Советский период нашей государственности, бесспорно, богат на самые разные и противоречивые события. Однако в научной сфере и промышленности у нас всегда все было достойно. Особенно это касается разработок в сфере вооружения. Один из ярчайших примеров - уникальный ядерный поезд БЖРК "Молодец", детище конструкторского бюро во главе с братьями-академиками Уткиными. Он внешне был неотличим от обычного "товарняка" и мог незаметно передислоцироваться практически в любую точку страны.
Немного истории
В январе 1969 года в Советском Союзе был подписан приказ о создании боевого ж/д ракетного комплекса, в народе - "ядерного поезда". Перед КБ были поставлены казалось бы невыполнимые задачи:
- Спрятать ракету внутри вагона, при этом не превысив массу в 125 тонн - предельную нагрузку на полотно,
- Обеспечить полную безопасность ядерного заряда и устойчивость состава,
- Максимально быстро переводить ракету в боевое положение,
- Многие и многие другие...
Такого еще никто не делал. Столько сложных задач требовалось решить одновременно. Для снижения массы понадобилось бы использовать нестандартные материалы, да и по длине ракеты возникали проблемы - раньше КБ создавало "богатырей" куда большего размера, недели железнодорожный вагон.
Убрали сопла прямо в двигатели - уникальное решение для ракетостроения. Для выброса ракеты на высоту использовали специальный пороховой двигатель, после чего маневровый двигатель. Это было необходимо, чтобы огонь не повреждал поезд и все в округе.
В течение двух лет (1985-1987) было осуществлено более 30 пусков ракет, состав прошел около 400000 км по дорогам страны. По итогам испытаний сделаны однозначные выводы: ядерные поезда доведены до совершенства и могут вставать на боевое дежурство. И осенью 1987 года первый такой ракетный полк в Костроме приступил к несению службы.
Что входило в состав БЖРК
Комплекс включал в себя:
- 3 тепловоза,
- командный модуль из 7 вагонов,
- 3 пусковых модуля с 3 межконтинентальными ракетами (всего 9 вагонов),
- цистерна с ГСМ.
Количество новых наработок, использованных в создании комплекса, поражает воображение. Например, в командном пункте использовалась радиопроницаемая крыша и специально разработанные антенны. Сам поезд мог в случае необходимости разделяться на три самостоятельные части.
ТТХ комплекса
БЖРК обладал следующими характеристиками:
- Дальность полета ракеты - свыше 10 тыс км,
- Точность поражения - от 200 до 500 метров,
- Вес - 105 тонн,
- Длина ракеты 23 метра,
- Оперативность - способность преодолевать до 1000 км в сутки,
Любопытно, но советские и в последующем российские ядерные поезда стали непрекращающейся головной болью для американцев. Их в режиме "онлайн" выслеживало более десятка спутников, но тщетно - уникальную разработку не могли отличить от обычного поезда даже работники железной дороги!
Позорная страница
После развала Советского союза отношения между его правоприемницей Россией и США потеплели. Правительство, стараясь угодить западным "партнерам", согласилось уничтожить часть оружия. Подписали договор о сокращении наступательных вооружений. Американцы выделили баснословные средства для этого, даже привозили в Россию сверхмощные резаки - лишь бы русские сами порезали свои ракеты. В Брянске даже создали специальную линию для разбора таких поездов. Все происходило под попустительством тогдашнего президента Бориса Николаевича Ельцина.
К 2005 году все комплексы были сняты с боевого дежурства - из 12 существовавших поездов 10 были уничтожены, а 2 оставлены в качестве музейных экспонатов.
Однако последующие годы мусолилась информация о работах над созданием нового комплекса под названием "Баргузин". Но в 2017 году Министерство обороны заявило, что программа приостановлена. Некоторые источники утверждали что не было достигнуто соглашение с компанией РЖД, которая выступила против тяжелейших составов, которые портят полотно, ведь от капитализма просто так не уйти. Что это - специальный вброс или правда - остается открытым вопросом. А что думаете вы?