок"
герои из фильма "Дед Мороз – отморозок"

«Дед Мороз – отморозок» (1982) - 7 + Анемон и Ламотт (очень смешной фильм);

«Папочка вступил в Сопротивление» (1983) – 6 + Лаванан и Ламотт (ни рыба, ни мясо);

«Сцены из жизни» (1985) – киноальманах, в котором участвовали 5 членов группы + Анемон и Ламотт (ничего особенного);

«Дед Мороз – мусор (1985, ТВ) – 5 + Анемон (не видел);

«Профессиональные тайны доктора Апфельглюка» (1991) – 6 + Лаванан и Ламотт (не смотрел);

«Коварство славы» (1994) – 7 + Лаванан (отличное кино!);

кадр из фильма "Веселые и загорелые"
кадр из фильма "Веселые и загорелые"

«Веселые и загорелые» (2006) - 7 + Лаванан и Ламотт (неплохо, неплохо…).

Самым популярным у «Le Splendid» оказался последний фильм группы, который в кинотеатрах посмотрели 10,3 млн зрителей (он, пожалуй, и самый удачный из сериала «Загорелые»), а из ранних картин - «Папочка вступил в Сопротивление» (1983)– 4 млн.

Супруги Шазель и Клавье в комедии "Клевые девушки" (1981)
Супруги Шазель и Клавье в комедии "Клевые девушки" (1981)

После двух фильмов из сериала «Загорелые», где все участники «банды» имели достаточно большие роли, в следующих общих проектах «Le Splendid», обычно солировали один или двое членов группы, а остальные участники коллектива были на подхвате, часто появляясь совсем в маленьких эпизодах – по сути, чтобы отметиться в одной компании с друзьями.

Исключением стал «Дед Мороз – отморозок», где основные роли исполнили Лермитт, Баласко, Шазель, Жюньо, Клавье и Анемон. Пожалуй, это лучший фильм этой «кино-банды». На мой вкус, он самый смешной.

Мишель Блан (в очках) и Кароль Буке (тоже)
Мишель Блан (в очках) и Кароль Буке (тоже)

Не менее забавной получилась кинолента «Коварство славы», но в нем главную роль исполняет лишь один член «Le Splendid» - Мишель Блан, сыгравший знаменитого актера Мишеля Блана и жулика, выдающего себя за Блана. Этот жулик изнасиловал кинозвезду Жозиан Баласко, за что полицейские арестовали Мишеля Блана…

"Le Splendid" в "Коварстве славы"
"Le Splendid" в "Коварстве славы"

Веселая французская комедия на весьма актуальную для нас тему двойников должна прийтись по вкусу любителям французского кино. В ней можно увидеть почти всех участников «Le Splendid», которые, как и Блан с Баласко, «сыграли» сами себя. Но все остальные члены «кино-банды» появляются в фильме лишь в некоторых эпизодах.

В момент своего появления на экранах, в конце 70-х, новая «кино-банда» заняла ту комедийную нишу, в которой работали несколькими годами ранее «Шарло» - нишу комедий для молодых зрителей, где много глупых и пошловатых сцен, что всегда нравилось подросткам. Но если «Шарло» так и не смогли сменить свою специализацию, то актеры «Le Splendid» смогли отойти от простых комедий, расширяли свой творческий диапазон и с возрастом превратились в коллективное лицо французского кино.

Кто-то из них в дальнейшем остался верен комедийному жанру, больше появляясь именно в комедиях (Клавье, Жюно), а другие снимались в самых разнообразных фильмах (Блан, Баласко, Лермитт).

Слева направо: Жюньо, Клавье, Баласко, Блан, Шазель, Лермитт
Слева направо: Жюньо, Клавье, Баласко, Блан, Шазель, Лермитт

Пять человек из группы стали настоящими звездами французского кино: Кристиан Клавье, Мишель Блан, Тьерри Лермитт, Жерар Жюньо, Жозиан Баласко.

Их личная фильмография выглядит не менее внушительно, чем в составе «Le Splendid», хотя очень часто они и в личных проектах играли вместе с 2-3 участниками группы. Мари-Анн Шазель звездой назвать трудно, но она постоянно снималась со своим мужем Кристианом Клавье в достаточно больших ролях (включая такие кассовые проекты как «Пришельцы»), поэтому она тоже хорошо известна во Франции.

"Веселые и загорелые"
"Веселые и загорелые"

Шазель и Клавье были женаты около 30 лет. Любопытно, но уже после развода, когда они вместе играли в «Веселые и загорелые» (2006), по сюжету фильма герой Клавье хочет вернуть обратно бывшую супругу, сыгранную Шазель (оба их персонажа десять лет в разводе)…

Участники «Le Splendid» засветились во многих знаковых для французского кино проектах: «Откройте, полиция!» (1984) Клода Зиди (Лермитт), «Вали отсюда» (1984) Мишеля Блана (он же сыграл одну из главных ролей в этой картине, которая стала лидером французского проката 1984 года!) «Вечернее платье» (1986) Бертрана Блие (М.Блан), «Слишком красива для тебя» (1989) Б.Блие (Ж.Баласко), «Пришельцы» (1993) Жан-Мари Пуаре (К.Клавье, М.А. Шазель, К.Маньен) – эта комедия стала одним из самых кассовых фильмов за всю историю французского кино, «Индеец в Париже» (1994) Эрве Палю (Лермитт), «Ужин с придурком» (1998) Франсиса Вебера с Лермиттом (в том году эта комедия уступила во французском прокате только «Титанику»), «Астерикс и Обеликс против цезаря» (1999) Клода Зиди (К.Клавье)…

Луиш Регу (в коляске)
Луиш Регу (в коляске)

Под конец скажу несколько слов про португальца Луиша Регу, который был пятым «Шарло», но ушел из группы после съемок «Безумных новобранцев» (1971). Регу родился в Лиссабоне, но в юном возрасте перебрался во Францию, чтобы не служить в армии (позднее он загремел на пару месяцев в португальскую тюрьму за уклонение от военной службы).

В самостоятельном плавании без «Шарло» Регу не добился больших успехов, но за свою долгую карьеру засветился во многих популярных французских комедиях – чаще в небольших ролях. Те, кто любит французское кино, наверняка его видели, но вряд ли помнят, как зовут этого смешного парня и в каких проектах принимал участие.

Луиш Регу среди "загорелых" (в центре)
Луиш Регу среди "загорелых" (в центре)

Регу поработал в трех картинах вместе с «Le Splendid»: «Загорелые» (1978), «Сцены из жизни» (1985) и «Профессиональные тайны доктора Апфельглюка» (1991), а также в нескольких комедиях с участниками этой группы (например, в «Мужчины предпочитают толстушек» (1981). В 80-е годы Луиш вновь начал сотрудничать с «Шарло», снявшись еще в двух фильмах группы.