Найти в Дзене
Top Secret History
Подписаться

1951 год. Как в мирное время СССР потерял сразу 13 истребителей за несколько минут

Оглавление

14 апреля 1951 случилась самая неоднозначная и непубличная трагедия, точной разгадки которой нет до сих пор. В тот день, буквально в течении нескольких минут, разбились сразу 13 советских истребителей Ил-10, погибло 26 летчиков. Что же могло произойти в тот день? Давайте разбираться.

О самолете

Ил-10 - штурмовик-бомбардировщик советского производства, который пришел на смену своему предшественнику Ил-2, отлично зарекомендовавшему себя на поле боя.

-2

Летные характеристики:

  • Эпипаж - 2 человека (пилот и стрелок);
  • Длина - 11 метров;
  • Размах крыла - 13 метров;
  • Масса - 4650 кг (пустой), 6300 кг (с боеприпасом);
  • Практическая дальность - 1500 км;
  • Максимальная скорость - 505 км/час.

Как все случилось

В тот злополучный день наши летчики, дислоцированные в штурмовом авиационном полку неподалеку от Берлина, вылетели на штурмовиках Ил-10 чтобы совершить тренировочные полеты. Командовал группой опытный командир подполковник Гаврась. Сами летчики - тоже не пальцем деланные, многие принимали участие в боевых действиях и имели много часов налета. Они знали боевые машины как свои пять пальцев.

-3

В пригороде Берлина погодные условия были удовлетворительными. Ясное небо, отсутствие осадков. Но в какой-то момент погода резко переменилась и пошел снег с градом. Очевидцы из деревни Кемлиц вспоминают: вместе с градом один за другим начали с неба начали падать... Советские самолеты!

За пять минут погибла почти половина авиационного полка - 13 боевых машин и их экипаж в составе 26 человек. Лишь нескольким пилотам удалось аварийно посадить свои самолеты в самый последний момент.

Расследование

До сих пор никаких заключений по факту трагедии опубликовано не было. Даже самые высокие генеральские чины и эксперты, перерывшие все архивы вдоль и поперек, так и не смогли найти официальных документов, проливающих свет на случившееся. Имеются сведения что уголовное дело все же было возбуждено военным гарнизонным судом, но по всей видимости, было засекречено. Остается довольствоваться лишь догадками и предположениями.

-4

Существует несколько версий:

  1. Попытка массового побега. Советские летчики попытались сбежать на Запад в поисках лучшей жизни и для получения вознаграждения за боевые машины, но их сбили свои же. Сомнительная версия, но тем не менее, имеющая право на жизнь.
  2. Более интересная версия - это месть американцев. Дело в том, что всего за пару дней до инцидента во время конфликта в Корее советские летчики сбили 14 американских истребителей и 4 бомбардировщика. Американцы даже прозвали этот день "Черным четвергом".
  3. Некачественное топливо или ошибка пилотов. Какова вероятность того, что самолеты, заправленные плохим топливом, могли разбиться в одной и той же местности, либо что все 13 экипажей могли допустить одну и ту же ошибку?
  4. Цикличность истории - самая мистическая версия! Дело в том, что 12 лет назад, в августе 1939 года недалеко от места падения случалась похожая трагедия. Тогда 13 немецких истребителей Ju-87 разбились при загадочных обстоятельствах и погибло такое же количество членов экипажа - 26! Командира авиагруппы тогда оправдали, сославшись на плохие погодные условия, преодолеть которые было невозможно.
  5. Плавно переходим к последней и самой вероятной версии - плохая погода. По тем крупицам, что удалось собрать, можно предположить, что наши летчики специально влетели в грозовой фронт. Для испытания нового навигационного оборудования для работы в сложных погодных условиях. Но к сожалению, оно никак не помогло и наши бойцы разбились.

На окраине немецкой деревни Кемлиц до сих пор стоит мемориальный камень в память о наших погибших летчиках. К сожалению, на Родине о них не помнит практически никто... Похоронены герои на городском кладбище в Постдаме.